Итоги года: Рынок зерна

Рекордный урожай и столь же рекордное административное вмешательство в рынок зерна – 2011-й показал, что это не взаимоисключающие факторы. Они стали фоном для масштабной консолидации, которая в преддверии рынка земли охватила даже крупнейшие агрохолдинги
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

57,9 млн тонн в бункерном весе или более 55 млн тонн после доработки – таков окончательный итог урожая зерна 2011 года. Это наибольший результат в истории Украины, превысивший предыдущий рекорд 2008 года (53,29 млн тонн) почти на 1,5 млн тонн.

Этот результат формировался в условиях рекордного административного вмешательства в зерновой рынок государственных органов разного уровня. В январе, сразу после праздников, прошло распределение квот на экспорт зерна - эта процедура, и в предыдущие годы проходившая не всегда безупречно, в  2011 году получила статус самой скандальной в истории. 

11 января межведомственная комиссия распределила  2 млн тонн экспортной квоты между почти 30 компаниями. При этом госкомпания "ХлебИнвестбуд" (ХИБ) стала абсолютным рекордсменом – ей достались максимальные объемы и "кукурузной", и "пшеничной" квоты. Так, из полумиллионной квоты на экспорт пшеницы госкомпании досталась почти половина - 221,342 тыс. тонн, а из 1,5 млн тонн квоты на экспорт кукурузы на долю гострейдера пришлась треть объема (543,506 тыс. тонн). Часть компаний-экспортеров, лидеров по экспорту зерна прошлых  лет не была допущена к распределению, поскольку Государственная инспекция по контролю качества сельхозпродукции и мониторинга зернового рынка не успела подтвердить им наличие заявленных к экспорту объемов зерна.

Пробы зерна

Своеобразное распределение квот стало первым шагом к попытке изменения правил на рынке экспорта зерна. Начиная с февраля депутаты (как представители профильного аграрного комитета, так и далекие от рынка зерна персоны, как например, Инна Богословская) выдали на гора несколько законопроектов, которыми в большей или меньшей степени ограничивалась деятельность зернотрейдеров в пользу государственного оператора (под ним участники рынка понимали "ХлебИнвестбуд", хотя эта компания является лишь частично государственной).  В попытках внедрить эту реформу прошли вся  зима и часть весны 2011 года, однако под шквалом критики, в том числе со стороны международных организаций, они были свернуты.

Тем не менее практически вся вторая половина 2010/2011 МГ прошла в режиме ограничений. Окончательно квотирование экспорта зерна было отменено лишь в конце мая, однако к этому  моменту оно уже  принесло свои результаты – по итогам сезона 2010/2011 компания "ХлебИнвестбуд" с опытом работы на зерновом рынке менее года стала вторым экспортером зерна из страны.

Как одно их основных событий 2011 года следует отметить провалившийся эксперимент с экспортными пошлинами – введя их с 1 июля 2011 года (пошлина на пшеницу - 9%, но не менее 17 евро/тонна, на ячмень - 14%, но не менее 23 евро/тонна, на кукурузу - 12%, но не менее 20 евро/тонна),  спустя три месяца правительство упразднило их. Пошлины вызвали катастрофическое снижение темпов экспорта и обвал цен на зерно,поскольку трейдеры уменьшили их на величину дополнительного налога.

По подсчетам генерального директора Украинского клуба аграрного бизнеса Владимира Лапы, из расчета того, что пошлина составляла 200-250 гривен, на каждой тонне зерна общие убытки  составили около 2-2,5 млрд гривен. "Приблизительно такую же сумму отминусовало невозмещение НДС. То есть мы видим общий убыток в 5 млрд гривен, и это при том, что объемы экспорта далеки от потенциально возможных",  - сказал он. К чести правительства надо сказать, что оно не стало упорствовать в ошибке и свернуло эту реформу, хотя по подсчетам председателя парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Виталия Хомутынника, упразднение пошлин бюджету обошлось в 700 млн гривен.

Действие пошлин существенно замедлило экспорт зерна, и до конца года он составит всего около 10 млн тонн. Например, в августе 2011-го из Украины было экспортировано всего 380 тыс. тонн зерновых, что стало антирекордом за несколько последних лет. Правда, даже снизившийся экспорт зерна не помешал Украине вернуться на один из самых емких рынков – Египет. В 2011 году закончилось длящееся с 2008 года игнорирование украинского зерна  египетским госоператором GASC. В 2008 году украинская пшеница была лишена доступа к гостендерам в Египте, которые проводит GASC, из-за претензий к ее качеству. Поставки зерна осуществлялись, однако лишь по контрактам между частными структурами. Осенью 2011 года, после визита в нашу страну египетской делегации и инспекции экспортной инфраструктуры Украина вновь была допущена к тендерам и даже победила в некоторых из них.

Учитывая относительно низкую активность экспорта в первой половине сезона, в следующем году из страны должно быть экспортировано около 14 млн тонн зерновых, то есть более 2 млн тонн в месяц. При этом перед участниками рынка стоит непростая задача - экспортировать достаточно зерна, чтобы к концу маркетингового года не сформировались  огромные переходящие остатки, которые будут давить на цены, и при этом не разбалансировать экспортом рынок продовольственной пшеницы, поскольку в следующем сезоне вероятен ее дефицит из-за значительной гибели озимых культур.

Отметим, что несмотря на то что в связи с выходом на рынок "ХлебИнвестбуда" высказывались параноидальные  прогнозы о том, что эта компания подомнет под себя весь экспорт, этого не произошло. Первый год работы показал - зернотрейдеры и ХИБ могут прекрасно уживаться. Как отмечают эксперты, рынок сам развел их – в то время как ХИБ активно вывозил пшеницу, частные игроки экспортировали в основном другие культуры, в первую очередь кукурузу, благо, при нынешнем рекордном урожае объемов хватало на всех. В будущем году специалисты ожидают повторения рекордного урожая кукурузы, поскольку, скорее всего, этой культурой аграрии будут пересевать погибшие озимые, потому конфликта интересов вновь удастся избежать.

Расчистка площад и

Один из самых ярких трендов 2011 года - укрупнение игроков на аграрном рынке. Причем  если раньше, как правило, небольшие и средние игроки становились объектом поглощения агрохолдингами, то в 2011 году консолидация началась среди крупнейших  компаний-латифундистов. 

Наращивать земельные банки игроков рынка стимулировало завершение земельной реформы в стране. Финальный  ее этап – принятие закона "О рынке земель" - должен  завершиться максимум в январе 2012 года. Хотя, скорее всего, непосредственно купля-продажа наделов будет отсрочена на год, до 1 января 2013 года, тем не менее  перспектива земельного рынка заставляет холдинги расширять площади контролируемых земель.

Уже начало года ознаменовалось несколькими громкими сделками, в результате которых сразу три  крупных игрока-старожила ушли с рынка, став составной частью более амбициозных коллег. Так, покупка в феврале двух агрохолдингов – "Дакор" и "Райз" - превратила  владельца компании Ukrlandfarming Олега Бахматюка в крупнейшего землевладельца Украины с земельным банком в более 400 тыс га.

Месяцем позднее холдинг "Кернел" Андрея Веревского сообщил о приобретении  одного из крупнейших производителей сахара - компании "Укррос". На момент продажи "Укррос" управлял земельным банком в  100 тыс. га. Активно приращивали банк и другие агрохолдинги,  в частности, KSG Agro.

Также отметим, что среди агрохолдингов  произошло пополнение – в марте 2011 года был создан холдинг HarvEast, что официально подтвердило интерес Рината Ахметова к сельскому хозяйству.