НБУ курс:

USD

41,88

--0,05

EUR

43,51

--0,07

Наличный курс:

USD

42,31

42,23

EUR

44,40

44,15

Коррупционное дело в ГМС: позиции трех сторон

Коррупционное дело в ГМС: позиции трех сторон
Первая замглавы ГМС обоснованно проходит подозреваемой по делу о взятке, детективы НАБУ — по провокации этой взятки, а Генпрокурор Юрий Луценко наблюдает за всем этим сверху

Вторая спецоперация, подобная "янтарному делу", вынужденно завершилась задержанием агента НАБУ, работавшего под прикрытием. Напомним, почти полгода агент НАБУ, которого инструктировала известная по янтарному делу "агент Катерина", под прикрытием общался с первым заместителем главы Государственной миграционной службы Диной Пимаховой и предложил ей деньги за выдачу украинских документов иностранцу. В конце октября чиновница написала заявление в СБУ, что ей предлагают взятку. 29 ноября этого агента и всех, кто его вел, задержали во время попытки вручить взятку.

Из сказанного правоохранителями и подозреваемой чиновницей ГМС можно сделать вывод, что через нее Бюро попытается выйти на всю коррупционную схему в ведомстве. Якобы есть данные, что первый замглавы Миграционной службы получала взятку, но не по последнему делу. Дело же, по которому задержали вчера агента НАБУ, может быть выгодно Пимаховой — ведь она не брала деньги, а наоборот, сообщила об этом в СБУ.

Но положение чиновницы миграционной службы однозначно сложное. Все зависит от того, будет ли у детективов Бюро видео, как с Розенблатом, где было четко зафиксирована передача денег его охраннику. С другой стороны, как и по "янтарному делу", НАБУ следует доказать, что это не была провокация взяткой.

Версия Пимаховой: Меня провоцировали, но я отказалась

Проработав несколько месяцев в Миграционной службе к родственникам Пимаховой в Запорожье позвонили "юристы из Киева" относительно покупки микроавтобуса (информация об этом была размещена в СМИ). Речь идет о весне 2017 года. Пимахова же начала работать на руководящей должности в ГМС с 1 февраля текущего года (т.е. она еще находилась на испытательном сроке). Таким образом, уверяет чиновница, она не смогла бы за 2-3 месяца создать "преступную группировку", о которой сообщает НАБУ.

На встречу пришел "водитель" компании и сказал, что решение о покупке должен принять его руководитель, который "сейчас находится на встрече с губернатором Запорожской области". "Руководитель" Сергей Титенков (в действительности Сергей Боярский) заявил родственникам Пимаховой, что он является представителем арабского инвестфонда "Мубадала" и уточнил, что автотранспорт ему нужен для аренды, а не для покупки.

После этого он уже завязал знакомства с самой Пимаховой. Он знал, что у чиновницы двое детей (хотя эта информация имеется в электронной декларации) и что она сама их воспитывает, предлагал лекарства, когда Пимахова или ее дети болели. "На протяжении нескольких месяцев общения, которое не выходило за границы товарищеских отношений и не касалось моей работы, через несколько месяцев он начал предлагать решить вопросы в содействии незаконной легализации иностранцев на территории Украины. На что я отказала", — сообщила Пимахова.

После, предположительно осенью, "руководитель инвестфонда" продолжил просить решить этот вопрос, только уже предлагал за это деньги. Пимахова в ответ предупредила об уголовной ответственности.

"После этой встречи я абсолютно самостоятельно, абсолютно инициативно обратилась с соответствующим заявлением к СБУ, где указала, что мне предлагали взятку представителем иностранной инвестиционной компании "Мобадала", — сообщила чиновница.

После этого, с конца октября, СБУ занималась этим делом: они фиксировали встречи Пимаховой с Титенковым. В результате 29 ноября в 18:40 сотрудники СБУ и ГПУ задержали Титенкова при попытке передать мне взятку в размере $15 тыс. Во время задержания она узнала, что это агент НАБУ.

Версия НАБУ: чиновница ГМС сама требовала "поощрения"

В НАБУ заявляют, что 29 ноября они документировали один из эпизодов при участии Дины Пимаховой.

Антикоррупционное бюро с весны вело расследование по вероятной коррупционной схеме в ГМС: чиновники могли незаконно выдавать разрешения на постоянное проживание и украинские паспорта для иностранцев. Много "преступных действий" уже было задокументировано. В разработке, судя по всему, находилась не только Пимахова.

