- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Бизнес
- Дата публикации
Здоровье вопреки: как чувствуют себя спортклубы в кризис
Согласно данным аналитической группы Pro-Consulting, количество помещений для занятий спортом в Украине ежегодно сокращается. Так, согласно данным группы, по состоянию на 2013 год количество помещений для физкультурно-оздоровительных занятий в стране сократилось на 64 единицы (до 16 394), спортивных залов — на 43 (до 17 161), а бассейнов — на три (до 552), — пишет "ТОП-100. Крупнейшие медицинские компании Украины".
"Закрываются в основном залы еще советского образца, а также залы, расположенные в подвальных помещениях и не соответствующие нынешним стандартам", — объясняет данную тенденцию Серафима Русинович, начальник отдела анализа рынков аналитического департамента Pro-Consulting.
Объем украинского рынка фитнес-услуг оценивался аналитиками в $675 млн по состоянию на конец 2012 года (из них $210 млн приходятся на столицу). "При этом отмечается тенденция ежегодного роста рынка, несмотря на кризис", — говорит Серафима Русинович.
Динамика оптимизма
Любой рынок чутко реагирует на социально-экономические изменения в стране, и рынок фитнес-услуг — не исключение. По словам Мирослава Дутчака, доктора наук по физическому воспитанию и спорту, профессора, первого проректора Национального университета физического воспитания и спорта Украины, события последнего года в стране привели к ряду проблем на рынке. Во-первых, военные действия в Донбассе (отметим, что в Донецке находилось самое большое количество фитнес-клубов в Украине после Киева) парализовали рынок услуг региона, а клубы в оккупированном Крыму отрезаны от материковой Украины. Во-вторых, снизилась платежеспособность населения, а девальвация гривни привела к повышению стоимости импортного оборудования для фитнес-клубов (тренажеры, инвентарь). В-третьих, выросли расходы на эксплуатацию клубов (отопление, водо- и электроснабжение). "Все эти проблемы заставляют фитнес-клубы менять свою ценовую политику, проводить сокращение расходов, максимально использовать маркетинговые возможности привлечения клиентов (акции, скидки, дополнительные услуги). "При этом рынок фитнес-услуг не остановился в своем развитии, открываются новые клубы не только в Киеве — Sky Fitness, "Подольский", "Царский", Fitcurves, Fitness Life и др., но и в пригороде — EuroGym (Вишневое), "София-Sport" (Софиевская Борщаговка)", — отмечает Мирослав Дутчак.
В Украинской фитнес ассоциации также оптимистично смотрят на процессы, происходящие в индустрии."Были случаи закрытия небольших фитнес-клубов, но чаще всего это было связано со взрослением рынка и необходимостью соответствовать месту и времени, — объясняет вице-президент ассоциации Вадим Гуменюк. — Но даже в таких случаях никто оборудование не выбрасывает, а перепродает его или открывает новые клубы". По его словам, закрытие клубов игроки рынка стремятся не афишировать. Два года назад с киевского рынка ушла сеть Gold Gym, а Sport Life в киевском жилом массиве Радужный закрыли под предлогом реконструкции. Однако, говорит эксперт, это в основном происходит с маленькими клубами: "Отдельно такую статистику мы не считаем. Очень грустно, когда у твоих коллег возникают сложности. Между игроками фитнес-индустрии конкуренции нет, наш конкурент — это человеческая лень и неосведомленность граждан".
Как отмечает Вадим Гуменюк, в 2015 году следует ожидать открытия бюджетных клубов с невысоким размером инвестиций и достаточным спросом на услуги — фитнес-рынок Украины будет двигаться в сторону прагматизма по европейскому образцу. "В Европе большие мультиспортивные клубы с бассейнами — редкость. А те, что есть, чаще всего построены за средства местных общин и переданы на льготных условиях специализированным управляющим компаниям, — рассказывает вице-президент Украинской фитнес ассоциации. — Основу европейского рынка составляют так называемые "сухие" фитнес-клубы с тренажерными залами, групповыми программами и зоной CrossFit. Самыми же успешными являются сети эконом-класса — европейцы давно привыкли жить в режиме постоянной экономии. Многих наших соотечественников удивляет, что заплатив за абонемент в такой клуб, нужно дополнительно платить за пользование душем и феном".
По словам Вадима Гуменюка, сейчас стали популярны инвестиции украинских бизнесменов в открытие клубов в Европе. В качестве примера он приводит украинско-итальянский проект сети лоукост-клубов LaVinci Fitness, который был начат в качестве персонального бизнеса, а сейчас бурно развивается как франчайзинговый проект для инвесторов из Украины и стран СНГ на территории Италии. В планах LaVinci Fitness — открыть 15 клубов в ближайшие три года.
Спрос на углях экономии
Сам спрос на спортивные услуги в Украине все еще остается далеким от мировых показателей (например, в США 20% населения являются постоянными членами спортклубов). По словам Серафимы Русинович, более 70% украинцев вообще не посещают спортивных центров и не занимаются фитнесом.
