НБУ курс:

USD

41,29

+0,03

EUR

43,47

--0,10

Наличный курс:

USD

41,60

41,55

EUR

44,05

43,81

Служба финрасследований или Служба финбезопасности: чем заменят налоговую милицию

Фото: president.gov.ua
Фото: president.gov.ua
Delo.UA разбиралось, почему новый орган по расследованию масштабных экономических преступлений до сих пор не создан, кто против и какие есть камни преткновения
Відкрийте нові горизонти для вашого бізнесу: стратегії зростання від ПриватБанку, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy та понад 90 лідерів галузі.
12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як оптимізувати комунікації, впроваджувати ІТ-рішення та залучати інвестиції для зростання бізнесу.
Забронировать участие

В понедельник, 13 ноября, представитель президента в Верховной Раде Ирина Луценко сообщила, что в ближайшее время Петр Порошенко намерен внести в парламент законопроект о Службе финансовой безопасности. В очередной раз речь идет о создании нового органа, который будет расследовать все экономические и финансовые преступления.

С начала осени Порошенко уже минимум трижды публично заявлял, что закон о "принципиально новом" органе будет принят до конца года. Осталось полтора месяца, но ни один из законопроектов — ни одобренный Кабмином еще в марте документ о Службе финансовых расследований, ни президентский о Службе финансовой безопасности — до сих пор не опубликованы. Тем не менее убедительные высказывания президента, мол, вопрос перезрел, дают основания полагать, что документ в ближайшее время таки будет принят.

Три года обсуждений

Об органе, который должен перебрать на себя все полномочия налоговой милиции, а также полномочия по расследованию финансовых и экономических преступлений МВД, Генпрокуратуры и Службы безопасности, говорят уже третий год после расформирования Министерства доходов и сборов.

Создание Службы предусмотрено коалиционным соглашением и меморандумом с МВФ. И правительство, и парламент безоговорочно соглашаются, что вопрос перезрел и СФР нужна "на вчера". Казалось бы, что еще нужно, но "воз и ныне там".

Первый законопроект о новом органе появился в парламенте еще в середине 2014-го. Но комитет по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности назвал создаваемую службу "монстром, который готовился еще старой властью, чтобы контролировать финансовые потоки", потому документ отозвали на доработку. Второй проект закона — №4228 — депутаты зарегистрировали в начале 2016-го, но дело не двинулось и документ спустя полтора года даже не прошел первого чтения.

Новым толчком дискуссии о создании Службы финрасследований стала случайная "ликвидация" налоговой милиции в конце 2016-го.

Принимая изменения в налоговый кодекс, Верховная Рада неумышленно исключила из него раздел о силовиках ГФС, лишив их правовых оснований для работы. Тогда-то (в крайнем случае в публичной плоскости) и возникли разногласия между налоговым комитетом парламента и Министерством финансов. Ведь Нина Южанина предложила вернуть полномочия налоговой милиции до момента принятия закона об СФР. А Александр Данилюк выступил категорически против, заявив, что ситуацией нужно воспользоваться, дабы быстрее создать новую Службу.

Весь февраль Министерство финансов обсуждало распределение полномочий нового органа с Нацполицией, СБУ, Генпрокуратурой, Минюстом и фискальной службой. А уже в конце марта правительство одобрило законопроект о новом органе и направило его на рассмотрение в Национальный совет реформ.

Прошло семь месяцев, а заветного заседания так и не состоялось. Правда, секретариат Нацсовета, который, между прочим, является лишь консультативным органом, вернул документ Минфину с негативными комментариями. Мол, в документе необходимо учесть позицию Министерства внутренних дел, которое выступило против предоставления СФР функций оперативно-розыскной деятельности. Тогда же свое недовольство законопроектом высказывала и Нина Южанина.

Министр финансов, правда, заявил, что "секретариат — это еще не Нацсовет, а главное, не президент Украины". Потому Данилюк попросил Порошенко, чтобы тот взял ситуацию под контроль.

По словам народного депутата Андрея Журжия, сейчас влияние на правоохранительные органы, у которых Минфин предлагает забрать полномочия, — налоговая милиция, МВД, Генпрокуратура и Служба безопасности, — разделено между двумя политическими силами. Речь идет о БПП и "Народном фронте". "Мы же предлагаем этим силам отказаться от своего влияния и говорим, что впредь будет один-единственный орган, за который будут отвечать не они", — заявлял Журжий.

По словам нардепа, ни одна из сил коалиции не согласна потерять это влияние.

Тем не менее Порошенко министра финансов услышал. Правда, концепция Минфина, по всей видимости, пришлась не по вкусу и президент обратился к Нине Южаниной с просьбой подготовить новый закон. Глава налогового комитета парламента должна была его представить на следующем заседании Нацсовета реформ, этого снова не произошло. Теперь у президента заявляют, что "документ на выходе" и его внесут в парламент в ближайшее время.

