- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Промышленность
- Дата публикации
Литвин: Я говорю с президентом откровенно
Владимир Михайлович, на этой неделе исполняется два года со дня инаугурации президента Виктора Януковича. Что хорошего или плохого сделано за это время?
Главное достижение — удалось удержать страну от экономической катастрофы. Украину остановили на краю пропасти — падение ВВП в 2009 году составило свыше 15%. И только по прошествии двух лет экономика стала реанимироваться, возросли ее показатели.
Практически завершен переговорный процесс о создании зоны свободной торговли с Европейским Союзом. Восстановлен диалог с Россией. Правда, здесь есть некий парадокс: с одной стороны, в определенных кругах России развился стереотип: после ухода "оранжевой" команды все проблемные вопросы украинско-российских отношений будут разрешаться автоматически. Более того, украинская сторона будет беспрекословно следовать в фарватере российской политики. С другой стороны, ряд представителей украинской власти рассчитывали, что из-за их пророссийскости Россия "раскроет объятия" и пойдет навстречу всем нашим пожеланиям. И с одной, и с другой стороны такие иллюзии как бы избавляли от необходимости серьезно думать и не менее серьезно работать.
Не могу не отметить еще одно весомое достижение президентства Януковича — спасение Евро-2012 ценой невероятных усилий. В первую очередь, путем масштабного финансирования из государственного бюджета. Ни одна страна не строила такие грандиозные объекты за счет госсредств! Впрочем, сейчас надо прекратить практику принятия законов со всяческими льготами и преференциями "под Евро-2012". А также думать, как использовать спортивные сооружения после проведения континентального первенства.
Еще один положительный момент двух прошедших лет — "примерка" давно назревших реформ. Власть приняла ряд чрезвычайно трудных решений. В том числе и те, которые для нее "убийственны" в электоральном плане.
Относительно негатива — о нем напористо и с азартом говорит оппозиция…
Давайте вернемся к вопросу финансирования из бюджета строительства объектов к Евро-2012. Насколько актуален вопрос контроля над использованием этих денег на подготовку к Евро?
Чрезвычайно актуален. Но, к сожалению, Верховная Рада не может осуществлять действенный контроль за распределением соответствующих финансовых средств. Можно лишь предать огласке ту или иную информацию. Правда, это будет воспринято как попытка продемонстрировать отсутствие "государственной позиции", и, скорее всего, чувство ложного патриотизма возобладает над необходимостью элементарного контроля.
Касательно экономических реформ — пока только примерка?
Ряд важных решений уже принят на законодательном уровне, и в нынешней непростой ситуации чрезвычайно важно их качество. Не могу не вспомнить о Налоговом кодексе, ставшим примером того, как не должны внедряться судьбоносные реформы. Им должно предшествовать широкое обсуждение, а не корпоративный подход, вследствие которого кодекс все время приходится "латать". И на подходе еще полтора десятка "налоговых" инициатив.
Возьмите пенсионную реформу. Она жизненно необходима, но ее реализация должна сопровождаться энергичными мерами по созданию новых рабочих мест. Отсутствие работы может вызвать противостояние старшего и младшего поколений в связи с уменьшением шансов молодежи на трудоустройство.
Тем не менее фракция Народной партии всецело поддержала и пенсионную реформу, и Налоговый кодекс. Лично у вас были определенные оговорки к документам накануне их принятия?
Психологический момент, точнее говоря — дискомфорт всегда присутствует, когда требуется брать на себя ответственность. Тем более при достижении определенного возраста, когда начинаешь крепко задумываться о завтрашнем дне. Раньше был ориентир: в 55 лет выходят на пенсию женщины, в 60 — мужчины. Теперь этот показатель отодвинулся в сторону увеличения. Надо учитывать и такой фактор, как низкая продолжительность жизни в Украине — 62 года мужчины и 74 — женщины.
Относительно позиции фракции. Депутаты осознают объективную необходимость реформ. Ничего не делать и кричать о благе людей — ума много не надо. Но это тупик. Посмотрим, как они станут воплощаться, и в случае необходимости будем инициировать корректировку законов в соответствии с ситуацией.