"Только 11% жителей Украины посещают фитнес-центры (1,8% посещают их ежедневно, 9,3% — несколько раз в неделю). Доля жителей страны, которые посещают спортивные клубы несколько раз в месяц или реже, составляет только 9,3%", — констатирует начальник отдела анализа рынков аналитического департамента Pro-Consulting.
По мнению аналитиков, основные потребители фитнес-услуг—– украинцы 27-45 лет с высшим образованием, средним или выше среднего уровнем доходов. Мужчины занимаются спортом немного чаще, чем женщины — они составляют 54,8% постоянных клиентов фитнес-центров страны.
"Регулярными клиентами спортивных центров остаются студенты и учащиеся — 32,2%. При этом украинцы предпочитают заниматься в спортклубах в вечернее время после рабочего дня (19.00)", — добавляет Серафима Русинович.
Основная масса клиентов фитнес-центров — жители крупных городов. "Так, 10,4% всех посетителей спортклубов составляют жители Киева, еще 28,7% приходятся на украинцев, проживающих в городах с населением более 500 тыс. человек. "В мегаполисах (Киев, Львов, Одесса, Днепропетровск и др.) большую часть клиентов охватывают крупные сети, такие как "Спортленд" и SportLife. В столице активно развиваются и другие сети, например, Fitcurves, Fitness Life и другие. В то же время в небольших городах преобладают небольшие спортклубы, — рассказывает Мирослав Дутчак и добавляет: — Предпочтение клиенты, прежде всего, отдают сетевым клубам, ведь они предоставляют гарантированный сервис и широкий спектр услуг (тренажеры, аэробика, плавание, детский фитнес)".
В то же время в Украинской фитнес ассоциации обращают внимание на своего рода "миграцию" клиентов. "Те, кто никогда не занимался, с большей легкостью идут в семейные клубы, где много услуг. Те, кто занимается давно, уже могут точно сформулировать, что именно им нужно, и пойти в специализированную студию Pilates, CrossFit или просто спортклуб у дома", — объясняет Вадим Гуменюк.
Мирослав Дутчак, в свою очередь, отмечает еще одну особенность выбора между разными форматами клубов: "Приоритетом в выборе элитных клубов является уровень сервиса и услуг. Демократичные клубы выбирают, исходя из территориальной близости и ценовой политики клуба, а также предложений по скидкам и рассрочкой платежей".
Ценовая политика — между Сциллой и Харибдой
По данным Pro-Consulting, в 2014 году цены на услуги культуры, отдыха и спорта в Украине выросли на 4,3% по сравнению с 2013 годом. Как отмечают в Украинской фитнес ассоциации, в прошлом году часть игроков рынка подняли цены на свои услуги на 10% и более, в то время как другие оставили их без изменений.
В текущем году Вадим Гуменюк прогнозирует усиление стремления украинских потребителей экономить. "Экономия коснется всех статьей семейных бюджетов, поэтому ожидаемо, что клиенты спорт-клубов также будут стараться экономить. Похожая тенденция наблюдалась после кризиса 2008 года в странах Южной Европы, когда такие клубы, как английская сеть Fitness First, ориентированная на заработок от продаж дополнительных услуг, была вынуждена покинуть рынки Италии и Испании", — говорит вице-президент Украинской фитнес ассоциации.
Эту тенденцию подтверждает и Мирослав Дутчак. По его словам, на украинском рынке наблюдается снижение доли клиентов, пользующихся дополнительными услугами фитнес-клуба (массаж, персональные тренировки, услуги бара).
При этом резко увеличилось количество посетителей, выбирающих месячное членство в клубе, а не годовое. "Благодаря некоторым сетевым дискаунтерам, предлагающим "маркетинговую" стоимость занятий от 100 грн/мес., единственной причиной, почему человек не посещает спортклуб, может быть только лень, — утверждает глава Украинской фитнесс ассоциации. — Помесячная оплата — одно из необходимых условий популяризации фитнеса среди населения. В Европе, например, помесячная оплата предоставляется при подписании годового контракта через финансовое учреждение (банки выдают клиенту обычный кредит, процент по которому гасит спортивный клуб, давая скидку), таким образом, клуб разделяет с клиентом банковские риски".
Законодательные дыры
Такой низкий уровень заинтересованности в спорте и фитнесе среди украинцев участники рынка списывают на отсутствие единой государственной политики. "Инициативная группа при Министерстве по делам семьи, молодежи и спорта разработала проект закона "О физической культуре и спорте", — рассказывает Вадим Гуменюк. — Этот закон кардинально меняет роль государства в популяризации спорта и предполагает внесение около 800 поправок в различные законы и подзаконные акты. Однако на сегодняшний день он заблокирован консерваторами на различных уровнях власти, поэтому понадобится политическая воля и поддержка общественности для реформирования инфраструктуры массового спорта в Украине. Ну а пока нет поддержки от государства, все спортивные заведения будут жить в режиме экономии, где у небольших клубов с хорошей пропускной способностью шансов быть эффективными больше".