Кому будет подчиняться Служба

Больше всего этот вопрос беспокоил Министерство внутренних дел. Арсен Аваков еще весной настаивал на том, что именно его ведомство должно координировать работу нового правоохранительного органа.

Мол, мировой опыт на стороне МВД, раз орган будет иметь оперативно-розыскные функции. А видение Министерства финансов, которое предполагает, что Служба "под Минфином" будет расследовать только преступления с большим ущербом для государства, а все мелкие останутся "под МВД", по мнению Авакова, — "сплошной сумбур" и "выковыривание изюма из булочки".

Ни премьер Владимир Гройсман, ни президент Петр Порошенко не высказывали своего мнения, кто из министров должен отвечать за СФР. Глава правительства даже озвучивал идею, что Служба может подчиняться напрямую Кабмину, который своим подзаконным актом сможет определять ответственного министра.

А президентский вариант документа, согласно информации Delo.UA, предлагает создать орган, который будет подчиняться Порошенко.

Какие полномочия будут у СФР

Похоже, Арсен Аваков все же смирился с мыслью, что новую СФР подчинят Минфину. И на заседании Кабмина несколько дней назад заявил, что готов передать полномочия Нацполиции новому органу. "Но это должен быть орган, у которого будет карандаш и компьютер. В первую очередь аналитический орган и только потом оперативный. Это принципиально", — акцентировал Аваков в своем выступлении на Кабмине. Потому открытым остается вопрос, какие все-таки полномочия дадут Службе финрасследований.

Министерство финансов с одной стороны настаивает, что служба должна быть полноценным правоохранительным органом — таким себе финансовым НАБУ — и иметь весь арсенал инструментов, в том числе оперативно-розыскные функции.

Без них служба будет "импотентной", уверен министр финансов Александр Данилюк.

Его советник Сергей Коваленко поясняет, если в СФР будут работать только аналитики, которые будут выявлять правонарушения, то следствие будут вести Нацполиция, Генпрокуратура или Служба безопасности.

Также Минфин рассматривал возможность создать в составе СФР спецподразделение. Ведь иначе в случаях, когда предприятие-фигурант расследования будет препятствовать проведению процессуальных действий и понадобится силовая поддержка, придется привлекать полицейский "КОРД". А для этого потребуется разрешение генерального прокурора или его заместителей.

Глава налогового комитета парламента Нина Южанина соглашается, что сейчас слишком много органов, которые имеют полномочия расследовать экономические и финансовые преступления против государства.

"Чтобы сделать реформу, нам необходимо создать единый аналитический центр, где будет собираться вся информация о состоянии финансовой системы. Работа этого центра должна базироваться на использовании новых рискоориентированных методов криминального анализа", — заявила депутат на заседании Рады регионального развития.

Южанина также подчеркивает, что новосозданный орган "будет регистрировать и проводить криминальные производства всех экономических преступлений". Правда, пока непонятно, о каких именно полномочиях для СФР идет речь в концепции налогового комитета парламента. Ведь ранее Южанина критиковала Минфин за то, что в документе якобы слишком мало акцента на аналитических функциях Службы, а руководитель службы, его замы, руководители управлений и детективы, по логике министерства, должны иметь специальные звания. Мол, это не соответствует "аналитическому духу", которым обещали наполнить новый орган.

Опасения Южаниной разделяют и некоторые другие народные депутаты. "Должна ли новая служба быть милитаризованной — это для меня спорный вопрос, — говорит Светлана Залищук. — Ведь под хорошим министром — это нормально. Но, к примеру, под Юрием Колобовым (министр финансов с 2012 по 2014 года — Ред.) — это был бы монстр".

Какие преступления будет расследовать

Согласно концепции Минфина, СФР должна вести дела исключительно по тем статьям, которые предусматривают нарушения со значительным ущербом экономике. Подследственность Службы в ведомстве предлагают ограничить двадцать одной статьей из Криминального кодекса. В этот список статей входят расследование использования финансовых ресурсов государства, преступления в сфере финансовой и банковской системы, злоупотребления в финансировании политических партий, преступления, связанные с ценными бумагами, подакцизными товарами, а также налоговые преступления.

Тем не менее есть сомнения, что МВД и налоговый комитет согласятся оставить "мелкие дела" за полицией.

Ведь и Аваков, и Южанина слишком часто акцентируют внимание на том, что СФР должна расследовать "все экономические преступления".

В Минфине же считают, что в таком случае Служба будет недееспособной. По словам Сергея Коваленко из Минфина, в подследственность СФР предлагали передать около 120 статей Криминального кодекса. "Просто поручить ей расследовать статью 190 (мошенничество — Ред.) и тогда каждый детектив будет обязан ловить гадалок на вокзалах", — резюмирует советник министра финансов.

Тем не менее по информации Delo.UA, в президентской концепции подследственность Службы финбезопасности также предлагают ограничить 21 статьей Криминального кодекса.