- Категория
- Политика
- Дата публикации
Могут ли США согласиться на отставку директора НАБУ Сытника?
Директор Национального антикоррупционного бюро Артем Сытник уже давно ходит на грани потери должности. Слишком много у него политических врагов, слишком неубедительные результаты в борьбе с коррупцией демонстрирует его бюро, в то время как сам Сытник умудрился обзавестись подтвержденным в суде клеймом коррупционера. Однако от отставки его продолжает оберегать заступничество США. Впрочем, в ближайшее время все может измениться. Похоже, США нашли замену, которая может устроить всех.
Последние недели для директора НАБУ прошли под знаком достаточно жесткого противостояния с Офисом Президента вокруг нашумевшего дела заместителя главы ОП Олега Татарова. Этот чиновник, напомним, подозревается НАБУ в том, что якобы выступил пособником в передаче взятки заместителю директора экспертной службы МВД, чтобы получить нужное экспертное заключение, которое якобы было использовано для завладения имуществом Национальной гвардии.
Главным подозреваемым по этому делу проходит экс-нардеп Максим Микитась, который и дал показания против Татарова. НАБУ успело вручить Татарову подозрение, но дело было у НАБУ забрано и передано СБУ. Тем не менее НАБУ сейчас активно пытается вернуть через Высший антикоррупционный суд расследование этого дела себе.
Подписывайтесь на Telegram-канал delo.uaДело Татарова далеко не единственная точка напряжения между Сытником и властью. За пять лет работы во главе НАБУ Артем Сытник успел вступить в конфликт практически со всеми силовыми структурами и органами власти. В том числе и коллегами-антикоррупционнерами из НАЗК и САП.
При этом Сытник делами о незаконном обогащении и специфическими методами работы с использованием негласных способов получения информации и агентов под прикрытием, которые провоцировали чиновников на дачу взятки, настроил против себя большую часть парламентариев.
Так что большинство представителей национальной политической элиты уже давно испытывают стойкое желание сменить Сытника на кого-то более удобного. Более того, у них есть для этого определенные основания. С одной стороны, НАБУ все никак не может похвалиться эффективностью работы. Большинство громких антикоррупционных дел разваливаются из-за отсутствия доказательной базы, как это случилось с громким делом Романа Насирова, или с еще более скандальным "делом Гладковского" о коррупции в "Укроборонпроме".
С другой стороны, в отношении работы НАБУ часто звучат обвинения в политической мотивированности, в применении незаконных методов расследования, да и в банальной коррупции. Более того, коррупционером в судебном порядке был признан и лично Сытник. В декабре 2019 года суд признал директора НАБУ виновным в коррупционном правонарушении. Согласно материалам дела, Сытник несколько раз отдыхал в элитных охотничьих угодьях в Ровенской области за счет бизнесмена Николая Надейко, что является получением неправомерной выгоды и за что директор НАБУ был оштрафован на 3400 грн и внесен в реестр коррупционеров.
Казалось бы, после подобного Сытника должны были бы уволить с должности, но закон о НАБУ выписан так, что основанием для увольнения может стать только признание судом директора НАБУ виновным в коррупционном преступлении по уголовной статье, а не по административной.
Не привело к увольнению Сытника и принятое в августе 2020 года решение Конституционного суда о неконституционности его назначения. Согласно выводам КСУ, в перечне полномочий Президента, выписанных в Конституции, нет пункта о назначении директора НАБУ, а значит глава государства не имел права его назначать, пусть в законе о НАБУ и написано, что директор бюро назначается Президентом.
Чтобы устранить эту коллизию в законодательстве, в феврале этого года Кабмином был подготовлен законопроект, который делает НАБУ органом исполнительной власти и согласно которому директор НАБУ назначается Кабмином, что предполагает отставку Сытника. Впрочем, этот законопроект еще далек от вынесения в сессионный зал, а сторонники Сытника, тем не менее, уже оспаривают законность возможного увольнения директора НАБУ.
Можно говорить, что до истечения полномочий Сытника, которое произойдет в 2022 году, законных оснований уволить его пока нет. В то же время постоянные конфликты вокруг НАБУ и изрядно подпорченный образ главного украинского борца с коррупцией вряд ли устаивает даже главного защитника Сытника в лице США.
Как утверждают наши источники, вопрос Сытника в ближайшее время может быть сдвинут с мертвой точки. В Вашингтоне видят, что ситуация с Сытником зашла в тупик, и согласны пойти на уступки и дать добро на отставку директора НАБУ, если на его место будет назначен человек, устраивающий и их. И таким человеком, по нашей информации, стал бывший генеральный прокурор Украины Руслан Рябошапка. Пока в ОП не очень рады такой кандидатуре, но вариантов для маневра пока нет.
Он, в отличие от Сытника, не имеет серьезных пробоин в репутации, не замечен в коррупционных правонарушениях, при этом равноудален от групп влияния в украинской власти, что поможет ему держать баланс, не доводя ситуацию до конфликта со всеми, но и не превратив антикоррупционную деятельность в фикцию.
Косвенным подтверждением слов наших источников является то, что Рябошапка в последнее время заметно активизировал свою публичную деятельность. Он регулярно появляется в украинских СМИ, дает интервью, активно комментирует последние события, в том числе и вокруг НАБУ, Сытника и борьбы с коррупцией.
Кроме того, США решили поднять ставки вокруг кандидатуры Рябошапки и недавно вручили ему премию Государственного департамента США в сфере борьбы с коррупцией. В Конгрессе отметили, что достичь успеха в борьбе с коррупцией можно только в сотрудничестве с "преданными партнерами, смелыми людьми, которые борются с коррупцией и странами, работают над воплощением своих обязательств по международным антикоррупционным стандартам".
Если этот сценарий будет взят за основу, как именно технически будет уволен Сытник, уже не так важно. Без прямой поддержки США, никакие законодательные коллизии не дают директору НАБУ гарантию сохранения должности. Ну а у Рябошапки появится второй шанс войти в высший эшелон украинской политики. Как он им воспользуется, будет зависеть только от него.