НБУ курс:

USD

41,29

+0,03

EUR

43,47

--0,10

Наличный курс:

USD

41,65

41,58

EUR

43,85

43,55

Зачем ГПУ решила судиться с облгазами

Зачем ГПУ решила судиться с облгазами
Генеральная прокуратура намерена судиться с украинскими облгазами за деньги, которые они не могут заплатить — как по закону, так и физически
Відкрийте нові горизонти для вашого бізнесу: стратегії зростання від ПриватБанку, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy та понад 90 лідерів галузі.
12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як оптимізувати комунікації, впроваджувати ІТ-рішення та залучати інвестиції для зростання бізнесу.
Забронировать участие

Генеральная прокуратура Украины намерена судиться с несколькими представителями газораспределительной сферы — "Львовгаз", "Волыньгаз", "Ровногаз", "Полтавагаз" и "Харьковгаз", а также с Министерством энергетики и угольной промышленности как соответчиком. В исках ведомство требует признать недействительными договоры, заключенные компаниями с Минэнерго в 2012 году, согласно которым облгазам были переданы региональные газораспределительные сети на правах хозяйственного ведения (то есть в ограниченную собственность — "хозяйственник" не может распоряжаться недвижимым имуществом, по сути, он только им управляет и контролирует все связанные процессы).  Газовщики стали интересом прокуратуры в связи с тем, что договоры заключены с нарушением порядка предоставления в пользование государственного имущества — газораспределительных систем (ГРС).

Прокуратура при этом требует от суда взыскать за весь этот период (то есть с 2012 года) недополученную для государства выгоду — арендную плату за газораспределительные сети за более чем 5 лет действия этих договоров.  Так, Генпрокуратура требует взыскать с "Львовгаза" в пользу государства 148,43 млн грн, с "Волыньгаза" — 117,79 млн грн, "Харьковгаза" — 40,08 млн грн. По всем искам Хозсуд Киева постановил принять исковые заявления к рассмотрению и открыть производство по делу. И в отрасли говорят о том, что, с большой вероятностью, количество исков возрастет, поскольку ГПУ намерена взяться за все 40 газораспределительных предприятий. Газораспределительные сети, соединяющие магистральные газопроводы c домами украинцев, в подавляющем большинстве принадлежат государству, но используются газораспределительными предприятиями (в которые были преобразованы "облгазы"). А они, в свою очередь, по большей части находятся в собственности у структур олигарха Дмитрия Фирташа. Причем бюджет от их эксплуатаций не получает ничего.

История вопроса

Вопрос с выплатой арендной платы облгазами, которые и пользуются инфраструктурой, и не платят за нее государству, поднимался уже давно. В 2012 году правительство Николая Азарова постановлением №770 разрешило облгазам использовать государственные газораспределительные сети по праву хозяйственного ведения. 

Бороться с облгазами начало еще правительство Арсения Яценюка. В сентябре 2015 года Кабмин отменил пункты 1 и 3 этого постановления. И ГРС должны были вернуться в перечень имущества, которое использует НАК "Нафтогаз Украины". Проблема в том, что правительство не уточнило механизм возврата сетей, поэтому облгазы продолжали использовать их на прежних условиях. Кабмину необходимо было принять постановление о пользовании ГРС, после чего с "облгазами" и "горгазами" заключили бы договоры аренды.

Однако с приходом на должность премьера Владимира Гройсмана процесс несколько затормозился, хоть и не окончательно замер благодаря инициативам НАК "Нафтогаз", намеревавшегося реформировать газовую сферу.

В прошлом году правительством была предпринята попытка перевести ситуацию на более понятные рельсы — заключить договоры нового типа с облгазами, на этот раз — на эксплуатацию объектов, и уже в новых договорах предполагалось, что структуры Фирташа начнут выплачивать средства в бюджет. Чтобы воплотить в жизнь это стремление, необходимо было провести инвентаризацию сетей и оценить их стоимость, и предполагалось, что этим займутся ГПУ и Минэнерго.

