Вогнали в краску: Кто производит лакокрасочные материалы в Украине

Вогнали в краску: Кто производит лакокрасочные материалы в Украине
На украинском рынке лакокрасочных материалов заграничной продукции продается в разы больше, чем выпускают все украинские производители вместе взятые. Но даже это не разрушило веру отечественных "лакокрасочников" в возможность импортозамещения
Мы продолжаем сражаться с оккупантом на информационном фронте, предоставляя исключительно проверенную информацию и аналитику.
Война лишила нас возможности зарабатывать, просим Вашей поддержки.
Поддержать delo.ua

По данным Госстата, в Украине в 2015 году было произведено всего 136 тыс. тонн лакокрасочных материалов (ЛКМ). Это на 8% меньше, чем годом ранее, а в сравнении с "докризисным" 2011 годом падение составило аж 27,7% (тогда произвели 188,2 тыс. тонн ЛКМ). С тех пор рынок только падал. Самое существенное снижение произошло в 2014 году: объем отечественного производства лакокрасочных изделий тогда составил 162,2 тыс. тонн, снизившись на 10,9% по сравнению с 2013-м, пишет журнал "Топ-100. Рейтинги крупнейших. 500 крупнейших производственных компаний Украины".

Эксперты единодушны: нынешний кризис более масштабный и болезненный, чем в 2008 году. "Из-за аннексии Крыма и военных действий на востоке страны мы потеряли более 3 млн потребителей. Если учесть, что объем потребления ЛКМ на душу населения составляет 6 кг в год, потери отрасли превысили 18 тыс. тонн", — сетует президент Ассоциации украинских производителей лакокрасочной продукции Сергей Хоменко.

Красочные персонажи

На сегодня в Украине работает чуть более 200 производителей ЛКМ, и их количество из года в год падает. В 2013 году их было 246, по итогам 2014 года Госстат насчитал всего 211, а стабильно работают вообще лишь около 30 производителей. И если ранее, по словам Сергея Хоменко, свою деятельность сворачивали, как правило, небольшие предприятия, то теперь с рынка ЛКМ уходят его лидеры. В конце июня о своем уходе из Украины заявила финская компания Tikkurila (компания владела заводом "Фарбы Колорит" в селе Петропавловская Борщаговка Киевской области). Предприятие выкупили топ-менеджеры — генеральный директор Мауно Нурм и коммерческий директор Игорь Женевский.

Согласно данным аналитической группы Transparency Market Research (TMR), лидерами рынка являются "Снежка-Украина", "Мефферт Ганза Фарбен" (ТМ "Дюфа", ТМ "МГФ"), "ЗИП" (ТМ "Зебра", "Триора", "Мальва"), "Капарол Днепр" (ТМ "Альпина"), "Файдаль УА" (ТМ "Файдаль"), "Полисан" (ТМ "Полисан") и ЧП "Олейников" (ТМ Smile).

В 2015 году в Украине было произведено всего 136 тыс. тонн лакокрасочных материалов

Суп "Эконом"

Если еще в 2011 году емкость украинского рынка в денежном выражении составляла $208 млн (по данным Госстата), то по итогам 2015 рынок "съежился" до $97,11 млн.

Сокращение емкости рынка лакокрасочных материалов обусловлено причинами, ставшими бедой всех связанных со строительством отраслей: к падению продаж ЛКМ привело существенное падение строительного рынка в целом. При этом, как отмечает эксперт рынка недвижимости Игорь Черненко, именно спад в "организованном строительстве" стал наиболее болезненным для производителей, ведь розничные продажи для них являются лишь каплей в море доходов.

Но и они буксуют. По данным Pro-Consulting, за последние два года стоимость красок и лаков в гривне выросла практически в 2 раза. "В новых рыночных условиях производителю необходимо учесть стремление украинцев экономить. Сейчас более половины всего предложения на рынке, около 60%, — это ЛКМ не просто сегмента "эконом", а "субэконом". И этот тренд будет только усугубляться", — прогнозирует Елена Лапина, маркетолог компании "ЗИП".