Мирослав Дутчак объясняет, что украинское законодательство не предусматривает преференций по налогообложению, предоставлению в аренду помещений и земельных участков на льготных условиях, снижение тарифов на коммунальные услуги для спортивных заведений Украины. Это, в свою очередь, существенно тормозит развитие индустрии и ставит небольшие клубы в ситуацию "на грани", таким образом оказывая своеобразное влияние на структуру всего рынка. "В Италии благодаря законодательству, стимулирующему открытие массовых спортивных клубов, прибыльность подобного бизнеса может достигать 25-30%, а это значительно выше, чем в других сферах бизнеса, где прибыльностью составляет 7-10%, — резюмирует Вадим Гуменюк. — Если не создавать подобных условий для массового спорта в Украине, то ожидать роста или даже стабильности в ближайшие несколько лет не придется".
Рейтинг украинских спорт-клубов по уровню дохода за 2013 год
№ |
Δ |
Фитнес-центры |
Чистый доход |
Чистая прибыль |
Персонал |
|||||
2013, млн грн |
2012, млн грн |
2012, рост, % |
2013, млн грн |
2012, млн грн |
2013, человек |
2012, человек |
2013, рост, % |
|||
1 |
1 |
Спортивно-оздоровительный комплекс "Монитор" (ТМ "5 элемент") |
49,007 |
50,302 |
-2,57 |
2,815 |
0,252 |
404 |
- |
- |
2 |
-1 |
Фирма "Инор" (ТМ "Гран-при") |
46,862 |
58,062 |
-19,29 |
10,634 |
3,431 |
92 |
- |
- |
3 |
1 |
Sport Life (три юрлица) |
38,330 |
30,584 |
25,33 |
-2,557 |
-7,660 |
285 |
28 |
917,86 |
4 |
-1 |
Социс (спортивный комплекс "Олимпийский") |
17,984 |
41,379 |
-56,54 |
-0,368 |
-13,554 |
195 |
81 |
140,74 |
5 |
1 |
Форум красоты (ТМ "Леонардо") |
17,367 |
14,766 |
17,61 |
0,105 |
0,077 |
27 |
122 |
-77,87 |
6 |
2 |
Аквариум |
13,637 |
11,325 |
20,42 |
0,584 |
-2,259 |
183 |
- |
- |
7 |
0 |
Компания "Софийский" |
12,853 |
12,754 |
0,78 |
-0,236 |
0,322 |
132 |
122 |
8,20 |
8 |
1 |
Металлург Юга (ТМ "Водолей") |
10,242 |
9,710 |
5,48 |
-3,736 |
-4,913 |
105 |
- |
- |
9 |
1 |
Спорт-Стандарт (ТМ "Триумф") |
9,859 |
8,673 |
13,67 |
-1,530 |
-2,7 05 |
73 |
- |
- |
10 |
1 |
Форс С |
9,247 |
7,054 |
31,09 |
-14,764 |
-2,859 |
151 |
- |
- |
11 |
-6 |
Арк СПА |
9,196 |
18,502 |
-50,30 |
-0,263 |
-4,399 |
128 |
158 |
-18,99 |
12 |
3 |
ПФ-У |
7,764 |
3,691 |
110,33 |
0,823 |
-2,955 |
76 |
50 |
52,00 |
13 |
3 |
Эмблер (ТМ "Страйк") |
6,027 |
2,811 |
114,41 |
-3,224 |
-1,861 |
59 |
7 |
742,86 |
14 |
-2 |
Школа плаванья и здоровья |
5,906 |
5,013 |
17,81 |
0,544 |
0,110 |
73 |
86 |
-15,12 |
15 |
7 |
Культурно-спортивный клуб "Маяк" |
3,943 |
1,951 |
102,12 |
-0,449 |
-0,328 |
35 |
- |
- |
16 |
-2 |
Атлетический клуб |
3,465 |
3,791 |
-8,60 |
-0,301 |
-0,126 |
55 |
- |
- |
17 |
2 |
Энвил-Спорт |
2,980 |
2,542 |
17,23 |
-0,279 |
-0,586 |
29 |
- |
- |
18 |
0 |
Спортивный клуб "Олимп" |
2,939 |
2,578 |
13,99 |
-0,044 |
-0,195 |
16 |
- |
- |
19 |
-2 |
Оздоровительный центр "Фитнес-клуб "Атлетик" |
2,708 |
2,612 |
3,68 |
-0,162 |
0,078 |
43 |
41 |
4,88 |
20 |
-7 |
Леон |
2,423 |
4,647 |
-47,87 |
-1,352 |
-0,959 |
23 |
24 |
-4,17 |