В октябре 2017 года вице-премьер Владимир Кистион написал на своей страничке в соцсети Facebook, что "заключены фактически со всеми предприятиями, эксплуатирующими газораспределительные сети, соответствующие соглашения. Пошли первые выплаты за пользование трубой, которая принадлежит государству. Совместно с Фондом государственного имущества завершена инвентаризация государственного имущества". Однако, выплаты так и не пошли. По состоянию на сейчас государственный бюджет, по информации Госказначейства, не получил ни копейки от пользования сетями, и вероятно, именно это побудило ГПУ попытаться заставить компании заплатить средства в бюджет. В Минэнерго, однако, говорят, что за прошлый год три облгаза все же заплатили 898,5 тыс. грн в госказну — "Тернопольгоргаз", "Одессагаз" и "Шепетовкагаз". Но даже это — капля в море.

Камень преткновения

Хоть договоры и подписаны, в результате возникла юридическая коллизия: как на момент заключения в 2012 году оспоренных договоров, так и до сих пор, законодательством запрещена аренда газораспределительных сетей (согласно Законам "Об аренде государственного и коммунального имущества", "О приватизации государственного имущества "). Поэтому государство фактически не может получать доход-арендную плату за пользование газопроводами, соответственно, логика исков ГПУ о недополученной арендной плате за пользование имуществом, запрещенном к аренде, выглядит очень неубедительно.

Вторым моментом, который пока не позволяет оплатить облгазам пользование ГРС — отсутствие средств на это в тарифе. Основным источником заработка для облгазов является поставка газа по утвержденному государственным регулятором в этой сфере — Нацкомиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг — тарифу. Соответственно, нагрузка по дополнительным расходам ляжет на плечи потребителей. В самих облгазах жалуются — денег не хватает и на покрытие нынешних нужд, поэтому пока арендная плата для них неподъемна. "ОАО "Ривнегаз" согласно плану развития, согласованного с НКРЭ, должен инвестировать в модернизацию газовых сетей и сооружений около 70 млн в год, что при нынешней тарифной политике удается реализовать лишь на 25%", — говорит технический директор РГК "Ривнегаз" Николай Ганжа. 

В "Нафтогазе" ранее указывали на то, что плата за использование потребует введения особой статьи, что увеличит тариф на распределение газа для населения примерно на 6,3%, то есть 700 млн гривен ежегодно.

Цифра эта совпадает с теми показателями, которые вменяются как ежегодно недополучаемая государством прибыль от ГРС. И если по предварительной оценке "Нафтогаза", государству принадлежит 77% распределительных сетей, то с учетом доли "частников" и муниципалитета, которым принадлежит 10 и 11 процентов соответственно, тариф на распределение возрастет до 10% по сравнению с нынешним. В итоге за год конечным потребителям придется дополнительно потратить примерно 1 млрд грн.

Глава НКРЭКУ Дмитрий Вовк неоднократно выступал за введение платы: он поддерживает это начинание, но требует, чтобы средства шли прямо в бюджет, минуя счета компаний-посредников. Моделью, предложенной государством, предполагалось, что вместо Госказначейства эти платежи может начать собирать некая специально созданная компания, которая будет самостоятельно тратить деньги на инвестиционные проекты. Тем не менее за 2017 год этот вопрос так и не был вынесен на рассмотрение комиссии, поскольку почти полгода она не работала из-за отсутствия кворума.

При этом, несмотря на то, что президент в декабре "принудительно" доназначил членов комиссии, весной она вновь осталась без кворума — на время отбора конкурсной комиссией новых членов регулятора. И пока скорого решения этой проблемы не предвидится — тот же Вовк подал иск в суд за недопуск его к новому конкурсу. Поэтому, пока будет идти конкурс и судебное разбирательство, вопрос тарифа будет оставаться подвешенным.

