НБУ курс:

USD

41,29

+0,03

EUR

43,47

--0,10

Наличный курс:

USD

41,65

41,58

EUR

43,85

43,55

О чем говорили на Генассамблее ООН: уничтожение Северной Кореи, пингвины, климат и беженцы

О чем говорили на Генассамблее ООН: уничтожение Северной Кореи, пингвины, климат и беженцы
Мировые лидеры, как обычно, использовали Генеральную ассамблею ООН, чтобы рассказать о проблемах и интересах своей страны
Відкрийте нові горизонти для вашого бізнесу: стратегії зростання від ПриватБанку, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy та понад 90 лідерів галузі.
12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як оптимізувати комунікації, впроваджувати ІТ-рішення та залучати інвестиції для зростання бізнесу.
Забронировать участие

Ежегодно Генеральная ассамблея ООН выбирает специальную тему, в ключе которой должны проходить общие прения лидеров, выразивших желание выступить с речью. Но, как это всегда бывает, большинство использует эту возможность для того, чтобы рассказать о проблемах и интересах своей страны.

Оживший твиттер Трампа побывал в ООН

Первое выступление Дональда Трампа в ООН ожидали многие: здесь озвучиваются основные пункты новой внешнеполитической повестки США. Но его речь стала посланием скорее американцам, чем сидящим в зале лидерам.

Первые минуты посвящены достижениям нового президента во внутренней политике — биржевые индексы, снижение безработицы, "America first". На этот раз риторика Трампа для митингов в американской глубинке прозвучала в обращении к Генеральной ассамблее ООН.

В стандартной, мачистской манере определены главные геополитические "враги" США на следующие четыре года. Сюрприза не случилось — это КНДР и Иран.

По словам Трампа, США готовы уничтожить Северную Корею в случае угрозы. Тезис не только сомнительный, но и не новый — президент повторил заявление собственного постпреда в ООН Никки Хейли. Она недавно заявила, что дипломатические инструменты давления практически исчерпаны и скоро за дело может взяться министр обороны США, генерал Меттис.

С Ираном сложнее: если давление на КНДР поддерживает большая часть свободного мира, то угрожать одному из лидеров исламского мира готовы разве что Израиль и Саудовская Аравия. Именно в их интересах не допустить усиления Ирана. Израиль годами лоббировал санкции, поэтому Барак Обама здорово испортил отношения с израильским премьером Биньямином Нетаньяху, когда снял санкции с Ирана. А вот выступление Трампа подтверждает усиление влияния Израиля в отношениях США — Иран.

Европейские лидеры такую риторику восприняли без энтузиазма: иранская ядерная сделка многих устраивает, не выгодно портить торговые отношения с одним из крупнейших в мире экспортеров нефти.

Трамп не посмел тронуть большие государства — на внешнеполитической повестке США больше нет ни России, ни Китая. Трамп благодарит Россию за голосования и аккуратно намекает, что нужно уважать территориальную целостность стран, среди которых и Украина. Китай, которому при Обаме вменяли претензии за кибер-атаки и систематические нарушения прав человека, тоже вне программы Дональда Трампа.

Грустный итог — сорок минут президент США зачитывал мировым лидерам тезисы из собственного твиттера.

Стендап от Нетаньяху: пингвины и Иран

Среди вежливых хлопков выступлению Трампа энтузиазмом выделился один человек — премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху. Мачизм Трампа наложился на жесткую, часто ксенофобскую позицию Нетаньяху по иранскому вопросу. Поэтому в своем выступлении Нетаньяху расхваливал новое американское правительство не хуже штатного пиарщика. А вот ООН в глазах израильского премьера — несостоятельна. Ничего нового, противостояние ООН и Израиля — длится давно и особенно обострилось после консенсуса Совета безопасности по вопросу Палестины.

Небольшой неожиданностью стали ремарки о новых союзниках Израиля в борьбе с Ираном — Египте и Иордании. Это сложно расценивать как отказ от антиарабской позиции Нетаньяху, но его тон мягче, чем мог быть. Обвинения в сторону Ирана конкретизировались: Израиль не винит простых людей, все проблемы можно решить, если сбросить режим. Даже с палестинцами когда-то возможен мир. Как и Трамп, Нетаньяху выступал для своих избирателей и стран-соседей.

