В Польшу за семь часов: "Укрзализныця" о первых результатах запуска скоростного поезда в Перемышль

Директор по пассажирским перевозкам и сервису ПАО "Укрзализныця" Игорь Романкив — о первом международном рейсе скоростного поезда "Интерсити+" в Польшу, о повышении комфорта внутреннего железнодорожного сообщения и о том, когда же заработает эскалатор на киевском ж/д вокзале
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

В конце 2016 года ПАО "Укрзализныця" (УЗ) впервые запустила скоростной поезд за пределы Украины — на станцию Перемышль в Польше. Это вызвало как интерес, так и возмущение клиентов компании, ведь некоторые процессы пришлось отлаживать, что называется, на ходу. Но и кроме нового поезда было достаточно много различных анонсов по пассажирскому сообщению, которые могут быть реализованы в 2017 году. Журналист Delo.UA пообщался с директором по пассажирским перевозкам и сервису ПАО "Укрзализныця" Игорем Романкивым о развитии прямого пассажирского сообщения с Восточной Европой, появлении новых вагонов и, конечно же, спросил о том, когда возобновит полноценную работу эскалатор на Центральном ж/д вокзале Киева.

В декабре 2016 года в первый рейс отправился скоростной поезд "Интерсити +" №705/706 сообщением Киев Львов Перемышль. Какова цель этого проекта?

Я хотел бы процитировать по этому поводу министра инфраструктуры Украины Владимира Омеляна: "Наконец пошел первый поезд в Европу: не до Москвы или Санкт-Петербурга, а в Европу — куда нам всем нужно двигаться".

"Укрзализныця" поставила цель открыть новый маршрут и упростить пассажирам пересечение границы между Украиной и Польшей. Тем самым поездки между двумя нашими странами теперь требуют гораздо меньше времени. И к тому же путешествия происходят в комфортных условиях. Фактически, "Укрзализныци" понадобилось меньше месяца для реализации этого проекта — это просто фантастические сроки.

Как вы оцениваете итоги первых рейсов в Перемышль с точки зрения заполняемости?

Поезд хорошо заполняется, ведь есть очень много прямых пассажиров из Киева в Перемышль. В первых рейсах было от 50 до 300 таких пассажиров. Например, в рейсе 1 января 2017 при вместимости поезда 579 кресел в Перемышль путешествовали 268 пассажиров — то есть почти 50%.

А 9 января был знаменательный день: до Перемышля продано 579 билетов — то есть 100% кресел.

Как вы оцениваете годовой пассажиропоток в направлении Перемышля?

Однозначно, это очень перспективное направление. Хотя бы потому, что это первый украинский скоростной поезд, который доезжает до города в европейской стране. Это меняет стереотипы международного путешествия железнодорожным транспортом. Чтобы добраться из Киева в Перемышль этим поездом, нужно пока всего чуть более семи часов.

Уже очень скоро мы сократим это время до 6 часов 30 минут за счет оптимизации технологии контрольных процедур.

Наши коллеги из польской железной дороги сразу поддержали эту идею и предоставили возможность рейсов из Перемышля в Варшаву, в Краков. И перед отправкой нашего поезда из Перемышля прибывает целый ряд поездов из польских городов. Неудивительно, что на 1 января 2017 этим поездом уже совершили путешествие более 2500 пассажиров, а с учетом предварительной продажи уже реализовано около 5000 билетов в международном сообщении.

Почему в Перемышль пустили именно "Интерсити", а не, например, пригородный поезд из Львова? Его можно было бы запустить в качестве дополнения к "Интерсити +" с частотой два-три раза в сутки...

Идею пригородного поезда никто не отменяет, но это совсем другой сегмент пассажиров и совсем другая задача перевозок. Поезд "Интерсити+" ориентирован в большей степени на обычных туристов, студентов, которые едут на обучение, с целью культурного обмена. А пригородный поезд будет выполнять исключительно текущие потребности местного региона. "Интерсити+" — это возможность быстрого прямого сообщения между двумя странами. Тем более, есть договоренность, что пограничный и таможенный контроль производится непосредственно в поезде, что очень комфортно: пассажиру не нужно покидать поезд и проходить какие-то дополнительные виды контроля. Кстати, мы благодарны Государственной пограничной службе и Государственной фискальной службе за обеспечение прохождения пограничных формальностей во время движения поезда: данную инициативу поддержало правительство, и она была реализована без каких-либо бюрократических проволочек.

Появятся в ближайшем будущем поезда в другие города Польши?

В первую очередь это вопрос инфраструктуры. Такая возможность рассматривается, но, к сожалению, по территории Польши не так много нашей широкой колеи. Здесь очень многое зависит от польских коллег: насколько они будут готовы допустить наше пассажирское движение на свою территорию.

Ближайшая перспектива — поезд до Хелма, где есть колея украинского стандарта шириной 1520 мм.

Также рассматриваются и другие направления в Европу, в частности в страны Балтии — это уже в среднесрочной перспективе.

С покупкой билетов на первые рейсы "Интерсити +" из Польши возникла проблема. Какова точная инструкция по покупке билетов для пассажиров на этот рейс в Украине и Польше?

