- Категория
- Политика
- Дата публикации
Легализация игорного бизнеса: конструктив или профанация?
По прошествии десяти лет, тема легализации игорного бизнеса снова оказалась на повестке дня: в Верховной Раде зарегистрировали уже 8 законопроектов. Однако, эксперты говорят, что только два из них имеют реальные шансы быть принятыми в зале парламента — это основной, кабминовский законопроект и альтернативный проект закона №2285-2. Оба документа серьезно между собой отличаются и представляют разные подходы в легализации игорного рынка.
Предпосылки законопроекта
Причин вернуть игорный бизнес обратно в правовое поле сразу несколько. Прежде всего, это коррупционная составляющая. Поскольку индустрия после запрета не перестала существовать, а продолжает нелегально работать и развиваться, владельцы подпольных клубов используют всевозможные способы, чтобы защитить свой "бизнес", в том числе и подкуп правоохранительных органов, которые закрывают глаза на их деятельность. И хотя каждый год публикуются отчеты полиции о закрытии подобных заведений, очевидно, что их количество только растет. Как следствие, сама сфера азартных игр криминализируется и все теснее интегрируется с организованной преступностью.
Вторая причина — это отсутствие какой-либо защищенности людей, пользующихся услугами игровых клубов, со стороны государства. Так как эта сфера находится в серой зоне, игроки фактически не имеют никаких прав и, в случае конфликтных ситуаций, не могут рассчитывать на поддержку со стороны государственных структур. Кроме того, нет никаких механизмов, которые обеспечивали бы "честную игру" со стороны владельцев игровых заведений. То есть игроков могут обманывать, манипулировать с выигрышами, не выдавать выигранные деньги и так далее.
Подписывайтесь на Telegram-канал delo.uaТакже одной из важных составляющих необходимости легализовать игорный бизнес — это наполнение государственного бюджета страны. По подсчетам экспертов, легализация азартных игр способна приносить в казну от 5 до 43 млрд гривен ежегодно. Сейчас поступления от "лотерей" составляет не больше 300-400 млн в год.
Два подхода к лицензированию
Чтобы обеспечить поступление этих средств в бюджет, с последующим их использованием на развитие социальной инфраструктуры, необходима легализация. В конкурирующих законопроектах — кабминовском и альтернативном №2285-2, предложенном депутатами Муликом и Струневичем, сделать это предлагается в основном за счет лицензий на работу в сфере азартных игр. Но механизмы их выдачи в двух документах существенно отличаются.
В проекте закона, предложенном Кабинетом министров, предусмотрено ограниченное количество выдаваемых лицензий. Выдаваться они будут после торгов на электронных аукционах, за счет чего получить максимальную прибыль для бюджета.
Однако, по мнению народного депутата Андрея Жупанина, подобная практика приведет к моментальной монополизации рынка крупными игроками, которые смогут выкупить все лицензии для своих компаний.
"Правительственный законопроект предусматривает ограниченное количество лицензий на занятие игорным бизнесом. То есть, на рынок смогут зайти только "акулы", поскольку они раскупят все лицензии, а остальные игроки останутся "не у дел", — рассказал депутат в своем интервью изданию "Українськи новини".
Альтернативный законопроект №2285-2 предусматривает неограниченное количество лицензий для ведения игорного бизнеса, которые будут выдаваться за установленную стоимость. Таким образом, по мнению авторов законопроекта, удастся избежать появления монополий. При этом регулировать сам рынок в документе предлагается за счет повышенных требований к помещениям, в которых будут размещаться игровые клубы и казино. Сами лицензии предлагается выдавать на два срока: на 5 и на 7 лет.
Отдельно стоит остановиться на положении, требующем лицензировать все игровое оборудование по международным стандартам. Это требование обеспечит контроль над казино и игровыми клубами и заставить их придерживаться "честной игры", так как международная стандартизация игрового оборудования не позволит владельцам вмешиваться в работу и подстраивать результаты.
Однако, этот пункт четко прописан в только в альтернативном законопроекте №2285-2. Ни в правительственном, ни в других предложенных проектах закона этого нет. По мнению политического эксперта Кирилла Молчанова, отсутствие этого механизма нивелирует весь смысл легализации игорного бизнеса.
"Легализация казино без международной стандартизации станет лишь очередным "пшиком". Вместо прозрачного и регулируемого рынка игровых услуг, мы получим хаос. Без этого, манипулировать выигрышами и просто обманывать игроков игровые клубы смогут, как сейчас говорят, "в два клика". Без лицензирования, от "честной игры" не остается даже названия", — считает эксперт.
Государственный контроль над сферой
Для пресечения злоупотреблений и обеспечения нормальной работы всей сферы азартных игр оба законопроекта предусматривают создание специальной контролирующей комиссии. Но при этом в законе, предложенном Кабмином, есть некоторые недоработки, которые касаются ее финансирования, а также отсутствует требование проводить открытый конкурс для ее членов. Что, по мнению Молчанова, создает серьезные риски для работы рынка.
"Кто туда попадет, по чьим квотам, чьи интересы будет отстаивать — решительно не ясно. Хотя вопрос "кто будет проверять и контролировать игровые точки?" — один из основных. Если туда попадут "мутные" люди, то и результат будет соответствующий", — отметил эксперт.
Этого же мнения придерживается и нардеп Жупанин. В своем интервью он отметил, что до принятия закона важно установить четкие правила назначения членов комиссии.
"К сожалению, не во всех законопроектах это достаточно четко прописано. В том же правительственном законопроекте не понятно, как будет происходит набор в Контролирующую комиссию и как она будет финансироваться", — подчеркнул парламентарий.
В альтернативном законопроекте Мулика и Струневича эти механизмы есть. В нем также предлагается ввести отдельную должность "инспектора", которые будут заниматься фактической проверкой и контролем выполнения игровыми заведениями всех законодательно норм. Это, по мнению авторов законопроекта, также будет положительно влиять на работу индустрии.
Онлайн-гемблинг и онлайн-казино
Немаловажно обеспечить нормальное регулирование работы онлайн-казино, поскольку это одно из быстроразвивающихся направлений азартных игр. Учитывая специфику, необходимо создать действенные рычаги контроля и безопасные условия для игроков.
С этой целью авторы законопроекта №2285-2 разработали положения по блокировке недобросовестных сайтов с онлайн-казино. В случае принятия этого закона, Контролирующая комиссия получит право обращаться в суд с просьбой запретить доступ к онлайн-ресурсу, нарушающему действующее законодательство в сфере азартных игр.
"По его решению, Интернет-провайдер ограничивает доступ к веб-сайту. У нас подобные запреты в интернете работают, на те же российские сайты, на Одноклассники, ВКонтакте. То есть, технически и физически это можно сделать. Важно, чтобы центральный пункт, который оперирует этой системой, находился в Украине, чтобы тем же проверяющим органам физически был открыт доступ", — считает Жупанин.
Кроме того, проект №2285-2 предусматривает внедрение процедуры идентификации игроков, чтобы не допустить на подобные ресурсы лиц младше 18 лет.
При этом, все вышеописанные механизмы, связанные с игрой онлайн, отсутствуют в основном законопроекте. Из-за этого он часто подвергается критике со стороны некоторых экспертов, которые уверены, что из-за недоработок допущенных авторами закона, полноценной легализации игорного бизнеса может и не произойти, а многие предприниматели предпочтут и дальше оставаться в тени.