В своем выступлении Нетаньяху отвлекался на шутки, вроде пингвинов, поддерживающих Израиль, или рекомендации почитать Библию — бестселлер на Amazon. Не особо волновал премьера и протокол — его жена Сара сидела в первых рядах делегации, а не на балконе с остальными семьями.

Франция на защите свобод

Новый президент Франции Эммануель Макрон с энтузиазмом восполнял отсутствие канцлера Германии Ангелы Меркель, попытавшись показать себя сильным лидером, как внутри Франции, так и на внешнеполитической арене.

Макрон обратился к миру с глобальными проблемами: климат, безопасность и свобода. На контрасте с Трампом, президент Франции выходил с повесткой, достойной одного из лидеров свободного мира.

Макрон даже высказался за защиту людей из зон конфликта: это было почти храбро, учитывая высокий уровень неприятия беженцев в самой Франции, весомое падение рейтингов и критику нового президента дома.

Но в целом Макрон сказал ровно то, чего можно было ждать от Меркель. Его выступление свидетельствует о консенсусе во внешнеполитических вопросах между Францией и Германией (главными странами ЕС). Но в то же время — это демонстрация серьезного идеологического раскола между США и Европой.

Претендент на мусульманского лидера и европейский щит от беженцев

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган достал старую "карту" в шантаже ЕС — беженцев. Турция приютила 1,5 млн вынужденных переселенцев из Сирии и Ирака, которых использует для влияния на геополитику европейских соседей.

Для европейских соседей Эрдоган разворачивает панораму "Щедрая Турция защищает Европу от беженцев и войны на Ближнем Востоке".

Параллельно Эрдоган соревнуется за лидерские позиции в мусульманском мире с Саудовской Аравией и Ираном. Поэтому для мусульманского мира президент рассказывает о защите ислама и преследованиях мусульман в Мьянме. Ключевой стала тема Катара, который Турция поддерживает в их борьбе с гегемонией саудитов в регионе.

Не забыл Эрдоган и о своем репитативном — "мир больше, чем пятеро". В мире 1,5 млрд мусульман, но среди постоянных членов Совета безопасности ООН нет ни одного мусульманского государства.

Как и лидеры, выступавшие до него, Эрдоган принес в ассамблею ООН и внутреннюю повестку — 25 сентября иракские курды проведут референдум о своей независимости. Это может создать неприятный прецедент для Турции, в которой курдское меньшинство многие годы сражается за независимость или хотя бы серьезную автономию. Поэтому, конечно же, успешный референдум курдов в Ираке, по словам Эрдогана, может привести к увеличению нестабильности в регионе.

Действительно, с таким количеством заключенных оппозиционеров после неудавшегося переворота, курды — единственные, кто в Турции может составить угрозу будущему султанату Раджепа Тайипа Эрдогана.

Новая "железная леди" Европы — Далия Грибаускайте

Самую жесткую речь первого дня публичных дебатов на генеральной ассамблее произнесли не мачо, вроде Трампа или Нетаньяху, а президент Литвы Далия Грибаускайте.

Грибаускайте единственная из всех присутствовавших лидеров высказалась против действий России в Украине. За четыре минуты выступления она перевела мировую повестку дня с Северной Кореи и Ближнего Востока на происходящее у границ Европы.

Действия России для Грибаускайте гораздо опаснее. Во многом, благодаря пропаганде, которую те ведут в Европе и США. Не обошлись без внимания литовского президента к учениям "Запад-2017", которые РФ проводит на территории Республики Беларусь. Грибаускайте расценивает "Запад-2017" как угрозу для независимости Литвы и их соседей.

Российская делегация в знак протеста покинула зал во время речи Грибаускайте.

Особенно ярко выступление Литвы выглядело на фоне наших польских соседей. Президент Польши Анджей Дуда пространно и тускло рассказывал о гуманитарных кризисах и польской помощи Украине и другим странам. Не упомянуть роль России в создании этих кризисов было сложно, но Дуда справился.

Хотя, казалось бы — правящая партия Польши "Право и Справедливость" никогда не стеснялась высказаться против РФ. Вероятнее всего, столкнувшись с проблемами внутри страны, Дуда просто не захотел добавлять к ним еще и внешнеполитические.