- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Бизнес
- Дата публикации
В украинские села возвращается бартер
Директор социального супермаркета "Мус" 36-летний Александр Мусиенко принимает оплату за продукты и товары у селян зерном. Владелец небольшого производства крупы и макаронных изделий в Черкасской области говорит, что такая услуга очень полезна для сельских жителей, которые не могут продать зерно. В "Мус" обращаются фермеры не только Хлыстунивки, но и соседних сел.
К возвращению бартера в украинское село привело почти полное уничтожение легкой перерабатывающей промышленности в глубинке. В итоге единственная "валюта" местного населения – продукты, собственноручно выращенные на земле.
Об этом Мусиенко рассказал в интервью "Делу".
Александр, как работает на практике бартер с селянами?
Есть мельница в селе… Мы ее реставрировали, и сделали так, чтобы люди сдавали зерно и мололи его в муку. Плюс можно было перерабатывать другие зерновые - пшеничную, ячную крупу. Местное население сначала сдавало зерно на переработку, а сейчас мы открыли супермаркет, в котором можно не просто за наличные покупать товары, а сдавать любое зерно и набирать на стоимость товар, например, стиральные порошки, колбасу и так далее.
Как вам удалось все это оформить юридически?
У нас есть дисконтная программа для постоянных клиентов, которые к нам ходят. Они приезжают, у них есть дисконтная карточка, они, скажем, сдают 200 кг зерна, пшеницу. В компьютер вводится информация, сколько зерна они сдали, открывается "дебиторка". И на то зерно люди просто берут товар. А зачем еще как-то особенно юридически это оформлять? Просто предоставляется населению услуга по переработке зерновых, и плюс они могут не просто сдать зерно на переработку, а купить за него продукты. У людей есть паи, но у них нет денег. Допустим, денег хватает заплатить за свет-газ. Еще у селян есть зерновые, которые они не могут продать. У них есть возможность поменять на муку, макароны, крупы, а мы как раз производители макарон и круп. И за свое зерно они могут взять и макароны, и гречку, и манку, и буквально всю продукцию.
Так же точно, как у нас зерно, бывает, сдаются семечки подсолнуха на масло. Во всех районных центрах были комплексы по переработке зерновых. Но ведь все производство "повырезали". В каждом районе осталось максимум только один производитель, который сохранил и расширил производство. А остальные просто уничтожили его, потому что никто заниматься этим не хочет.
Люди, наверное, очень довольны, что есть такая услуга?
Конечно. Такая услуга действовала еще в 90-е. Тогда я начинал этот бизнес. У нас не было налички, неоткуда было взять деньги, а был товар - зерно. Точно так же как мы сейчас скупаем зерно, так же скупали тыквенные семечки. Магазины были полные, но денег не было. Мы сдавали тыквенные семечки и получали "монтановские" джинсы. Это вариант, который вернулся назад. Так оно, практически, и действует. Люди сдают свои зерновые и берут продукты, какие хотят. Например, можно сдать килограмм пшеницы, мы сделаем муку и крупы из этого сырья. И клиенты просто зайдут и возьмут в магазине в ассортименте крупу, макароны, муку, уже расфасованную и упакованную. Это вся наша продукция.
У вас есть последователи?
Я уже давно таким занимаюсь, но есть еще и в Кировоградской области подобный бизнес. А в других регионах нет. По крайней мере, я об этом не слышал.
В Кировоградской области мой знакомый открыл такой обмен. Там много земель и бывает такое, что на 20 километров в округе нет даже магазинов, некуда людям поехать и накупить сахару, муки. Самые что ни на есть поля и бездорожье. Селяне на конях с подводами едут, сдают зерновые и меняют их на продукты питания, моющие средства и все, что необходимо в хозяйстве. И когда такой большой ассортимент, когда ты заходишь в приятный магазин и можешь приобрести, к примеру, игрушки детям и сдать свою вырученную продукцию - для людей это лучше, они ищут, где взять деньги и куда деть зерновые.
Как вам новые правила работы, которые ввели для частных предпринимателей с 1 января этого года?
Честно сказать, для нас они большой роли не играют, так как мы один из самых дешевых производителей, вообще самый дешевый. У нас производство макаронных изделий - цех и мельница. Мы сами развозим свою продукцию. По всей Украине пытаемся искать, с кем работать – Киев, Чернигов, Кировоград, Ирпень, Коростень.
Ситуация такая, что везем товар сдавать на оптовые базы. Какая у нас накрутка на производстве приблизительно, могу вам сказать. Например, макаронные изделия я завожу по 2,50. Завожу к вам в Киев, там идет заготовка, расфасовка, потом распределение по торговым точкам, продукт проходит три круга, и у вас цена получается 7 гривен. Нам с одной стороны обидно, потому что мы производители, мы еле удерживаемся на ногах. На оптовой базе делают 50-% накрутку, при этом еще говорят, диктуют производителям, чтобы они снижали цены. У меня цена такая низкая, что уже некуда скидывать, потому что неоднократно были налоговые проверки. Обидно, когда видишь свой продукт на рынке по 8 гривен, когда он на выходе стоит 2,50. Получаются, что другие зарабатывают, а люди получают нашу продукцию намного дороже, чем она есть на самом деле.