Столичный градоначальник за год до окончания своей каденции борется за свой пост с командой новоизбранного президента Зеленского. Выиграет ли от его победы город?
Конфликт между командой президента Зеленского и столичным градоначальником Виталием Кличко перешел из формата блицкриг в затяжную войну.
Кампанию по смене власти в столице возглавляет глава Офиса президента Украины Андрей Богдан, обратившийся к Кабмину с предложением об отстранении Кличко с должности главы КГГА, которая сейчас совмещена с должностью мэра. После разделения этих должностей наместником Кличко в КГГА, где сосредоточено максимум функций управления столицей, в том числе финансовых, может стать генеральный директор "1+1", №11 в списке партии "Слуга Народа", Александр Ткаченко. Он уже заявил, что "не планировал, но готов" занять этот пост.
Видимые проявления этой борьбы — заявление Богдана о "смотрящих" в Киеве, рассказ о предложенных ему 20 млн долларов взятки за сохранение поста за нынешним мэром и обращение Кличко в НАБУ с требованием проверить эти слова.
Виталий Кличко заявил, что попытки его уволить прямо противоречат закону о столице. "Президент не может меня уволить, не может меня уволить и господин Богдан. Потому что в законе о столице прописано, что законодательная и исполнительная власть в городе Киеве осуществляется городским главой. И мэр Киева, который выиграл выборы, должен быть назначен главой КГГА. Это не мой конфликт. Я отстаиваю право киевлян выбирать власть, которая должна быть на 100 процентов им подотчетна", — сказал он.
Законных оснований для лишения Виталия Кличко должности главы КГГА действительно нет — принудить его можно только к написанию заявления об отставке, но, если он этого не сделает и при отсутствии форс-мажоров, очередные выборы городского главы состоятся в октябре 2020 года. С другой стороны, на досрочных парламентских выборах во всех 13 мажоритарных округах столицы победили кандидаты от "Слуги народа", так что запрос на смену первого лица города также может иметь место.
Итог противостояния Кличко с Офисом президента еще несколько дней назад казался предрешенным в пользу главы государства, учитывая общественную конъюнктуру и неравный политический вес сторон. Но в конце прошлой недели мэр сделал мощный хук соперникам — он заручился поддержкой (как минимум — видимой) адвоката Дональда Трампа — Рудольфом Джулиани. Фотосвидетельства встречи в США опубликовали обе стороны, причем Кличко назвал собеседника "Руди", а Джулиани написал, что "город Киев никогда не был лучше. Он — яркий свет, сияющий в окружающей темноте".
Быстрого окончания битвы за Киев мы не увидим — Кабинет министров, который должен рассмотреть предложение Андрея Богдана об отстранении Кличко, соберется не ранее середины августа. Так что у мэра есть гарантированная передышка и возможность переломить ситуацию.
Виталий Кличко занимает должность главы Киевской городской государственной администрации с 25 июня 2014 года. Delo.ua проанализировало, что изменилось к лучшему в столице за то время, что он руководит городом, а что можно смело назвать его провалами.
Disclaimer: мы исключили из перечня достижения, которые достигнуты по умолчанию и обусловлены статусом столицы — государственное лидерство по притоку прямых иностранных инвестиций, экспорту товаров, средней зарплате, объему сданного в эксплуатацию жилья и так далее, а сосредоточились на тех, где для реализации принципиальной была воля первого лица города. Тот же принцип применялся и для формирования топ-списка городских проблем — мы не касались очередей в детские сады, неконтролируемой трудовой миграции и так далее.
5 ошибок
1. Хаотичное жилое строительство
В прошлом году на долю столицы пришлось 14% из 8,7 млн квадратных метров жилья, введенного в эксплуатацию по всей Украине. Как отмечают эксперты City Development Solutions, в 2018 году киевский рынок жилой недвижимости пополнился 42 новыми проектами. Общее количество комплексов в продаже на начало 2019 года — 279. За 1-е полугодие 2019 года в продажу вышел 21 новый жилой комплекс, что на 30% больше, чем за аналогичный период 2018 года.
Претензии к застройщикам и регуляторам состоят не в появлении новых объектов, а в том, что их количество не соответствует развитию социальной инфраструктуры, а также формирует некомпенсированную дополнительную нагрузку на тепло- и энергосети. Около месяца назад Виталий Кличко уволил директора Департамента строительства и жилищного обеспечения КГГА Константина Федотова, так как были обнаружены системные нарушения, которые привели, в частности, к возникновению конфликтных ситуаций по ряду строек в Киеве.