В TMR оперируют аналогичными данными: помимо продукции "субэконом", которая занимает большую часть рынка, еще около 30% приходится на продукцию "эконом", а продукция "элит" и "премиум" сегодня занимает не более 15%. При этом эксперты отмечают, что больше шансов реализовать свою продукцию в сегменте "субэконом" у производителей, которые ориентированы на сотрудничество с торговыми сетями. "Даже крупные корпоративные клиенты уходят в DIY, а строительные рынки стремительно теряют позиции", ― говорится в отчете TMR. Отметим, что в сегменте "субэконом" представлены в первую очередь отечественные производители "ЗИП" (ТМ "Зебра", "Триора", "Мальва"), "Полисан" (ТМ "Полисан"), "Полифарб Украина" (ТМ "Барви природи", "Биофарба"), ЧП "Олейников" (ТМ Smile) и др.

Воды побольше, но подешевле

Увеличение спроса на более дешевые ЛКМ — не единственное, что характеризует рынок сегодня. Не менее ярко выделяется и ассортиментный тренд. Украина следует общемировой тенденции перераспределения спроса в сторону водно-дисперсионных средств в ущерб органорастворимым.

Для разбавления органорастворимых ЛКМ используются органические жидкости: ацетон, скипидар, "Уайтспирит", бензин. Среди них разделяют масляные (связующее звено — масла) и алкидные (связующее звено — алкидная смола). Органические ЛКМ признаны наиболее токсичными из всех видов продукции, и из-за их негативного влияния на окружающую среду многие страны мира отказались от их использования. В состав водно-дисперсионных средств входят компоненты, растворенные в воде. Этот вид продукции позиционируется как экологически чистый и быстросохнущий (в сравнении с органическими). Именно водно-дисперсионные красители (ВДК) являются сегодня краской массового спроса.

На сегодня в Украине работает чуть более 200 производителей лакокрасочных материалов

Ранее в структуре общего производства ЛКМ в Украине доля ВДК была стабильно ниже, чем у органических, однако с 2014 года ситуация изменилась — производить ВДК стали даже больше, чем "органику". Более того, если падение объемов производства органорастворимых красок за период с 2011 по 2015 годы составило 47% в натуральном выражении, то объемы выпуска ВДК за этот же период практически не изменились: в 2011 году было произведено 79,2 тыс. тонн "водных" красок, и в 2015 году — все те же 79 тыс. тонн, в то время как органорастворимых красителей всего 57 тыс. тонн.

Отчасти растущий спрос на ВДК связан с более стремительным подорожанием лакокрасочных материалов на основе органических растворителей. В 2014 году стоимость сырьевых компонентов, используемых для производства водно-дисперсионных красок, повысилась в среднем на 15%, тогда как для производства органических ЛКМ — на 40%.

Скрасить недостаток

Согласно отчету TMR, доля импортных лакокрасочных средств на украинском рынке составляет около 85%, и такой расклад не меняется уже много лет. Так, в 2015 году при общем объеме рынка в $97,11 млн на импорт пришлось $81,7 млн, а 2014-м — $123,7 млн. из $139,6 млн.

Львиную долю импорта красителей обеспечивают европейские страны. Суммарный объем поставок ЛКМ из Европы в 2015 году, по данным Госстата, составил $70,4 млн, в то время как импорт из стран СНГ и Азии — всего $5,2 млн и $4,8 млн соответственно.

Наибольшая доля всех ввозимых в Украину ЛКМ (более 50%) у органорастворимых средств. При этом если бесспорным лидером по объемам поставок в Украину органорастворимых ЛКМ долгое время были страны СНГ, в частности, Россия, а водно-дисперсионных — страны Европы, то по итогам 2015 года европейцы вышли в абсолютные лидеры обеих категорий. Так, согласно отчету TMR, в сегменте органорастворимых красок их доля увеличилась с 46% до 77%, а в сегменте водно-дисперсионных — до 90%.

