- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Транспорт
- Дата публикации
Почему создание Дорожного фонда не улучшит качество ремонта автодорог
Законодатели озаботились реформированием системы ремонта автомобильных дорог Украины. На прошлой неделе Верховная Рада Украины (ВРУ) приняла в первом чтении законопроект №4014а о внесении изменений в Закон Украины "Об источниках финансирования дорожного хозяйства Украины", предполагающий усовершенствование механизма финансирования дорожной отрасли (за него проголосовали 286 народных депутатов при необходимом минимуме в 226 голосов) и законопроект №4015а, который вносит соответствующие изменения в Бюджетный кодекс.
Кроме того, депутаты поддержали направление обоих документов на подготовку ко второму чтению по сокращенной процедуре. "Сегодняшнее первое голосование — сигнальное, но я верю, что окончательное голосование состоится во время инфраструктурного дня в парламенте, который запланирован на конец октября этого года. И мы с 1 января 2017 года получим ту систему, о которой мечтали", — прокомментировал ситуацию Владимир Омелян, Министр инфраструктуры Украины (МИУ).
Похоже, министр сильно поспешил с датой резкого улучшения подходов к строительству автодорог. Или представления министерства об идеальной системе дорожного управления сильно отличаются от ожиданий автомобилистов, для которых главное — качество и безопасность.
Без контроля качества упомянутые законопроекты не приблизят к этим параметрам украинские дороги.
Финансовая перезагрузка
В документе №4014а говорится о создании Дорожного фонда в составе специального фонда Государственного бюджета. Если этот законопроект будет принят во втором чтении и его подпишет президент, объем финансирования строительства и ремонта дорог, по самым скромным оценкам, увеличится до 40 млрд грн.
В соответствии с законопроектом №4015а распределяться деньги Дорожного фонда будут так:
- 62% — на финансирование строительства, реконструкцию и содержание автомобильных дорог государственного значения;
- 35% — на погашение кредитных обязательств дорожников, а также на ремонт, содержание и строительство дорог местного значения;
- 3% — на финансирование мероприятий и обеспечение безопасности дорожного движения.
Наполнять Дорфонд будут акцизные налоги на нефтепродукты (как производимые в Украине, так и импортируемые) и импортируемые транспортные средства, сбор денег с габаритных машин с перегрузом и (если в Украину придут инвесторы) концессионные платежи с автодорог.
"Сейчас эти средства расходуются нецелевым образом. Наша задача — начать полномасштабные инфраструктурные проекты, и Дорожный фонд это позволит сделать, начиная уже с 2017 года", — отметил нардеп Ярослав Дубневич, один из разработчиков и главных лоббистов законопроектов №4014а и №4015а, за день до голосования в ВР.
По подсчетам Романа Хмиля, экс-главы департамента автотранспорта МИУ, для того чтобы отремонтировать то, что есть, нужно около 1 трлн гривен.
По данным МИУ, только с целевых акцизов, которые являются ключевыми, в Украине ежегодно собираются около 35-40 млрд грн. "Но, если рынок нефтепродуктов вывести из тени, это сумму можно увеличить еще на 30-40%", — добавляет Хмиль.
В идеале каждый год на ремонты может быть направлено около 50 млрд грн. При условии поддержания такого уровня финансирования отремонтировать все украинские дороги можно за 20 лет.
Дорожная раздача
Сейчас в Украине около 170 тыс. км дорог государственного и местного значения, из которых почти 90% нужно реконструировать и ремонтировать. Протяженность дорог местного значения около 120 тыс. км, дорог государственного значения — около 50 тыс. км.
Анонсированная еще в 2015 году реформа "Укравтодора" предполагает его разделение и передачу дорог местного значения на баланс местным властям.
"Передача местных дорог сведет уровень коррупции к минимуму, так как претензии по качеству дорог люди будут направлять не безликой Службе автомобильных дорог, а конкретным персоналиям — представителям местной власти. И если свою работу они будут плохо делать, за них на следующих выборах никто не проголосует", — рассуждает Роман Хмиль.
Эту инициативу приветствуют местные власти. В беседе с автором статьи они не раз сетовали, что не имеют права ремонтировать за свой счет местные дороги — для них это нецелевое использование средств.
"Мы бы хотели отремонтировать 7 км дороги, которая ведет к нашему селу за свой счет — мы можем себе это позволить. Но для этого "Укравтодор" должен передать нам этот участок нам на баланс, но там не торопятся это делать — я уже сотни писем в десятки инстанций написал", — рассказал Николай Поляк, мэр села Поляница (ГК "Буковель").