Артем Сытник уверяет, что сам факт взятки уже был задокументирован несколько месяцев назад. С момента начала спецоперации в апреле 2017 задокументировано еще немало фактов незаконной деятельности организованной преступной группировки в составе нынешних и бывших работников центрального аппарата и территориальных подразделений ГМС, говорится в сообщении НАБУ.

По мнению сотрудников Бюро, чиновница Миграционной службы сама неоднократно озвучивала требование о получении "поощрение" в сумме $30 тыс.: сначала за положительное решение вопроса о предоставлении иностранцу гражданства Украины, а впоследствии — за предоставление вида на жительство на территории Украины.

Также в НАБУ считают, что в СБУ использовали информацию, полученную во время прослушки телефонных номеров в рамках расследований НАБУ. Сотрудники спецслужбы не просто раскрыли эту информацию одному из подозреваемых, но и завербовали это лицо для дальнейшего незаконного давления и уголовного преследования работников Национального бюро.

Сегодня утром на встрече с Луценко руководители НАБУ и САП выяснили, что сотрудники СБУ и ГПУ возможно не знали всей полноты картины. "У них было только заявление одного из фигурантов, и мы обменялись информацией ради объективности расследований", — сказал Сытник.

Кстати, НАБУ уже  опубликовало записи разговоров  агента с Пимаховой в ресторане.

Версия Луценко: сотрудники НАБУ совершили провокацию и должны понести наказание

Генпрокурор Юрий Луценко в четверг утром прокомментировал ситуацию после встречи с Холодницким и Сытником. По его словам, одной из проблем является то, что по сути нет заявителя (пострадавшего) по делу.

Луценко был более словоохотлив и раскрыл полную схему полугодовой работы агентов Бюро. Так, сотрудники НАБУ действовали по трем эпизодам:

  1. Принесли Пимаховой пакет документов на гражданина Ирана, попросив сделать для него украинский паспорт. "В ответ чиновница заявила, что такая схема существует и она стоит столько-то денег. По-моему, это уже является основанием говорить о коррупции в ГМС. Но дальнейшие действия по этому эпизоду не нашли какого-то разрешения", — сообщил Луценко.
  2. По второму эпизоду сотрудники НАБУ предложили легализовать документы гражданина Вьетнама. Чиновница сумму не назвала, но незначительную выгоду все равно получила.
  3. В третьем эпизоде агенты НАБУ предложили легализовать еще одного иранца, но не получили от нее ответа. Но 29 ноября они пытались вручить ей $15 тыс., во время чего и были задержаны.

Луценко считает, что правоохранители не имеют права предлагать чиновнику принять заведомо незаконное решение и ожидать сумму, которую назовет госслужащий. "Это чистая провокация", — охарактеризовал генпрокурор, ссылаясь на решение Верховного Суда Украины и Европейского суда.

Поэтому дело по агенту НАБУ классифицировалось как "предоставление взятки" и "провокация взятки".

Следует отметить на расхождение в высказывания Луценко. Заявление от чиновницы они получили в конце октября, после чего начали прослушку агента НАБУ. Но наблюдение за явочной квартирой длилось 2 месяца.

Кроме этого Луценко считает аморальными методы, которыми сотрудники Бюро хотели подставить Пимахову. "Думаю, что никто не хотел бы, чтобы в нашей стране месяцами агенты пробовали выдавить с помощью водку, секс или наркотики те или иные слова от кого-либо", — сокрушается генпрокурор.

ГПУ не планирует задерживать сотрудников Бюро, но в понедельник на допрос вызывают двух высокопоставленных чинов из НАБУ. Задержан был только один агент Бюро, который со вчерашнего вечера до обеда четверга давал показания.

"Служащая ГМС точно не является ангелом и в ее разговорах есть признаки коррупции".

Но в плюс ей пойдет то, что она сама обратилась в СБУ и что по отношению к ней была провокация взятки. Этим она, по мнению Луценко, отличается от фигурантов "янтарного дела".

Также генпрокурор опроверг информацию Бюро о том, что через СБУ по делу прослушки произошла утечка информации. При этом он сообщил о случаях, когда НАБУ незаконно снимало информацию с мобильных терминалов. "У менее 100 лиц была снята информация с мобильных терминалов сотрудниками НАБУ без надлежащего разрешения суда", — продолжил критиковать коллег Генпрокурор.