- Категория
- Финансы
- Дата публикации
Как Минфин и НБУ планируют бороться с отмыванием теневых денег
Минфин разработал законопроект о борьбе с отмыванием преступных доходов. Какие схемы сейчас применяются для легализации капиталов? И какое воздействие новый закон будет оказывать на бизнес?
Почему это важно
Минфин при участии НБУ, Госфинмониторинга и международных экспертов разработал законопроект, направленный на предотвращение легализации незаконных доходов. Текст документа опубликован на сайте Минфина.
Также ведомство работает над сближением украинского законодательства и норм ЕС, касающихся предотвращения использования финансовой системы для отмывания денег и финансирования терроризма (директива 2015/849).
Как ожидается, совершенствование законодательства в сфере финмониторинга будет способствовать снижению теневого сектора в стране, а также повысит эффективность противодействия незаконному выводу капиталов из Украины.
При этом изменения законодательства о финмониторинге могут затронуть не только теневой сектор, но и бизнес в целом.
Для предпринимателей это может означать усиление контроля участников финансового рынка (банков, страховщиков, кредитных союзов, ломбардов и других финансовых учреждений).
Если операции предприятия соответствуют определенным критериям финмониторинга, у правоохранительных органов появится основание предъявить подозрение в легализации теневых средств.
Поэтому предпринимателям и бизнесу во избежание неприятностей нужно знать об этих критериях.
Что меняется в новом законе?
Законопроектом предусматривается:
- Размер финансовых операций, о которых банки, страховые компании и другие финансовые учреждения обязаны сообщать Госфинмониторингу, увеличивается до 300 тыс. грн (сейчас это 150 тыс.). Ожидается, что это заметно снизит количество операций для первичного контроля.
- Расширение круга учреждений, которые обязаны информировать Госфинмониторинг о подозрительных операциях.
- Улучшение механизма установления реальных собственников бизнеса (чтобы было понятно, это реальный или номинальный владелец). Для сбора информации будут привлекаться не только финучреждения, но и нотариусы, аудиторы, бухгалтеры, юристы, риэлторы, налоговые консультанты.
- Новые правила контроля финансовых операций государственных лиц и чиновников, а также судей, прокуроров, депутатов парламента. И членов их семей. Контроль соответствия расходов их финансовому положению.
- Усиление контроля над денежными переводами.
- При денежных переводах платежные системы в обязательном порядке обязываются указывать информацию о плательщике и получателе платежа.
Законопроект также устанавливает единые правила для контроля финансовых операций. Сейчас мониторинг осуществляется на основании внутренних нормативов НБУ и Финмониторинга.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Сколько фальшивых денег в банковской системе Украины
По каким признакам мониторят сейчас
В Национальном банке могут предъявить подозрение в легализации преступных доходов в следующих случаях:
- Проведение финансовых операций, которые не имеют экономического смысла.
- Операции, которые по своей сути могут быть связаны с выводом капиталов или легализацией криминальных доходов.
- Финансовые операции с использованием утраченных, похищенных, поддельных документов.
- Операции, которые идут в разрез с законодательством Украины по вопросам финансового мониторинга.
- Финансовые операции публичных деятелей или связанных с ними лиц на суму, превышающую их реальные финансовые возможности.
- Предоставление Нацбанку недостоверной информации или отчетности.В департаменте финмониторинга
В НБУ обращают внимание, что при проведении сомнительных финопераций активно используются электронные кошельки, банковские и телефонные карты.
Также отмечается, что большинство схем легализации проходит с участием физлиц. "При проведении незаконных финансовых операций юридические лица часто привлекают рядовых граждан", — прокомментировали в финмониторинге НБУ.
В свою очередь, в Госфинмониторинге, который подконтрольный Минфину, действует свой утвержденный порядок для борьбы со схемами отмывания доходов (приказ №186), в который включено и противодействие незаконным схемам перевода безналичных средств в наличные.
Признаки компаний, которые могут заниматься легализацией теневых средств:
- Регистрация предприятия на подставных лиц. Либо когда один человек единолично является учредителем, руководителем и бухгалтером предприятия.
- Частая смена учредителей, собственников, руководителей предприятия.
- Небольшой уставный капитал компании.
- Офисы субъектов хозяйствования зарегистрированы по месту массовой регистрации предприятий. Либо если оба участника операции зарегистрированы по одному адресу.
- Когда предприятие показывает минимальные доходы. Либо при больших доходах платит минимальные налоги.
Чтобы лучше контролировать ситуацию в нефинансовом секторе, в Госфинмониторинге рассчитывают на сотрудничество с нотариусами. Для этого в марте этого года между Госфинмониторингом и Нотариальной палатой подписано соглашение о сотрудничестве в сфере противодействия легализации криминальных доходов. Таким образом, нотариальная система вскоре может стать одним из важных источников информации для фискальных служб.
Кого сейчас можно обвинить в отмывании денег
По мнению управляющего партнера юридической компании Lazarev Partners Максима Лазарева, на практике доказать факт отмывания средств достаточно сложно.
"Следственным органам далеко не всегда удается собрать необходимые доказательства, в которые поверит суд. Фактически любое предприятие, которое использует электронный кошелек, или сотрудничает с компаниями, имеющими признаки фиктивности, могут обвинить в легализации незаконных доходов", — считает адвокат.
"Ну и остается опасность того, что со стороны силовых и контролирующих структур будет продолжаться давление на бизнес под видом борьбы c легализацией незаконных средств", — продолжает он.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: САП приобщит к делу ПриватБанка заключение Kroll
Можно ожидать, что с принятием нового закона госконтроль над проведением финопераций усилится. При этом правоохранительные органы в рамках противодействия легализации незаконных средств получат больше инструментов и возможностей.