НБУ курс:

USD

41,29

+0,03

EUR

43,47

--0,10

Наличный курс:

USD

41,65

41,58

EUR

43,85

43,55

5 тезисов главы АП Бориса Ложкина для бизнесменов

Крайне непубличный до этого Борис Ложкин в последние пару недель начал активно делиться планами и достижениями. Кроме интервью и телеэфиров он пообщался также с глазу на глаз с крупнейшими украинскими бизнесменами
Відкрийте нові горизонти для вашого бізнесу: стратегії зростання від ПриватБанку, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy та понад 90 лідерів галузі.
12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як оптимізувати комунікації, впроваджувати ІТ-рішення та залучати інвестиції для зростання бізнесу.
Забронировать участие

Ключевые вопросы бизнеса к Борису Евгеньевичу были ожидаемы: где обещанные реформы, когда Нацбанк уберет валютные ограничения, сколько должен получать госслужащий и кто станет следующим премьер-министром страны. Delo.UA представляет 5 ключевых тезисов этой встречи, прошедшей в рамках Nobles Fortune Club

Об обещанных реформах

Я прекрасно понимаю, что у общества очень высокие ожидания, и если вы спросите, удовлетворен ли я тем, что сделала за это время власть, то я отвечу, что категорически не удовлетворен. Но несмотря на разговоры о том, что в стране ничего не происходит, мы запустили и провели ряд реформ.

В 2014 году был высокий риск разрушения Украины, но нам удалось сохранить страну. С большим скрипом, но получилось удержать работу государственной машины. Я не могу сказать, что у нас эффективная власть, но по крайней мере она работает. Если сравнить состояние, в котором находится Украина сейчас и находилась два года назад, мы увидим колоссальную разницу. Перемен в государственной системе много — от антикоррупционного законодательства, которое, правда, еще должно заработать, до реформы Нацбанка.

Если в 2014 году бюджет Нацбанка был больше 10 млрд грн, то теперь он сокращен более чем в два раза. Команда Гонтаревой устранила огромное количество неэффективных элементов финансовой системы: с рынка выведено более 80 банков, связанных с незаконными операциями, закрыто множество отделений Нацбанка в областных центрах, и так далее. Конечно, эти вещи не нравятся многим, и атак на Гонтареву даже больше, чем на Яценюка.

Реформы коснулись и Министерства экономики. До 2015 года у нас существовала норма, согласно которой решения в компании могли приниматься только при наличии 60% голосов плюс одна акция. Совершенно странная вещь, которая не давала мажоритариям возможности контролировать предприятие. Это была одна из главных претензий иностранных инвесторов, ведь нормой в бизнесе считается 50% плюс одна акция. Мы изменили этот пункт спустя всего два месяца после начала работы нового парламента.

Мы также запустили систему госзакупок Prozorro. Она помогла государству сэкономить более 700 млн грн, а когда Prozorro заработает по всей стране, мы выйдем на цифры в 5-7 млрд грн в год.

Одна из причин неудовлетворительной реализации реформ — в конституционной системе Украины, сложной с точки зрения принятия решений. Чтобы преодолеть сложности и двигать реформы вперед, в АП мы создали площадку, способную объединить усилия всех ветвей власти, общества, отраслевых организаций — Национальный совет реформ. В прошлом году 70% его рекомендаций были одобрены парламентом и превратились в законы.

О валютной либерализации

Я за свободный рынок и считаю, что валютные ограничения сдерживают экономическое развитие. Особенно если речь идет об иностранных инвестициях. Но нужно понимать причину введения этих ограничений. В 2014 году мы могли привлекать только деньги Международного валютного фонда или связанных с ним структур. При кредитовании МВФ накладывает определенные ограничения и в результате мы получили ту картину, которая есть на сегодня. Первый, самый плохой этап мы уже прошли. Теперь нужно находить выход и из этого положения. Уверен, Нацбанк его найдет.

О премьериаде

Нельзя говорить, что есть черное и белое. В правительстве Яценюка были и есть технократы.

Но исходя из распределения голосов в нынешнем парламенте и позиции "Самопомощи", которая не готова заходить в коалицию под правительство Яресько, вероятность появления технократического Кабмина крайне низка.

Я просто не вижу под нее достаточного количества голосов. С другой стороны, если новым премьером будет Гройсман, то политическое правительство в чистом виде мы тоже не получим.

По моему мнению, нам в первую очередь необходимо эффективное правительство.

Я сторонник технократов, и когда Яценюк формировал правительство в ноябре, я предлагал сделать его технократическим. К сожалению, как это часто бывает в Украине, получилось "и вашим, и нашим". Надеюсь, что новый состав Кабмина, с учетом технократов и политических фигур, будет более эффективным.

О зарплатах госслужащих

На сегодня уровень зарплат госслужащих очень низкий. Работать за эти деньги невозможно. В Генпрокуратуре следователи до сих пор получают 3-5 тыс грн, а зарплата сотрудников СБУ меньше, чем у военных.

Мы уже кое-что сделали в этом направлении. Например, зарплата руководителя одной из крупнейших компаний страны "Укргаздобычи" еще полгода назад была на уровне 300-400 евро в месяц.

Недавно по инициативе Минэкономики была принята новая система зарплат в крупных госкомпаниях, и если "Укргаздобыча" выполнит финансовый план, то CEO компании будет получать около 600 000 евро в год.

Это немного для компании такого размера, но уже что-то. Человек с такой зарплатой может нормально жить и если он будет заниматься коррупционными схемами, то возникнет много вопросов к нему.

К сожалению, у нас еще нет решения, которое позволит сформировать отдельный фонд для доплат госслужащим. Хотя его уже готов профинансировать Евросоюз и частные фонды разных стран.

Что касается прокуратуры, то там вообще нужно в 4-5 раз сократить в штат. Но Генпрокуратура 2016 года будет кардинально отличаться от той, что была раньше. Это будет орган без общего надзора и следствия, главной функцией которого станет продвижение обвинения в суде и представление интересов государства. Но опять же — если мы радикально не повысим зарплаты, то не получим качественных людей. Это не означает, что там не будет коррупции, и прокуратура сразу станет сверхпрогрессивным органом. Но делать это нужно.

О коммуникациях с обществом

К сожалению, у Украины нет опыта англосаксонской публичной политики, и у нас построено преждевременно социальное общество. Большая часть политиков прошлой волны — это популисты с коррупционными корнями. На этом все и строилось — больше пенсии, больше зарплаты, обвинение оппонента и так раз за разом.

Я помню передачу у Шустера, когда главу "Нефтегаза" обвиняли в том, что он получает зарплату в 36 000 грн, хотя для такой должности это унизительно маленькая сумма.

Наше общество заточено под популизм и политики привыкли действовать в этом ключе.

Если мы не изменим эту систему, то ничем хорошим это не закончится. Поэтому нам нужно менять и систему, и людей во власти. Туда должны приходить профессиональные публичные политики. Это одна из причин, почему я называю себя менеджером. Я не хочу быть публичным политиком, мне нравится заниматься бизнесом. Я пришел сюда временно, для того, чтобы изменить страну к лучшему, и после этого работать в ней в другом качестве. Но для этого у нас должен появиться класс профессиональных политиков. Сейчас таких людей объективно мало. Это эволюционный процесс, и здесь ничего не произойдет по щелчку пальцев.