Экс-секретарь Киеврады Владимир Прокопив оценивал количество незаконных строек в Киеве на начало каденции Виталия Кличко в 137 объектов (из них около 40 — это объекты застройщика Войцеховского). Часть из них была остановлена, однако плотность застройки в городе продолжила резко увеличиваться, став на сегодня критической даже при фиксируемом снижении выданных разрешений на строительство.
2. Отсутствие актуального Генерального плана развития города
Отсутствие общего видения развития Киева на долгосрочную перспективу и, соответственно, невозможность учитывать это в текущих процессах — проблема города, последствия которой проявляются все серьезней по мере исчерпания свободных земельных участков.
Сейчас в Киеве действует Генплан 2002 года, нормативы которого частично потеряли актуальность. Также есть так и не утвержденный проект 2008 года, разработанный по инициативе мэра Леонида Черновецкого.
Виталий Кличко в мае этого года заявил, что сейчас город с помощью немецких специалистов разрабатывает проект нового Генерального плана Киева, который будет презентован общественности в середине лета (как известно, этого пока не произошло) и вынесен на рассмотрение Киевсовета осенью. Привлечение иностранных специалистов, по его словам, необходимо, чтобы исключить возможность влияния на содержание документа со стороны украинских игроков строительного рынка.
3. Размытая вертикаль власти
"Кабинет настоящего главы города находится не в здании Киевской администрации, а в БЦ Парус". Эта фраза характеризует представление бизнес-кругов о распределении власти в столице. В "Парусе" находится офис бизнесмена Вадима Столара — бывшего депутата Киевского городского совета, первого заместителя главы Бюджетной комиссии по вопросам привлечения инвестиций и одного из крупнейших застройщиков столицы. По неофициальной информации, до последнего времени он имел колоссальное влияние на большую часть вопросов, касающихся жизнедеятельности города.
Такое же делегирование полномочий якобы произошло от Кличко к его заместителям, чьи персоны также воспринимались неоднозначно — Дмитрию Давтяну, сыну харьковского олигарха Александра Давтяна, Вячеславу Непопу, директору коммунального предприятия "Житлоинвестбуд-УКБ", и Александру Спасибко, также представителю крупного строительного бизнеса.
4. Некомпенсированное исчерпание потенциала городской инфраструктуры
Обрушение Шулявского путепровода в феврале 2017 года, трещины на стеклянных вставках нового пешеходного моста в июне 2019 года, забитые ливневки, превращающие киевские улицы в реки при любом активном дожде — список можно продолжить.
Нарастание усталости инфраструктурных объектов налицо, однако решением этой проблемы занимаются уже пост-фактум, при наступлении угрожающе-аварийных ситуаций.
Открытие нового пешеходно-велосипедного моста между Владимирской горкой и Аркой Дружбы народов — действительно выдающегося туристического объекта — превратилось из, казалось бы, гарантированной "перемоги" в сплошную "зраду", так как по его стеклянным элементам
регулярно идут трещины, и возникают вопросы о безопасности конструкции.
Мэр уверяет, что мост сделан на века и обвиняет в повреждениях вандалов. Строительство обошлось в 275 млн грн, Андрей Богдан обратился в правоохранительные органы для проверки информации о возможной коррупции во время строительства этого, а также Подольско-Воскресенского и Шулявского мостов, где тендеры выигрывали фирмы, косвенно связанные с застройщиком Максимом Микитасем.
5. Конфликт с банком "Крещатик"
Банк "Крещатик" на 25% принадлежит Киеву. В апреле 2016 года в банк была введена временная администрация, которая обнаружила там вывод средств, кредиты связанным лицам и покупку ценных бумаг сомнительного качества.
По одной из версий, ситуация в банке начала усугубляться на фоне конфликта акционеров — городской администрации и Киевской инвестиционной группы Андрея Иванова. Следствием этого конфликта стал отказ КГГА оплачивать увеличение уставного капитала банка из горбюджета.
Оценка потерь муниципальных компаний, которые в обязательном порядке обслуживались в этом финучреждении — около 80 млн грн.
