"Это профанация" — в "Голосе" раскритиковали законопроект о снятии неприкосновенности

Александра Устинова. Фото: партия "Голос"
Александра Устинова. Фото: партия "Голос"
Для того, чтобы снятие неприкосновенности было полным и таким, как обещали своим избирателям народные избранники, партия "Голос" потребует принятия альтернативного законопроекта
Мы продолжаем сражаться с оккупантом на информационном фронте, предоставляя исключительно проверенную информацию и аналитику.
Война лишила нас возможности зарабатывать, просим Вашей поддержки.
Поддержать delo.ua

Политическая партия "Слуга народа", имеющая большинство в Верховной Раде Украины, хочет ввести "контролируемую" неприкосновенность народных депутатов. Об этом заявила нардеп от партии "Голос" Александра Устинова.

По ее словам, именно это предусматривает поданный народными депутатами от "Слуги народа" законопроект №2237, который дает право начать уголовное производство против депутата только одному должностному лицу — генеральному прокурору.

"Для соображений: по предложенному "слугами" законопроекту, если депутата поймают на месте убийства в крови и с ножом — его не смогут задержать. Полицейским придется провести осмотр места происшествия, потом поехать к генеральному прокурору, чтобы тот внес сведения о преступлении в реестр, затем провести следственные действия, а уже потом генпрокурор вручит подозрение народному избраннику, а затем нужно съездить в суд и получить разрешение на задержание депутата. Это не снятие депутатской неприкосновенности, а профанация", — пояснила народный депутат Украины Александра Устинова.

В то же время, другие правоохранительные органы, которые должны расследовать преступления, совершенные народными депутатами, полностью теряют возможность даже начать уголовные производства по ним, отмечают в политсиле. Так, например, по действующему закону именно НАБУ и Специализированная антикоррупционная прокуратура сегодня могут открывать производство и расследовать все коррупционные преступления народных избранников, однако по законопроекту, предложенному парламентским большинством, такая возможность теряется.

"Фактически этим законопроектом Верховная Рада ограничивает функции других правоохранительных органов и отдает все полномочия в руки одного человека — генпрокурора", — подчеркнула Устинова.

Для того, чтобы снятие неприкосновенности было полным и таким, как обещали своим избирателям народные избранники, партия "Голос" потребует принятия альтернативного законопроекта №2237-1, который на самом деле снимет неприкосновенность с депутатов. Проект закона подготовлен и зарегистрирован Александрой Устиновой.

В партии "Голос" опубликовали ключевые отличия двух законопроектов.

Законопроект №2237 ("Слуга народа"):

1) Ограничение полномочий других правоохранительных органов, замыкание все на одном человеке — генеральном прокуроре, который имеет исключительное право вносить сведения в Единый реестр досудебных расследований (ЕРДР).

Изменения планируются части первой статьи 4822 УПК Украины: сведения, которые могут свидетельствовать о совершении уголовного преступления народным депутатом Украины, вносятся в ЕРДР генеральным прокурором в порядке, установленном настоящим Кодексом.

2) Все разрешения на любые следственные действия в отношении народного депутата (обыск, прослушка и остальное) могут приниматься в суде исключительно генеральным прокурором, а не следователем прокурором, как это предусмотрено сейчас.

Изменения планируются внести в часть 7 статьи 36 УПК Украины: генпрокурор, его заместитель, руководитель областной прокуратуры сообщают о подозрении лицам, в отношении которых осуществляется особый порядок уголовного производства. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, генпрокурор поддерживает ходатайство о разрешении на задержание, избрание меры пресечения в виде содержания под стражей или домашнего ареста, обыск, нарушение тайны переписки, телефонных разговоров, телеграфной и другой корреспонденции, а также о применении других мер, в том числе, негласных следственных (розыскных) действий, в соответствии с законом ограничивают права и свободы народного депутата Украины.

А также — в часть 2 статьи 4822 УПК Украины: ходатайство о разрешении на задержание, избрание меры пресечения в виде содержания под стражей или домашнего ареста, обыск, нарушение тайны переписки, телефонных разговоров, телеграфной и другой корреспонденции, а также о применении других мер, в том числе, негласных следственных (розыскных) действий, в соответствии с законом ограничивают права и свободы народного депутата Украины, рассмотрение которых отнесено к полномочиям следственного судьи, должны быть поддержаны генеральным прокурором.

Законопроект №2237-1 ("Голос"):

1) Не нужно политизировать и замыкать этот вопрос на одном единственном должностном лице — генеральном прокуроре.

2) Во время совершения народным депутатом насильственного преступления или такого, который привел к смерти человека (например, совершение ДТП под действием алкоголя), народного избранника можно задержать сразу на месте.

3) Преступления народных депутатов должны расследовать все правоохранительные органы в зависимости от подследственности. Если это коррупционные преступления — это дело НАБУ, если другие — ГБР.

4) Получать разрешения на следственные действия в суде имеет право тот прокурор, который ведет дело, а не только генеральный прокурор.

Напомним, 3 сентября Верховная Рада  проголосовала за законопроект №7203 о снятии неприкосновенности  с народных депутатов.

19 июня 2018 года Конституционный суд Украины  признал конституционным  президентский законопроект (№7203) о внесении изменений в статью 80 Основного закона (относительно  отмены неприкосновенности народных депутатов), которым предполагается введение этой нормы с начала 2020 года. После этого Петр Порошенко поторопил депутатов с принятием решения по снятию неприкосновенности. 

В апреле этого года первый замглавы Верховной Рады Украины Ирина Геращенко призвала народных депутатов  проголосовать  за снятие неприкосновенности с парламентариев.