"Местные власти готовы взять такие дороги, так как сейчас они просто не имеют право вкладывать деньги в дороги, которые им не принадлежат!" — соглашается Александр Беленький, председатель Полтавского облсовета.
Но есть нюанс: о передаче дорог местного значения на баланс местных властей в упомянутых законопроектах речь не идет.
В разделе МИУ, посвященному глобальным переменам в отрасли, числится реформа службы автомобильных дорог "Укравтодор", одним из пунктов которой является передача дорог местного значения от Службы местным властям. Дедлайн по выполнению этой задачи закончился еще в апреле этого года. По состоянию на текущий момент — в МИУ успели только провести опись всех дорог и сегментировать их. То есть, сделали около 1,3% от необходимого.
Главный документ — проект Закона Украины №0954, который предполагает такую передачу дорог, был принят в первом чтении летом прошлого года. Но на каком он этапе сейчас и когда планируется его вынесение на повторное голосование — неизвестно.
Автор статьи обратилась за информацией к Ярославу Дубневичу (он также инициатор законопроекта №0954), но к моменту публикации статьи, он не ответил на обращение.
Это значит, что в случае принятия только законопроектов о создании Дорожного фонда (№4014а и №4015а), "Укравтдор" попросту получит больше денег.
Плохие традиции
В таком свете диспропорция в распределении средств по дорогам государственного и местного значения выглядит довольно странно. Легко подсчитать: если бюджет Фонда составит около 40 млрд грн, то на дороги государственного значения пойдет 24,8 млрд грн. А регионального — около 14 млрд грн, хотя их протяженность почти в два раза больше, а состояние — в разы хуже. Некоторые пути местного значения не видели капремонта 45-50 лет (по нормативам его нужно проводить каждые 12 лет), и едва ли могут претендовать на звание "дорога". Сейчас — это больше направления.
"На дороги государственного значения нужно больше денег — они рассчитаны на ось машины 11 тонн, а значит, покрытие дороги должно быть в три раза толще, чем дороги местного значения, поверхность которой рассчитана на ось 6 тонн", — объясняет Роман Хмиль.
Есть и еще один нюанс — в эти 14 млрд грн, которые должны получить местные дороги, заложены и выплаты по долговым обязательствам "Укравтодора". Как сообщали в этой организации, по состоянию на начало 2015 года, кредитный портфель Государственного агентства автомобильных дорог Украины составлял около $2,7 млрд. Значительную часть этой суммы нужно погасить в ближайшие несколько лет. А ведь есть еще валютные риски — кредиты привлекались в долларах и евро.
При таком подходе местные дороги вскоре могут окончательно исчезнуть. Ведь, несмотря на ограничения, ими пользуются габаритные авто. И это не единичные случаи, так как к части терминалов, сортировочных центров, складов и прочим объектам логистики — они единственный путь.
К тому же в последнее время на дорогах на государственного значения ужесточили весовой контроль и начали ставить габаритно-весовые комплексы. П еревозчики стали объезжать контрольные пункты по дорогам местного значения.
Проконтролировать этот вопрос могли бы местные власти, но лишь в том случае, если бы они отвечали за эти дороги, а пока у них не будет ни полномочий, ни желания осуществлять такой контроль.
"Передавать дороги на баланс местным властям невыгодно. Качественный ремонт должен выдерживать нормативный срок — 5 лет — и местные власти заинтересованы, чтобы такие сроки выдерживались, а служба автомобильных дорог — нет. Ей намного интереснее проводить и заказывать ремонт каждую весну", — считает Григорий Степанский, президент АО "Укртранскор", которое занимается проектированием дорог.
В пользу такого мнения говорят возникшие сложности с осуществлением независимого контроля качества дорожных работ. По данным МИУ, ужесточение таких проверок — это третий этап предполагаемого реформирования "Укравтодора", который выполнен только на 0,4%. В рамках него планируется разделить функции заказчика, исполнителя и контролера работ. Проверку качества дорожных работ должны доверить независимым инженерам-консультантам.
Но пока такой контроль остается прерогативой ГП "Дорцентр", подконтрольной "Укравтодору" организации, конкурсы на привлечение международных аудиторов отменяют.
По мнению правительства, в помощь борьбе с коррупцией будет система электронных госзакупок в Prozzoro. Но в этом тоже сильно сомневаются эксперты. Prozzoro никоим образом не мешает воровать деньги на строительстве дорог, если заказчик и его "намоленный" подрядчик вступили в сговор с целью наживы", — говорит Юрий Николов, главный редактор медиаресурса "Наші Гроші", специализирующегося на изучении тендерной документации госзакупок.