Проблема с билетами из Польши была ситуативной, она возникла разово. На сегодня, как меня заверили польские коллеги и представители "Укрзализныци", она уже снята. Кроме того, не надо забывать, что любую поездку необходимо планировать заранее. По моему мнению, проблема была в том, что люди, которые пересаживались в наш поезд из польских пригородных поездов, хотели бы покупать билеты на него непосредственно в вагонах. Но это не соответствует высокому классу поезда "Интерсити+". Сейчас польские коллеги уверяют, что есть возможность приобрести билет до самого отправления поезда.

Если говорить о пассажирских перевозках в целом, какими способами и за какой срок "Укрзализныця" планирует повысить комфорт и улучшить сервис?

"Укрзализныця" в последнее время очень серьезно и системно работает над этим — это главный приоритет правления ПАО "Укрзализныця" и лично члена правления Сергея Михальчука, который возглавляет пассажирскую вертикаль в компании. На сегодня у нас практически нет проблем с наличием в поездах моющих средств, туалетной бумаги. Перед каждой поездкой все поезда своевременно убирают. Также мы очень серьезно подошли к вопросу замены белья и всего съемного инвентаря в вагонах. Сейчас разрабатывается полностью новый документ, который позволит убрать из поездов некомфортные старые подушки, одеяла.

Уже сегодня мы начали работу по подготовке к летним перевозкам, в частности — к обеспечению температурного режима в поездах. Проверяем исправность систем кондиционирования.

Какие планы на 2017 год по расширению маршрутной сети?

Из нового расписания, действующего с 12 декабря, уже видно, что "Укрзализныця" значительно расширила маршрутную сеть. Главное, мы прекратили тенденцию к сокращению и перешли в фазу роста. Сделано все для того, чтобы на период зимних перевозок пассажиры получили возможность доехать железнодорожным транспортом в любой уголок страны.

По состоянию на 1 января было предложено более 40 дополнительных поездов.

Также мы мониторим пассажиропоток и при необходимости добавляем поезда на направления, которые пользуются спросом: как вот, например, со Львовом, куда вскоре будет курсировать еще один скоростной поезд "Интерсити +".

Еще один вопрос по маршрутной сети. Появится прямое сообщение между Одессой и Мариуполем?

Мы рассматриваем такой вариант, но проблема в том, что в направлении Мариуполя нет возможности запускать много поездов — вероятно, мы решим вопрос с помощью группы прицепных вагонов. Думаю, что к летним перевозкам такое сочетание имеет большой шанс появиться.

Инфраструктура вокзалов это также сервис и комфорт. Поэтому когда будет отремонтировано эскалатор в помещении центрального железнодорожного вокзала Киева?

Проблема в том, что производитель эскалатора не смог вовремя предоставить запчасти. К тому же не состоялся тендер на замену эскалатора, хотя его проведения планировалось трижды. Из-за сложности отечественного законодательства в сфере государственных закупок на тендер не заявился ни один производитель. Сейчас эскалатор работает в часы наибольшего пассажиропотока.

Но в 2017 году мы все-таки планируем установить новый эскалатор, средства для этого предусмотрены.

На какие рейсы в первую очередь будут направлены закупленные "Укрзализныцей" новые пассажирские вагоны (21 шт.)? А также те, которые модернизируются в 2016-2017 годах? Иными словами, кто из пассажиров первыми увидят реальные обновления и когда?

Вагоны, которые отремонтированы капитально-восстановительным ремонтом, сразу становятся в поезда и заменяют те вагоны, которые, в свою очередь, требуют ремонта или замены. Это вагоны класса "СВ" и купейные вагоны. А вот из новых закупленных вагонов-трансформеров мы хотим сформировать два поезда, которые будут курсировать по маршруту Киев — Ивано-Франковск, а также один поезд Запорожье — Ивано-Франковск. На зимний период это самое населенное направление. Туда поезд будет ехать ночью, а возвращаться, соответственно, днем. Сейчас основная наша стратегия — чтобы поезда не простаивали, а перевозили пассажиров.

Когда появятся эти поезда?

Как только мы получим вагоны. К сожалению, нас пока подводит наш поставщик — Крюковский вагоностроительный завод, который выиграл тендер на поставку этих вагонов. В ближайшее время мы получим девять вагонов, а чуть позже и остальные. Напомню, что до этого последняя закупка вагонов состоялась в 2008 году. А на 2017-й утвержденным финансовым планом "Укрзализныци" предусмотрена закупка еще 50 новых вагонов и капитально-восстановительный ремонт 200 вагонов.

Какой общий и рабочий парк пассажирских вагонов "Укрзализныци"?

Рабочий парк составляет около 3000 пассажирских вагонов. При этом парк изношен примерно на 85%. Замечу, что сейчас мы разрабатываем новый проект капитально-восстановительного ремонта вагонов. Он должен быть представлен общественности в апреле.

Сколько стоит модернизация имеющегося вагона и сколько стоит новый?

На капитально-восстановительный ремонт одного пассажирского вагона необходимо 8,5 млн гривен. При том что новые вагоны "Укрзализныци" обходятся вдвое дороже. То есть за весьма умеренную сумму мы получаем вагон со значительным продлением срока службы, а именно на 10 лет.