МВФ считает, что перспективы украинской экономики не радужные. В связи с этим он рекомендует срочно повышать тарифы на ЖКХ для населения и отпускать в свободное плавание гривну. Какие риски для экономики видите в 2012 году?
В вопросе тарифообразования власть допустила одну тактическую ошибку, которая со временем переросла в стратегическую. В 2010-м нужно было провести общую "инвентаризацию" страны, всех сфер народного хозяйства, и предельно откровенно показать и разъяснить людям ситуацию. Обратите внимание: когда меняется руководство предприятия или школы, составляется акт приема-передачи, в который вносятся все материальные и нематериальные активы. А при смене власти, когда страну передают "из рук в руки", ничего подобного не происходит.
Тогда надо было четко заявить, что страна на пороге банкротства — не для того, чтобы напугать людей, а дабы показать реальную картину и пояснить, что в результате подписания газовых соглашений с Россией и Меморандума с МВФ нужно повысить цену на газ для населения. И новая власть выиграла бы политически, поскольку вся вина за ситуацию — на предшественниках. Это, во-первых.
Во-вторых, был бы решен вопрос с тарифами. Да, нам бы пришлось неимоверно трудно, но переход страны на качественно новую ступень дал бы новые возможности как для диалога с Россией, так и внутри Украины. И обвинений в адрес нынешней украинской власти удалось бы избежать.
Но тогда возобладало желание продемонстрировать, что при новой власти ситуация сразу меняется к лучшему. Именно это стремление заставило искать возможности снижения цены на газ, результатом чего стали Харьковские договоренности. А их подписание, напомню, разблокировало принятие бюджета на 2010 год.
Тем не менее, все эти благие намерения во многом обернулись против власти. И сегодня, если не будет решен вопрос цены на газ, актуализируется проблема тарифов для населения.
Население выдержит?
В том-то и беда, что общество уже не выдержит, и власть окончательно потеряет доверие людей. Есть и еще одна проблема, на мой взгляд, самая главная, — отсутствие диалога власти с обществом. Попытки подменить диалог пропагандой играют против ее идеологов.
Рано или поздно разговор на эту тему на общегосударственном уровне должен состояться. Но для этого нужно доверие. А пока его нет, власть действует по старому принципу: принимает решения, руководствуясь государственными соображениями, а народ, мол, и так все должен понимать.
А может, диалога между властью и народом нет еще и потому, что власть непрозрачна в принятии решений?
Очевидно, и это присутствует. У представителей власти, повторюсь, работает стереотип: мы руководствуемся государственными интересами и народ обязан это понимать. Да и общество не настроено на диалог, люди отказываются понимать мотивацию власти, потому что не хотят и дальше плохо жить, не желают слышать о трудностях. Страна просто устала до предела. Нельзя не учитывать это обстоятельство, равно как и снова опускаться до демагогии и популизма. Хотя страна и устала, но она должна начать работать.
Владимир Михайлович, не кажется ли вам, что с приходом Януковича к власти большой бизнес начал жить более вольготно, а вся тяжесть налогового бремени свалилась на малый и средний бизнес?
В Украине еще нет малого и среднего бизнеса как такового, он находится в зачаточном состоянии. Крупный бизнес — спонсор политических структур, представленных во власти и рвущихся во власть. Поэтому и преференций у него больше. Но есть и другой факт: львиную долю налоговых поступлений в бюджет дает именно большой бизнес. Хотя должно быть наоборот за счет массового развития и поддержки малого и среднего предпринимательства.
К сожалению, в Украине, как в других постсоветских странах, действуют два принципа: давление и договоренности. Все со всеми договариваются. Водитель — с ГАИ, больной — с врачом, родители — с учителями и т.д. И эта система связей, с одной стороны, "питает" страну, а с другой — серьезно тормозит ее развитие, поскольку не работает закон.
Вот и получается, что к структурам, работающим прозрачно, возникает еще больше вопросов, а так быть не должно.