5 достижений
1. Ремонт дорог
Киев лидирует среди украинских городов по количеству отремонтированных дорог: в отчете КГГА за 2018 год приводятся данные об обновленных 300 км покрытия, 11 больших улиц и 26 мостов. За 2016 год Киевская мэрия отремонтировала 200 км улиц, в 2017 — 302 км. Для понимания масштаба — общая протяженность транспортных магистралей в столице составляет 1,66 тысяч км.
Некоторые ремонтные дорожные проекты, такие как обновление проспектов Победы и Глушкова, реализованные в каденцию Кличко — самые масштабные за 20 лет.
Ложка дегтя — остающийся открытым вопрос качества этого ремонта (соцсети пестрят фотографиями ремонтников, которые укладывают асфальт в дождь), а также сомнительная прозрачность расходования средств "Киевавтодором".
2. Озеленение и создание зон для отдыха
За 4 года в столице реконструировали и отремонтировали 339 парков и скверов, из них в 2018 году — 104. Решением Киевсовета статус зеленых зон получили 86 земельных участков. За прошлый год на обустройство парков и скверов было направлено около 370 млн грн.
Наиболее масштабные проекты в этой области — парк "Наталка" на Оболони, парки "Отрадный" и "Владимирская горка", обновленные лестницы с Пейзажной аллеи на Подол. Также проводится реконструкция столичного зоопарка. Опять-таки ложка дегтя — подозрения "Киевзеленстроя" в коррупции при проведении этих работ.
В конце июня мэр потребовал от директора "Киевзеленстроя" Натальи Белоусовой написать заявление об увольнении.
3. Демонтаж МАФов
Одна из самых болезненных реформ в городе, где киоски были неотъемлемой частью киевского пейзажа еще с начала 90-х.
Работа по демонтажу нелегальных МАФов ведется КП "Киевблагоустройством" пятый год, и пока городская власть достигла если не полного решения, то явного уменьшения масштаба проблемы. По информации КП "Киевблагоустройство", с августа 2014 по апрель 2019 года убрано около 15 тысяч малых архитектурных форм разных типов и размеров. Также был сокращен объем стихийной торговли в переходах метрополитена. А оставшиеся киоски — легализованы.
Здесь также не обошлось без перегибов, так как стихийная торговля имеет и социальный аспект, и зачастую снос МАФа лишал на время его владельца-предпринимателя (тоже киевлянина) средств к существованию. Также сообщалось о предложениях откупиться или переносе торговой точки в район, уже формально зачищенный от МАФов.
4. Инвестиции в комфорт дорожного движения, выделение полос общественного транспорта и развитие велодвижения
В Киеве — 19 полос, выделенных для общественного транспорта, часть из них функционирует только в часы пик, и большая их часть была внедрена в последние несколько лет.
Выделенных полос для автобусов и троллейбусов нет в центре города, но, учитывая интенсивность движения в центральных кварталах, их появление могло бы спровоцировать коллапс и только усугубить проблему.
Отдельная полоса была выделена на автодороге на один из самых густонаселенных массивов столицы — Троещину, который в утренние и вечерние часы намертво застревает в пробках. По расчетам КП "Киевпасстранса", использование общественным транспортом специальных полос сократит время в пути на 15-20%. Другой вопрос, что работа механизма выделенных полос регулярно блокируется киевскими автомобилистами, которые используют ее для собственного передвижения.
Киев продвинулся в урегулировании вопроса с хаотичными парковками, оборудовав в центре специальные карманы. Однако процесс уперся в необходимость фото- и видеофиксации нарушений и необходимость утверждения стандартов технических средств, которые должны это делать.
Также стоит отметить, что Виталий Кличко — искренний популяризатор велодвижения. В городе появились новые велодорожки, а самого мэра часто можно увидеть на велобайке.
5. Частичное погашение долгов
Виталий Кличко принял в управление столицу с объемом общего долга в 25 млрд гривен — эта цифра превышала объем годового бюджета города. Сумма процентов, набегавших в день, составляла на пике 4 млн гривен. За три года цифру долга удалось уменьшить в два раза — до 12 млрд гривен (данные на 4 декабря 2018 года) и существенно оздоровить финансовое состояние столицы. Также были погашены долги коммунальных предприятий, которые суммарно составляли 1 млрд гривен.
По словам Кличко, удалось это сделать благодаря "прозрачности управления и выведению денег из тени". Бюджет города при этом в последние годы составляет 55-60 млрд гривен.