- Категория
- Политика
- Дата публикации
Что ждет Афганистан после вывода американских войск
В начале 2014 года США и страны НАТО планируют начать вывод войск из Афганистана, который продлится 12 месяцев. Вывод 120-тысячного контингента Международных сил содействия безопасности станет своеобразным финалом начавшейся 13 лет назад силовой операции США на территории Афганистана.
Администрация президента Джорджа Буша-младшего ввела войска в Афганистан, чтобы подавить радикальное исламистское движение "Талибан", которое дало приют международному террористу Усаме бен Ладену.
США объявили бен Ладена главным виновником трагедии 11 сентября 2001 года, когда террористы направили гражданские самолеты на Всемирный торговый центр в Нью Йорке, а также на здание Пентагона. Жертвами терактов стали почти три тысячи человек.
По иронии судьбы, сам бен Ладен воевал в Афганистане против советских войск в 1980-е годы в составе группировок моджахедов, которых в то время поддерживали США и Пакистан.
США и НАТО за все время кампании потеряли в Афганистане более 3 тыс. человек. CCCР за десятилетнюю кампанию — 13 тыс. солдат и офицеров.
Меньшее количество потерь у стран коалиции связано с различными факторами, в том числе и повышением качества военной техники, а также с тем, что международный контингент, в отличие от советских военных, проводил точечные операции.
Несмотря на многолетние усилия США, а также принимавших участие в боевых действиях войск НАТО, полностью разгромить "Талибан" не удалось. Тем не менее, как заявил заместитель генерального секретаря НАТО Александр Вершбоу, силы талибов хотя и не "уничтожены полностью, но существенно ослаблены".
За время пребывания в Афганистане войска международной коалиции смогли подготовить и вооружить порядка 195 тыс. афганских солдат и офицеров. Это меньше заданного уровня в 352 тыс. человек, который западные и американские инструкторы планируют достичь к 2014 году. Помощник генсека альянса по политическим вопросам и политике безопасности Трасивулос Стаматопулос ранее рассказывал, что на дальнейшую подготовку афганских военных понадобятся значительные средства. "Это стоит денег, чтобы афганцы смогли поддерживать безопасность на уровне", — говорит Стаматопулос.
Директор Центра изучения современного Афганистана Омар Нессар отмечает, что уровень подготовки современной афганской армии ниже, чем у военнослужащих, которых готовили в свое время советские инструкторы.
"У нее нет общей идеологии, многие вообще не понимают, за что они воюют", — рассказывает Нессар.
Подписать нельзя оставить
На повестке дня — подписание пакта о безопасности между Афганистаном и США. Он должен определить параметры присутствия иностранного военного контингента примерно в 8–10 тыс. человек, а также нескольких военных баз, которые будут находиться в Кабуле, Герате, Кандагаре и других городах Афганистана.
Несмотря на угрозы со стороны талибов, соглашение в декабре было одобрено лойя джиргой (собрание афганских старейшин), однако до сих пор не ратифицировано парламентом страны и не подписано президентом Афганистана Хамидом Карзаем.
От заключения пакта с США будет зависеть не только подписание аналогичного соглашения с НАТО, но и значительная финансовая помощь афганской экономике в размере $4 млрд в год. "Мы надеемся, что президент Карзай это понимает", — говорит один из высокопоставленных чинов альянса.
Но Карзай учитывает, что многие соседи Афганистана выступают против долговременного присутствия иностранных войск в регионе.
"Открыто против этого настроен Иран, но здесь он выступает как представитель других игроков региона", — говорит глава Омар Нессар.
В Москве отмечают, что присутствие иностранных войск — это внутреннее делом Афганистана, однако в неофициальных беседах российские дипломаты выражают опасение, что нежеланием подписывать пакт Карзай может разозлить американцев и они попросту хлопнут дверью, оставив его наедине с "Талибаном".
Эксперт Омар Нессар не считает, что после 2014 года "произойдет катастрофа", однако для него очевидно, что США уже не смогут вести масштабные действия и это станет "началом радикализации Афганистана с соответствующими последствиями".
По мнению ведущего аналитика американского консервативного экспертного фонда "Наследие" Ариэля Коэна, "в случае полного вывода войск США, Афганистан скорее попадет под власть талибов, а за этим последует дестабилизация страны".
Аналогичного мнения придерживается и эксперт центра военного и политического анализа Enegma в Дубае Теодор Карасик, который предрекает оставленному без попечения Афганистану судьбу Сирии, а его лидеру Карзаю — участь убитого талибами просоветского президента Мохаммада Наджибуллы.
"Страна может легко вернуться к состоянию вооруженной борьбы между различными этническими группами", — отмечает Карасик. По мнению эксперта, после 2015–2016 года, для Афганистана существует "множество негативных сценариев".
Согласно одному из них, Россия после выхода США будет вынуждена платить "серьезные деньги в качестве помощи" Афганистану, чтобы не допустить распространения "афганской нестабильности" на страны Центральной Азии, зону российских интересов.
Политолог Ариэль Коэн, в свою очередь отмечает, что и США, и Россия не заинтересованы в дестабилизации ситуации в Центральной Азии.
"В первую очередь это касается Таджикистана и Ферганской долины. Также может появиться и исламистский фактор в борьбе за власть в Узбекистане после ухода Ислама Каримова. Поэтому имеет смысл не только консультироваться, но и, возможно, сотрудничать России и США и даже третьим странам, в том числе Пакистану, Индии и Китаю, по афганской проблеме после 2014 года", — говорит эксперт.
По его словам, в случае если Россия возьмет курс на "выдавливание США из Афганистана, она может увязнуть в болоте нестабильности в Центральной Азии".
Хаос или "Талибан"?
Россия не скрывает, что готовится к тому, как ситуация в Афганистане может отразиться на соседних странах Центральной Азии, главным образом на Таджикистане — участнике Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ).
По словам генсека организации Николая Бордюжи, Россия в рамках ОДКБ помогает Таджикистану укреплять границу с Афганистаном. Таджикские военные также должны получить и новые партии оружия и боеприпасы, а второй этап помощи подразумевает создание современной инфраструктуры для погранзастав: "Это крупная работа, рассчитанная на несколько лет", — рассказывал ранее журналистам Бордюжа.
Генсек также рассказал, что ОДКБ располагает сведениями о подготовке в Афганистане боевиков из числа выходцев из Центральной Азии, для последующих действий на территории этих стран.
Укрепление границ и создание инфраструктуры, направленной на отражение возможного прорыва из Афганистана, не исключают диалога даже с радикальными силами, которые не сегодня-завтра могут взять верх в Афганистане, говорит политолог Эрнест Султанов, координатор экспертного центра "Мир-Инициатива".
"Мы должны быть готовы к тому, что "Талибан" вернется и нам придется договариваться с ним как с ключевым игроком. Это изначально ошибочная политика не говорить с кем-то, потому что он кажется "слишком бородатым". В ситуации "хаос или "Талибан" у нас нет выхода, а именно такой выход нам оставляют США", — говорит эксперт.