Заведомо проигравшие?

Что касается самих исков, юристы отмечают, что иски ГПУ пока выглядят как "проигрывающие" по нескольким причинам. Во-первых, истечение срока давности — для таких дел он законодательно обозначен в три года, прошло же более пяти. Во-вторых, вопрос аренды — если обратить внимание, чиновники, комментировавшие в минувшем году платное использование ГРС, не употребляли термин "аренда", поскольку законом арендовать ГРС попросту запрещено. Поэтому определить арендную ставку просто не представляется возможным.

Газовщики также говорят открыто о неправомерности претензий. "Приватизация, аренда и любой другой способ отчуждения объектов газораспределительных систем государственной формы собственности, запрещены законом. А значит, любые требования к операторам систем выплатить компенсацию в виде арендной платы за государственную долю сетей являются безосновательными", — считает Александр Овдиенко, председатель Ассоциации газового рынка Украины.  В Ассоциации также отмечают, что попытки в судебном порядке расторгнуть задним числом договоры, которые действовали последние 5 лет, и выплатить за этот период компенсацию неполученного дохода в виде аренды, приведут к росту конечной цены газа для населения. 

Юрист Александр Москалюк отмечает еще одну интересную деталь во всех исках.

"Примерная форма договоров хозяйственного ведения, которые оспорены ГПУ в суде, была утверждена совместным приказом Минэнерго и Фонда госимущества №882/3812 от 09.11.12 г. В тексте договора предусмотрена обязанность облгазов выполнять работы, связанные с улучшением, восстановлением, ремонтом, реконструкцией и техническим обслуживанием государственного имущества на сумму не менее 100% амортизационных отчислений на такое имущество. Если такие условия были фактически включены в подписанные между Минэнерго и облгазами договора, то это означает, что использование имущества нельзя считать бесплатным. Если это условие выполнялось и на государственное имущество расходовались средства, то признание договоров недействительными предоставит облгазам право взимать средства с государства в порядке двусторонней реституции", — говорит юрист. То есть, если облгазы смогут доказать, что за годы управления ГРС они вкладывали туда деньги, ГПУ останется ни с чем. 

Если же посчитать износ сетей, который местами достигает 80%, и объемы работ, ежегодно инфраструктура требует по разным оценкам от 5 до 8 млрд грн инвестиций.

Суммарно в год предприятия получают около 20 млрд грн дохода, что фактически составляет от четверти до почти половины этой суммы. 

Любопытным является также то, в чьих интересах действует прокуратура. В исковом заявлении таким лицом указано не Минэнерго, с которым заключены договоры, и даже не НАК "Нафтогаз", который, по сути, частично является распорядителем газотранспортных систем, а Фонд государственного имущества Украины, который к ГРС никакого отношения не имеет. В ФГИ эту ситуацию никак не комментируют, а неофициальные источники обвиняют ГПУ в недальновидности, открещиваясь от всех действий прокуратуры.

Пока ни одно упомянутое ведомство или компания официально не комментируют разбирательство. В ГПУ источники отмечают, что иски были инициированы с тремя целями — сдвинуть вопрос с мертвой точки (что до момента кворума в НКРЭКУ невозможно), пополнить государственный бюджет, который системно недовыполняет статью поступлений, а также продемонстрировать Дмитрию Фирташу, что он попал в поле зрения ГПУ, и что прокуратура намерена усилить наступление на олигархов. В облгазах говорят, что готовы заплатить, если будет тариф или же судебное решение, но такое положение дел им не по вкусу. В Минэнерго ратуют за скорейшее решение вопроса оплат — как официальное, так и неофициальное. Основным моментом в этой всей истории по-прежнему остается регулятор — пока неясно, включат или нет в тариф стоимость пользования сетями, и как это в итоге отразится на цене газа для рядовых потребителей. Тем временем остается только наблюдать.