Есть ли на рассмотрении Верховной Рады законопроекты, которые могут "взорвать" общество?
Прежде всего это законопроекты, регулирующее отношения в гуманитарной сфере. Сейчас очень сильно политизированы вопросы образования, чего ранее не было, языка, культурно-исторического наследия. Эти проблемы в условиях сложной экономической ситуации могут "детонировать".
Приближаются выборы, и политики попытаются натравить людей друг на друга, поссорить территории и т.д. А о том, что будет после избирательной кампании, никто не думает.
Закон о рынке земли входит в перечень наиболее "опасных"? Кстати, президент Янукович четко заявил о необходимости скорейшего его принятия.
Наоборот, как я вижу, президент понимает, что такие решения нужно принимать, но не любой ценой и не к конкретной дате. Психологически люди напуганы возможным принятием закона о рынке земли. Не забывайте и о проблеме возможного обезземеливания и исчезновения крестьянства как общности, как явления.
Я уверен, что не нужно спешить с принятием вышеупомянутого закона. И вообще речь должна идти не о рынке, а об обороте земель сельхозназначения. Гораздо важнее четко определить, что делать с землей и как ее использовать.
Правда, существует и другая опасность. Если не принимать никаких решений, крестьяне потеряют землю за копейки. Ведь собственники агрохолдингов, владеющих землей на правах аренды, не заинтересованы в принятии земельного закона. Они людям за паи платят, как Бог на душу положит, причем большую часть — не деньгами, а натуроплатой. Кто и в каких объемах установил эту натуроплату?
Против закона выступают и зарубежные корпорации, владеющие сотнями тысяч гектаров земли в Украине на правах аренды. Но в соответствии с проектом закона, они не могут быть ее собственниками. Их тоже устраивает нынешняя неопределенность, поскольку можно получать сверхприбыли.
Вот и получается, что людям надавили на больное место — сказали, что землю отнимут. Так ее уже отняли!
Главное — не просматривается в предложенных наработках социальная составляющая земельного вопроса. Нет и четких гарантий сохранения и развития сельской поселенческой сети.
К вам фермеры из Житомирской области не обращались за помощью при возникновении земельных конфликтов?
Обращались и обращаются. Сейчас свободную землю в области найти невозможно. А многие поля не обрабатываются, потому что раньше угодья массово забрали в аренду с одной целью — получить затем огромные кредиты под залог земли. Разумеется, кредиты возвращать никто не собирается, а земля будет выставлена на продажу.
Многие фермеры хотят реально работать на земле, например, возрождать животноводство, но свободной земли нет.
Причем, замечу, забрали землю пришельцы из других регионов. И смотрят на Житомирщину как на бизнес-территорию. Вот почему, кроме всего прочего, допускать к земле нужно только тех, кто на ней живет и непосредственно работает. И это обязательно нужно учесть в законе.
Введение санкций против Украины — это реальность?
В отношениях между Украиной и европейскими структурами наметился новый этап: нам начали предъявлять требования. Логично предположить, что следующим шагом может стать введение санкций. Свидетельство этому — последняя резолюция ПАСЕ.
Но выполнить большинство настоятельных рекомендаций Ассамблеи за короткий срок невозможно. В частности, европейские структуры требуют, чтобы в выборах могли принимать участие осужденные лица. Но в соответствии с Конституцией имеющие судимость не могут быть избраны в Верховную Раду. А в резолюции ПАСЕ сказано: если они не примут участие в выборах, такие выборы не будут признаны демократичными.
Значит, нужно либо переносить выборы, либо не проводить их вообще. Ни одно, ни другое невозможно.
Рассмотрение "украинского вопроса" запланировано на апрель. Выходит, что и ужесточение претензий к Украине тоже запрограммировано.
И каков же выход?
Демонстрировать серьезность подходов к выполнению рекомендаций и требований ПАСЕ. Организовать плановую работу по их реализации. И вести диалог с европейскими структурами.
Возвращение к президентской форме правления — это была ошибка или необходимость?
