НБУ курс:

USD

41,29

+0,07

EUR

44,97

+0,12

Наличный курс:

USD

41,58

41,55

EUR

45,25

45,12

Что нужно знать о "кремлевском докладе" США

Фото: сайт Кремля
Фото: сайт Кремля
Американский Минфин составил список из 210 приближенных к Путину, но санкции против них пока решил не применять. Delo.UA разбиралось с причинами и перспективами отчета

Министерство финансов США опубликовало список людей из окружения президента России Владимира Путина. В списке оказались 114 высокопоставленых чиновников и 96 олигархов, дружественных к Кремлю. Информация о подготовке данного документа была уже давно, и американская, и российская сторона успели неоднократно высказаться на эту тему. Но все равно публикация удивила своей массовостью, хотя и не определила никаких мер наказания для его фигурантов.

Delo.UA разбиралось с ключевыми вопросами по списку.

Чем является "кремлевский доклад"?

Доклад состоит из двух частей — открытой и скрытой. Опубликована лишь первая часть, где выписаны все 210 человек из окружения Владимира Путина.

Американская пресса отмечает, что доклад мог стать ответом на постоянные упреки со стороны противников президента Дональда Трампа о его любезном отношении к российскому лидеру. Список показал главных бенефициаров режима Путина, что означает осведомленность США о ситуации в России и готовность к действиям в случае необходимости.

В то же время пока администрация решительно акцентирует на том, что никаких мер против людей из списка не принято. 

А что в скрытой части?

Если в опубликованной части лишь список ключевых персон России, то в скрытой части расписана более точная информация о степени приближенности тех или иных лиц к российскому президенту. Также в скрытой части может быть еще один список менее известных лиц не такого значительного масштаба.

Ранее обсуждалось, что в отчете должны быть сценарии заморозки активов лиц из списка, а также их эффект на экономику России, США и третьих стран. Тем не менее точных сведений, есть ли эти материалы в отчете, нет.

Кто попал список?

В списке 114 российских чиновников: администрация президента, губернаторы, правительство, главы госструктур и компаний (все они были в списке РБК 500). Попали в список и 96 российских олигархов, многие занимающие высокие места в рейтинге самых богатых людей по версии Блумберга.

Список пестрит известными миллиардерами вроде Алишера Усманова, Романа Абрамовича, братьев Ротенбергов или же имеющего активы в Украине Олега Дерипаски. Попали в список и глава "Росснефти" Игорь Сечин, руководитель "Газпрома" Алексей Миллер и создатель российского антивируса Евгений Касперский. Из чиновников в список попали большинство публичных лиц России, включительно с пресс-секретарем Путина Дмитрием Песковым.

Также важно понимать, кто в список не попал. Среди них глава российского центробанка Эльвира Набиуллина, глава "Роснано" Анатолий Чубайс и экс-министр финансов Алексей Кудрин.

Все эти люди входят в окружение Путина, а Кудрина считают довольно близким к президенту. При этом вышеупомянутые люди считаются "либеральным крылом", что их, скорее всего, и спасло от места в списке.

Означает ли доклад санкции?

Сейчас список не означает санкций. Больше всего об этом говорило как само Министерство финансов, так и администрация президента США. В Белом доме отметили, что принятых в 2017 году санкций пока достаточно, а нынешний список является более символическим жестом и "уже влияет" самим своим существованием.

Тем не менее это не означает, что в будущем список не станет основой для точечных санкций по самому ближайшему окружению Путина. В комитете иностранных дел американского Сената подтверждают, что этот список делает США более подготовленными в случае необходимости ужесточения санкций против России. Похожее мнение царит и в Конгрессе, где готовы рассматривать доклад, как инструмент, всегда доступный в случае необходимости.

Какие могут быть другие причины публикации доклада?

Обсуждают и другой вид влияния списка, а именно — репутационные потери для окружения российского президента. Колумнисты отмечают, что после этого "с Путиным дружить станет еще дороже", подразумевая постоянное существование под угрозой персональных санкций против своего имущества на Западе. Другое дело, что лояльность чиновников и большого бизнеса Путину вряд ли стала для кого-то неожиданностью.

Еще одним эффектом стало репутационное давление на бизнес людей из списка. Если раньше европейских и американских бизнесменов могла останавливать разве что моральная составляющая, то теперь риски увеличатся, ведь всегда есть шанс санкций против фирм окружения Путина. Тем не менее Financial Times  отмечает, что пока публикация доклада существенно не отразилась на стоимости акций предприятий людей из списка.

Не сузят ли список в будущем?

Список получился достаточно громоздким, ведь в него попали больше двух сотен человек разного уровня приближенности к Путину. И это в теории могло бы усложнить принятие санкций сразу против всех людей из списка. Однако на практике ситуация выглядит несколько иначе.

Во-первых, часть людей из списка уже находятся под санкциями. Их повторное включение в список было осуществлено для масштабного и всестороннего изучения основы российского режима.

Во-вторых, последняя порция персональных санкций захватила больше сотни человек и двух сотен компаний, а значит американцы готовы к таким мерам в случае необходимости.

И самое главное — скрытая часть доклада вполне может ранжировать или разбивать на категории высокопоставленных сторонников Путина, а значит санкции могут приниматься пакетами поменьше.

Как на доклад отреагировали в России?

Реакция российского руководства была известна уже две недели назад, когда впервые начались серьезные обсуждения документа. И тогда, и сейчас доминирует мнение, что доклад является показательным недружественным жестом в сторону России, поскольку не имеет практического применения. Кремль посчитал, что это попытка врагов России рассорить действующую администрацию США с Москвой и породить "недоверие к российской власти в преддверии выборов".

Предприниматели комментировали более осторожно и одновременно обижено, отмечая, что отчет может навредить бизнесу на одних лишь политических основаниях.

Но в целом реакция была выжидательная, в отличие от последнего пакета персональных санкций. Сейчас не было даже прямого заявления об ответных мерах, что может означать попытку оставить список в номинальном значении и не провоцировать санкции.