Смогут ли отечественные "лакокрасочники" воспользоваться интересом потребителей в более дешевых ЛКМ и обеспечить импортозамещение, вопрос спорный. В TMR считают, что по сравнению с объемами локального производства импорт ЛКМ в Украину настолько существенный, что на 100%-ное замещение просто не хватит ресурсов, ведь полностью заменить некоторые виды невозможно в принципе. "Отдельные виды сырья можно купить у строго определенных зарубежных поставщиков, поскольку только они занимаются его разработкой. При этом в некоторых сегментах рынка индустриальных "лакокрасок" именно это сырье является основой производства, а в структуре потребления доля таких ЛКМ достигает 90 %. Можно ли тут говорить о 100%-ном импортозамещении?" — подчеркивает Елена Лапина.

Еще более категоричен Сергей Хоменко. Он утверждает: сегодня 100% сырья для отечественных ЛКМ, кроме лака для органорастворимых красок, производимого из полуфабриката, Украина импортирует из Европы. И легким движением руки заменить более чем 20 компонентов иностранного происхождения отечественными практически невозможно. "Особенно когда речь идет о сырьевых особенностях индустриальных красок, используемых преимущественно в машиностроении, вагоностроении и судостроении", — уверяет эксперт. По его словам, фактически невозможно и создание собственной сырьевой базы, ведь на мировом уровне этот процесс давно контролируется основными промышленными гигантами, которые и поделили между собой мировой рынок.

А что же экспорт? Ранее украинские производители ЛКМ возлагали большие надежды на рынки ЕС, но теперь они не представляют для них большого интереса. В конце 2000-х украинские краски конкурировали на европейском рынке с местными брендами благодаря низкой цене. "Но сейчас в ряде западных стран действуют жесткие требования к безопасности продукции: краски должны быть экологически безопасными, что присуще отнюдь не всем ЛКМ из Украины, ― разъясняет Сергей Хоменко. ― Кроме того, для большинства зарубежных потребителей бесповоротно ушло на второй план и более низкое ценовое позиционирование ЛКМ". В силу этих причин сегодня экспорт ЛКМ из Украины крайне незначителен: по итогам 2015 года он составил $10,17 млн, а в 2014-м ― $8,3 млн.

Доля импорта лакокрасочных средств на украинском рынке составляет около 85%

Красочный год

Итоги первого полугодия 2016-го стали для участников украинского рынка ЛКМ долгожданным приятным сюрпризом: впервые за пять лет статистика работы отрасли свидетельствует об окончании рецессии. Так, согласно данным Госстата, по итогам первых 6 месяцев 2016 года в Украине было произведено 77,1 тыс. тонн ЛКМ на $7,8 млн при импорте 790 тыс. тонн ЛКМ на общую сумму $42,8 млн. Если во втором полугодии удастся сохранить такие темпы, то впервые с 2011 года рынок продемонстрирует пусть и небольшой, но рост — на 4-5%.

Аналитики отраслевого издания "Хим-Курьер" прогнозируют, что при даже незначительном росте покупательной способности украинцев уже в 2017 году рынок ЛКМ может ощутить на себе резкий рост спроса, ведь последние три года украинцы откладывали затратные ремонты. По оценкам TMR, в следующем году объемы производства лакокрасочных материалов в Украине могут вырасти на 10-15%. Более того, к 2020 году рынок, возможно, откатится до докризисных показателей: объемы производства увеличатся на 25-30% и достигнут уровня 2012 года в 188 тыс. тонн, а его емкость увеличится до $200 млн.

В ассортиментных предпочтениях украинцев в ближайшие годы вряд ли что-либо существенным образом изменится. Водно-дисперсионные ЛКМ будут все так же популярны, и продажи в этой категории в денежном выражении могут достичь $55-60 млн., а в натуральном выражении в 2-3 раза превысить объемы продаж ЛКМ других категорий. Это обусловлено повышением "квалифицированности" потребителей и тем, что все большее количество украинцев приходит к пониманию важной роли экологичности в жизни современного человека.