После соответствующего решения Конституционного Суда эту модель государственного устройства нужно воспринимать как данность. Решение Суда можно рассматривать и с точки зрения истории — как объективно обусловленное сложившимися обстоятельствами. Поясню: в условиях кризиса на передний план выходят личности, а не коллегиальные институты. История дает этому массу примеров.
Другое дело, что у нас институт президентства не вписан в систему власти, в систему распределения власти, в систему сдерживания и противовесов. Вот ключевая проблема, которую предстоит решить в ходе подготовки конституционных изменений.
А разве есть желание и согласие президента на принятие закона об импичменте?
Принятие закона об импичменте ничего не изменит в нынешних условиях, поскольку действующий Основной закон делает процедуру импичмента абсолютно невозможной. И это хорошо понимают те, кто время от времени поднимает этот вопрос. Для того, чтобы сбалансировать все ветви власти, нужны комплексные изменения в Конституцию.
На встречах с главой государства Вы предпочитаете говорить правду о состоянии дел в стране?
А для чего нужны встречи с президентом, если не говорить о том, что происходит в стране, не излагать свое видение процессов? Я говорю откровенно, насколько это возможно. Но никогда не претендовал и не претендую на истину в последней инстанции. Я исхожу из информации, которую получаю из открытых источников, и из собственного опыта. Благодаря сложному опыту, знаниям, интуиции и чутью практически не ошибаюсь в оценках и прогнозах.
Председателю Верховной Рады известно, кто купил "Укртелеком"?
Нет. К сожалению или к счастью, не углубляюсь в такие темы. Меня не интересует бизнес, стараюсь быть в стороне от этих процессов.
В ближайшее время парламент по требованию президента вернется к обсуждению законов о реформировании "Укрзализныци" и морских портов.
Необходимо дать ответ на вопрос, как мы воспринимаем независимость Украины, и решить, как будет обеспечен суверенитет. В том числе, какие сферы и отрасли относятся к вопросам национальной безопасности и должны находиться в государственной собственности. При таком подходе мы очень легко найдем ответы на вопросы о реформировании и "Укрзализныци", и морских портов. Кстати, пока воюем за цивилизованный закон о морских портах, частично ряд портов "разобрали". Причем наиболее прибыльные. Существует опасность реализации такого же сценария и с "Укрзализныцей" — останутся одни рельсы, а все остальное окажется в частных руках.
Моя позиция заключается в следующем: это должно быть государственной монополией. То же касается и ГТС. Иначе, если все раздать, государство не нужно.
Вы создали благотворительный фонд в Житомирской области. Сколько денег собрали?
Точная сумма будет известна позже. Фонд зарегистрирован в Новоград-Волынском районе. Главное предназначение фонда — помощь одаренной молодежи. Второе направление — поддержка тех, кто отдал свое здоровье стране, а теперь нуждается в помощи.
Сын справляется с возложенными на него обязанностями руководителя фонда?
Он в последнее время практически живет на Житомирщине. Мне очень приятно, что сын много времени проводит на моей малой родине, у моих родителей. У него даже появляется желание там работать. Я чрезвычайно высоко это ценю.
Решили, как будете баллотироваться в Верховную Раду — по списку или в округе?
Этот вопрос меня сейчас не волнует. Могу сказать одно: Народная партия будет участвовать в выборах, и ставка — на округа. Хотя у моих однопартийцев есть опасения, что их могут "зачистить".
Декларацию доходов за прошлый год уже подготовили?
Готовлю. Необходимые справки уже собрал. Осталось все подсчитать, заполнить и ничего не забыть. Например, что получила моя жена с земельного пая своих родителей в Киевской области.
А справки собираете где?
Я получал гонорары от Национальной академии наук, от Академии правовых наук за авторские публикации. Можно какую-то бумажку потерять, а налоговая ни единого документа не теряет.
Нужно не забыть вписать и старенькую "Волгу" — "ГАЗ-21", которую в прошлом году подарили дети на 55-летие. Правда, ее еще предстоит отремонтировать. А декларацию собираюсь обнародовать в газете "Голос Украины" и на сайте Верховной Рады.