НБУ курс:

USD

41,53

+0,02

EUR

45,00

--0,16

Наличный курс:

USD

41,55

41,45

EUR

45,29

45,10

Временный лоцман

Александр Голодницкий. Фото: АгроЮг
Александр Голодницкий. Фото: АгроЮг
Временно исполняющим обязанности главы АМПУ назначен экс-глава "Дельта-Лоцман" Александр Голодницкий. На морском рынке он запомнился акциями протестов и коррупционными скандалами
Як забезпечити розвиток і стійкість компаній: досвід TERWIN, NOVUS, Arcelor Mittal, СК ІНГО та 40 інших провідних топменеджерів та державних діячів.
11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтесь, як бізнесу адаптуватися до нових регуляторних вимог, реагувати на зміни та залучати інвестиції у нинішніх умовах. Реальні кейси від лідерів українського бізнесу.
Забронировать участие

С разницей в один день в морской отрасли Украины произошли два важных события. 23 января 2020 года Наблюдательный совет Администрации морских портов Украины объявил открытый конкурс на должность главы этого госпредприятия. А уже 24 января ГП "АМПУ" получило временного руководителя: на место Райвиса Вецкаганса пришел 47-летний Александр Голодницкий, который с 2014 работал начальником филиала "Дельта-лоцман" ГП "АМПУ".

Уход Вецкаганса ожидался давно. Еще в октябре 2019-го министр инфраструктуры Владислав Криклий обещал "устроить джихад" коррупционерам портовой отрасли. А профсоюзы портовиков неоднократно устраивали протесты против латышского "варяга", обвиняя его в коррупции и незаконных увольнениях сотрудников. Но вот назначение Голодницкого в эту логику вписывается с трудом: новый исполняющий обязанности главы АМПУ имеет весьма неоднозначную репутацию на морском рынке.

Народ против

Даже беглое знакомство с декларацией Голодницкого за 2018 год вызывает вопросы. Во-первых, должность заместителя по экономике и финансам ГП "Дельта Лоцман" занимает жена чиновника Алла Мелёхина. Во-вторых, Голодницкий задекларировал почти 1 млн грн дивидендов, полученных от частной аудиторской фирмы "Аудит-Гарант Николаев". При этом в официальном реестре юридических лиц чиновник не фигурирует как основатель или руководитель этой фирмы: единственным бенефициаром и директором "Аудит-Гаранта" является Людмила Чамара.

Впрочем, к аудиту Александр Голодницкий все же имеет отношение: согласно официальной биографии чиновника на сайте ГП "Дельта-Лоцман", он до 2001 года работал практикующим аудитором. Здесь же значится, что Голодницкий возглавлял госпредприятие с 2008 года, но при этом почему-то умалчивается, что чиновник работал директором ГП "Дельта-Лоцман" еще и в 2005-2006 годах. По информации участников рынка, на должность его рекомендовал тогдашний министр транспорта Евгений Червоненко, а приход нового руководителя на госпредприятие сопровождался протестами его сотрудников.

С протестов началось правление Голодницкого и в 2008 году. Более того, работники ГП "Дельта-Лоцман" поначалу даже не пускали чиновника на работу. В свой кабинет ему пришлось заходить в сопровождении силовиков.

В 2013 году ГП "Дельта-Лоцман" стало филиалом АМПУ. Но Александр Голодницкий свое влияние не потерял и даже расширил. В 2013-м он стал первым заместителем председателя АМПУ, в июне 2014-го возглавил и филиал "Дельта-лоцман". Сохранила свою должность и его супруга.

Но акции протестов не прекратились, а сопровождали работу Голодницкого и в последующие годы. К примеру, в декабре 2016 года под офисом "Дельта Лоцман" в Николаеве митинговали капитаны — бывшие сотрудники этого госпредприятия. Дело в том, что после увольнения и перехода на работу в частные компании капитанам аннулировали квалификационные свидетельства. В то же время, у сотрудников другой частной компании — "Марин Порт Сервис" — таких проблем не возникло, что объяснялось тем, что эта фирма могла неофициально контролироваться Александром Голодницким.

На эти проблемы обращал внимание и тогдашний министр инфраструктуры Владимир Омелян. "Я считаю, что монополия "Дельта-Лоцмана" — это неправильно. Я считаю, что если мы идем путем уменьшения портовых тарифов и сборов, частные лоцманы должны быть, этот рынок следует демонополизировать. Плюс то, что мы и так видим: около "Дельта-Лоцмана" появляются какие-то непонятные компании, которые на полставки хотят работать и там, и здесь. Чем быстрее государство решит этот вопрос, тем будет лучше", — сказал он.

Но позиция АМПУ не совпадала с мнением министра, о чем открыто заявил Райвис Вецкаганс. И хотя в мировой морской практике сейчас идет тренд на демонополизацию рынка лоцманских услуг, при Голодницком Украина шла в противоположном направлении.

Против Голодницкого выдвигались и более серьезные обвинения — в сдаче национальных интересов в пользу России. Дело было связано с закупкой программного обеспечения для регулирования движения судов.

"Дельта-лоцман" отказалась от украинского программного комплекса "Дельта-Навигатор" в пользу такого же продукта от компании "Транзас". Активисты "Национального корпуса", которые проводили акцию протеста в Николаеве, утверждали, что "Транзас" имеет российские корни. При этом в 2016 году "Дельта-Лоцман" подверглась хакерской атаке, которую должным образом не расследовали. Активисты опасались, что таким образом россияне могли получить доступ к стратегической информации, важной для морской безопасности Украины.

Кроме того, Голодницкого подозревали в коррупции при закупке трех лоцманских катеров у частной компании "Приморец", неоправданном раздувании административного штата, неправомерном увольнении сотрудников и других злоупотреблениях.

В ожидании конкурса

Пока неизвестно, будет ли подавать Александр Голодницкий свою кандидатуру на должность нового главы АМПУ. Известно лишь, что среди соискателей не будет Райвиса Вецкаганса. Но в любом случае Голодницкий пробудет у руля госпредприятия какое-то время: один только прием документов у соискателей будет продолжаться до 7 февраля.

Всего у конкурса будет пять этапов, в числе которых — собеседование с Odgers Berndtson — крупной международной компанией, которая уже полвека помогает крупным организациям находить топ-менеджеров. При этом условия конкурса позволяют участвовать в нем иностранцам: соискатель должен свободно владеть английским, а вот знание украинского или русского рассматривается лишь как дополнительное преимущество.

Впрочем, участники рынка подчеркивают: важна не только персона руководителя, но и сам факт проведения прозрачного конкурса. Ведь руководитель с приставкой "и.о." более уязвим для манипуляций со стороны бизнес-групп, контролирующих морскую отрасль. Напомним, Райвис Вецкаганс три года проработал в статусе исполняющего обязанности главы АМПУ, так и не пройдя конкурсные процедуры.