- Тип
- Эксклюзив
- Дата публикации
Иран очень перспективный рынок для украинских логистических компаний — глава Ekol Украина
Как изменился рынок логистических услуг в Украине за последние 2-3 года?
Рынок логистики в Украине достаточно молод. Он динамично развивался до кризиса 2008 года. Последние 2-3 года экономика начала сворачиваться, логистика, как следствие, также снижает свои показатели.
Какие результаты показала Ваша компания в 2016 году?
В прошлом году мы сохранили и свои позиции на рынке, и клиентов, показав небольшой прирост год к году в гривневом эквиваленте. Думаю, что это следствие правильно выбранной стратегии в 2014-м. Мы смогли привлечь новых клиентов, выведя на рынок несколько новых продуктов: комбинированные перевозки, перевозки сборных грузов из Европы. Также Ekol выступил интегратором многих больших проектов для международных компаний, таких как ООН. Они искали партнера, который помог бы им наладить логистическую цепочку в Украине, и нашли его в лице Ekol. По ряду проектов мы до сих пор сотрудничаем.
С какими вызовами Вы столкнулись за последний год?
В первую очередь это отток персонала. Учитывая постоянные инфляционные процессы и обесценивание гривны, люди ищут лучшей жизни в Европе. Компании на рынке логистики очень зависимы от трудовой миграции. При этом уровень зарплат в прошлом году значительно вырос, что повлекло за собой подорожание себестоимости производства нашего продукта.
Второй вызов — умение работать с большим количеством новых проектов в короткий промежуток времени. Многие наши клиенты — это небольшие компании, но они нуждаются в профессиональной логистике. И нам нужно балансировать свои ресурсы, чтобы с традиционным качеством удовлетворять их потребности.
По сравнению с Вашими основными конкурентами у Вас выросла выручка за прошлый год. С чем Вы это связываете?
Ekol действительно стабильно сохраняет позитивную финансовую динамику уже не один год. Такой результат мы связываем с новыми продуктами и притоком клиентов. Так, в прошлом году к нам пришло 150 новых клиентов. Для нашей отрасли это довольно неплохой показатель. В основном мы видим прирост в международных перевозках — это международные компании-лидеры в своих сегментах. Также влияет и внедрение технологических новшеств: программных комплексов для управления транспортом, систем менеджмента качества. Мы очень много внимания уделяем IT-составляющей нашего продукта. У нас есть своя R&D-команда, которая не только адаптирует программы, разработанные в главном офисе в Стамбуле, но и создает свои продукты. Одним из таких проектов является создание решения, работающего по принципам самообучающихся нейронных сетей. Надеемся, что в будущем эта технология выведет систему складского управления Ekol на новый технологический уровень.
На рынке Украины очень важно быть предсказуемым партнером. Это дает дополнительные преимущества клиентам. Они легко могут внедрять в жизнь свои изменения без оглядки на возможную реакцию партнера. Профессионалов на рынке, конечно, много, а вот приятного человека и профессионала одновременно еще нужно поискать (улыбается). Мне кажется, нам удается быть этим приятным профессионалом.
С какими сегментами в основном работаете?
Наша специализация — сухие грузы: готовая продукция, FMCG, одежда, агросектор. Мы предлагаем несколько продуктов, традиционных для логистики: склад, внутренние и международные транспортные перевозки, а также сопутствующие таможенные услуги в каждом сегменте.
Какие тренды сейчас на логистическом рынке в Украине?
В первую очередь сворачивание, экономия, демпинг и все, что с этим связано. Немногие игроки думают и действуют по-другому.
Логистика — это инвестоемкий сегмент: нужно постоянно обновлять парки, вкладывать в технологии. Но инвесторы не спешат тратить деньги или тратят их недостаточно. Опыт подсказывает, что долго так продолжаться не может, должно произойти какое-то качественное изменение: либо кто-то начнет инвестировать, либо кому-то придется покинуть поле битвы.
Основной тренд сегодня — это движение в сторону стратегических альянсов: объединение, поиск совместных решений. Выживут только большие, потому нужно укрупняться и смотреть в сторону уберизации, шейринга. Мы тоже пытаемся искать эти альянсы, делать что-то новое и таким образом создавать интересную и востребованную ценность для клиента, которая будет помогать нам вместе выживать в такие непростые времена.
С какими компаниями намерены объединить усилия?
Это могут быть не только логистические компании, но даже наши клиенты. С некоторыми из них мы ведем переговоры по возможному сотрудничеству в таком направлении, как customer service.
Вы намерены выйти в более широкий потребительский сегмент?
Нет, мы не видим себя в курьерской доставке, это не наш путь. Там есть достаточно сильные игроки, и нужно искать возможности объединяться с ними — мы дополняем друг друга. Мы будем оттачивать свое мастерство. Есть такой фильм "Мечты Дзиро о суши", где японский мастер суши раскрывает секреты своего мастерства. Когда рассказывает о рисе, он говорит, что не понимает людей, которые покупают очень дорогой хороший рис и не умеют его готовить. Мы придерживаемся той же философии: зачем нам заниматься курьерской доставкой, если мы не умеем ее готовить? Мы будем готовить то, что умеем.
Какой должна быть модель логистической компании в Украине?
Смотри, что делают большие, и повторяй. Глобальные компании продолжают путь наращивания своих объемов. Глобализация будет преобладать над рынком. Поэтому логистический оператор должен быть большим, уметь масштабироваться и удерживать свои позиции.
В прошлом году главный офис в Турции значительно расширил сеть, открыв несколько отделений в Восточной Европе. Куда компания будет расширяться в этом году?
Мы в прошлом году открыли несколько офисов в Европе, а также в Иране — это очень перспективный рынок. В 2017 году продолжаем экспансию в Европу, будем открывать офисы в Северной Африке, и в 2018-м у Ekol будет около 35 офисов в этих регионах. Есть планы по Грузии, Молдове, Казахстану и России.