- Категория
- Политика
- Дата публикации
Обязательное всеобщее декларирование: как это может выглядеть на практике
Начнем с того, что "фишка" эта для Украины совсем даже не новая. Всеобщее декларирование доходов было введено у нас еще в конце 90-х годов. Но на практике оно так и не заработало. В 2003 году норму отменили. Через 10 лет к идее всеобщего декларирования снова вернулись, но… политическая ситуация в стране не дала воплотить ее в жизнь. Снова об идее всеобщего декларирования доходов "вспомнили" в 2017-ом, однако ее категорически не поддержал премьер Владимир Гройсман.
Хотя следует отметить, что сам принцип всеобщего декларирования изначально заложен в Конституцию Украины. Так, ст. 67, ч. 2 Основного закона гласит: "Все граждане ежегодно подают в налоговые инспекции по месту проживания декларации о своем имущественном положении и доходах за прошлый год в установленном законом порядке". Но так как никакого порядка здесь нет, то норма остается голословной.
Представить себе, что неработающая годами норма сегодня может заработать в Украине, честно говоря, как-то трудно — исходя хотя бы из того, что украинцы вряд ли готовы к массовому "выворачиванию карманов". Даже за определенного рода "пряники", которые им может пообещать власть, в виде, скажем, того же налогового кредита, являющегося самым мощным стимулятором для налогоплательщиков США (здесь 2/3 населения обязаны декларировать свои доходы). Причина — в доверии. Если жители США доверяют своей власти, то украинцы своей нет — даже, если поддержали ее на выборах.
Тем временем попытка новой власти со старта установить контроль над финансами и имуществом украинцев может быть чревата для самой власти. "Если команда новоизбранного президента продолжит залезать в карман простого человека, это не только снизит уровень ее поддержки, но также усилит недоверие граждан к государственным исполнительным учреждениям. Как следствие, 73% поддержки растворятся в воздухе", — уверен депутат ВР Юрий Павленко.
Единственное, что может понравиться украинцам во всей этой истории с обязательным всеобщим декларированием — это возможность получать свою заработную плату без вычисления налогов. То есть — "грязными". Это примерно на 18% больше. Но вот захотят ли они "расстаться" с такой "надбавкой" (самостоятельно уплатить налоги) — еще вопрос. Можно предположить, что одними только методами "пряника", которыми обещают руководствоваться в команде Владимира Зеленского, не обойдется. Здесь мы имеем показательный пример внедрения монетизации субсидий — 25% тех, кто получил "живые" деньги, использовали ресурсы не по назначению. В результате — с 1 мая началось начисление пени за несвоевременную оплату услуг в размере 0,01% от суммы долга за каждый день просрочки и отмена субсидий должникам.
Какие меры будут приниматься в отношении тех украинцев, которые не заполнят декларации, внесут в них неправдивые сведения, откажутся платить налоги — пока можно только предугадывать. Впрочем, в США и странах ЕС налоговые декларации граждан во избежание неточностей и ошибок заполняют налоговые агенты. За свои услуги они получают определенную плату от самих граждан. Украинцам же, наверное, придется решать — что обойдется дешевле — нанятый налоговый агент или неподанная (неправильно оформленная декларация). В том, что практически каждый гражданин может стать пользователем электронного кабинета налогоплательщика, а сервис предзаполнения декларации о доходах сейчас активно развивается.
Однако, если проанализировать "историю мучений" с заполнением деклараций чиновниками и депутатами, которая практически в скринах размещалась последними на страницах соцсетей — здесь декларации "зависали", информация пропадала, не получалось открыть, не получалось закрыть, несколько часов потраченного времени и т. д. — то можно предположить, что людям, не владеющим е-технологиями, разобраться в системе декларирования самостоятельно будет непросто, а неточностей, даже ненамеренных, будет много.
В этом ракурсе не менее "скользкий" вопрос — проверка этих деклараций. Отметим, НАПК, которое по закону должно проверять декларации чиновников, до сих пор не может отшлифовать систему проверки. К тому же там по неизвестной причине в 2016 году отказались от автоматической проверки, несмотря на то, что все соответствующее оборудование было, и перешли на ручной режим. Таким образом, за период 2017-2018 годов было проверено только 0,03% от поданных деклараций. Запущенную с начала 2019 года систему ЛАК (система логического и арифметического контроля) также нельзя назвать эффективной, даже несмотря на то, что в январе-апреле этого года с учетом проверок с помощью ЛАК было утверждено 333 решения по результатам осуществления полных проверок деклараций, а за аналогичный период 2018 — 105 решений. Ведь непроверенными остаются несколько миллионов уже заполненных деклараций.
Если проанализировать систему проверки деклараций граждан США, то там на проверку декларации одного человека выделяется в среднем 11 часов в год. Если предположить, что в Украине на проверку одной декларации будет выделено такое же время, то можно себе представить, сколько придется государству нанять, обучить, перепроверить на честность людей, чтобы они смогли за свое рабочее время проверить декларации примерно 20 млн граждан. Если говорить о финансовых затратах, то по некоторым подсчетам экономистов, администрирование всеобщего декларирования может обойтись государству в несколько миллиардов гривен.
Впрочем, как говорит Даниил Гетманцев путь к обязательному всеобщему декларированию будет длинным. На нем – "автоматический обмен налоговой информации, имплементация в законодательство Украины плана BEPS, трансфертное ценообразование, реальные изменения на таможне, ответственность за незаконное обогащение" и т. п. На все это, по подсчетам аналитиков, может уйти лет пять. Если учесть, что Владимир Зеленский, когда баллотировался в президенты, заявлял, что идет на один срок, можно предположить, что со сменой власти обязательное всеобщее декларирование так и не будет запущено на практике.
Надия Михальчук, Delo.ua