НБУ курс:

USD

41,34

--0,04

EUR

43,95

+0,01

Наличный курс:

USD

41,68

41,60

EUR

44,41

44,15

От Януковича отворачиваются стратегические партнеры

Накануне Евро-2012 и новых парламентских выборов Украина оказалась втянутой в полосу полномасштабного внешнеполитического кризиса. Разногласия с правительствами стран ЕС привели к отмене запланированного на 11–12 мая саммита стран Центральной Европы
Відкрийте нові горизонти для вашого бізнесу: стратегії зростання від ПриватБанку, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy та понад 90 лідерів галузі.
12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як оптимізувати комунікації, впроваджувати ІТ-рішення та залучати інвестиції для зростання бізнесу.
Забронировать участие

Накануне чемпионата Евро-2012 и очередных парламентских выборов Украина оказалась втянутой в полосу полномасштабного внешнеполитического кризиса. Его симптомы и проявления вполне предметны. Разногласия и отсутствие взаимопонимания с правительствами стран ЕС привели к отмене запланированного на 11–12 мая саммита стран Центральной Европы. Официальные лица в большинстве стран ЕС отказались от посещения матчей футбольного чемпионата Евро-2012. Стали привычными заявления европейских политиков, негативно оценивающих политическую ситуацию в Украине. Участились угрозы функционеров Европейской комиссии о возможности замораживания контактов с Украиной. К этому следует добавить отсутствие внятных перспектив в отношениях с Россией и странами Таможенного союза, которые существенно влияют на экономическую стабильность и темпы экономического роста.

Отношения с ЕС

Несмотря на парафирование текста Соглашения об ассоциации между ЕС и Украиной, Европейская комиссия приостановила его подготовку к последующим процедурам, включая подписание и временное или частичное введение в действие до завершения процесса ратификации. Инициаторами этого решения стали Германия, Великобритания и Чехия, правительства которых настаивают на освобождении Юлии Тимошенко и других бывших членов ее правительства, безотносительно к украинским судебным процедурам и нормам права.

Германский канцлер Ангела Меркель публично подвергла критике Украину и Белоруссию, заявив, что в этих странах люди страдают "от диктатуры и репрессий". В свою очередь, президент Европейского совета, высшего органа ЕС, Херман ван Ромпей связал нормализацию отношений с Украиной с соблюдением властями Украины "европейских ценностей". По его словам, парафирование Соглашения об ассоциации открывает перед Украиной "европейские перспективы". Но до тех пор, пока требования ЕС по "делу Тимошенко" выполнены не будут, отношения с ЕС не сдвинутся с мертвой точки.

Справедливости ради нужно отметить, что в проекте Соглашения об ассоциации с ЕС ни о каких "европейских перспективах" Украины не упоминается. Этот вопрос был предметом тяжелых дискуссий в ходе переговоров.

В рамках подготовки новой резолюции Европейского парламента о ситуации в Украине прозвучали традиционные заявления о свертывании демократии и выборочном применении правосудия. Как заявил комиссар ЕС по вопросам расширения и политики соседства Штефан Фюле, ЕС не планирует подписывать Соглашение об ассоциации с Украиной без прогресса в вопросах демократии и выборочного правосудия. Что касается Европейского суда по правам человека, его решение не может быть принято до тех пор, пока украинский Кассационный суд не огласит своего решения. Иными словами, пойдя на уступки, связанные с допуском к Юлии Тимошенко немецких врачей, власти не намерены разрешать ее выезд на лечение за границу или аннулировать вынесенный приговор суда.

Европейская комиссия откладывает принципиальные решения по Украине до подведения итогов парламентских выборов 28 октября. В зависимости от их результатов ЕС сможет сделать выбор между введением санкций или подписанием Соглашения об ассоциации, содержание которого до этого момента будет оставаться конфиденциальным. До парламентских выборов официальный Киев будет подвергаться критике и политическому давлению, степень которого зависит от индивидуальных предпочтений отдельных стран. Что касается украинской части чемпионата Евро-2012, министры иностранных дел стран ЕС приняли решение об асимметричном реагировании, оставляющем правительствам стран ЕС свободу выбора. Вместе с тем Европейская народная партия рекомендует политическим деятелям и министрам, посещающим матчи чемпионата, использовать возможности для посещения "политически задержанных" оппозиционеров. Таким образом, в рамках "мягкого" бойкота контактам с представителями оппозиции будет оказано демонстративное предпочтение перед контактами с представителями власти на фоне продолжения трафаретной критики украинских политических и правовых реалий.

Отношения с Россией

Возвращение Владимира Путина на пост президента сопровождалось серьезным демаршем в отношении Запада. Не дожидаясь кампании по делигитимизации российской власти, сопровождаемой призывами исключить РФ из "большой восьмерки", российский президент отметил визит в Кэмп-Дэвид. Первыми статусными мероприятиями с участием Путина стали форумы ОДКБ и СНГ. Российское руководство намерено усилить вовлечение постсоветских государств в интеграционную модель Евразийского союза, с созданием которого СНГ утратит значение.

Встреча Владимира Путина с Виктором Януковичем (15 мая) показала, что на мягкие условия диалога Киеву рассчитывать не приходится. Газовые контракты 2009 года, легитимность которых не раз подчеркивала российская сторона, остаются главным рычагом давления на Киев. Без учета "харьковской скидки" цена на газ для Украины обогнала уровень цен для всех европейских государств, включая не слишком жалуемых в Москве прибалтов. Однако вступать в Таможенный союз и ЕЭП не спешат ни государственная бюрократия, ни лидеры украинских промышленно-финансовых групп. Несмотря на существенные экономические издержки, украинские олигархи опасаются разрушения своих финансово-промышленных групп, а государственная бюрократия с опаской относится к политической интеграции, угрожающей фактической потерей независимости. Сохранение завышенных цен на газ подталкивает к поиску альтернативных источников поставок — расширению собственной добычи, приглашению американских компаний к добыче сланцевого газа, переговорам с Азербайджаном и Турцией.

От резких разворотов и демаршей Киев будет воздерживаться по многим причинам — в том числе ввиду отсутствия возможности серьезной поддержки со стороны США и понимания нереалистичности перспективы членства в ЕС. Впрочем, несмотря на сужение пространства для маневра, украинские власти будут стараться избежать вовлечения в российско-американские противоречия. Объективно Киев больше заботят последствия потери энерготранзитного статуса, который в течение 20 лет обеспечивал стратегическое значение Украины в европейских политических и экономических раскладах.

Формула власти

Нынешние противоречия в отношениях с ЕС и Россией отражают не только ситуативное разбалансирование внешних связей Украины. За событиями последнего времени просматривается кризис украинской официальной интеграционной модели, обусловленный несоответствием между целями европейской ориентации и реальными возможностями их достижения. Это несоответствие было бы не таким острым, если бы не сопровождалось разрушением реально сложившейся и осуществляемой до последнего времени модели развития, ориентированной на асимметричные связи с ЕС и Россией вне рамок конкурирующих интеграционных структур.

В условиях глобализации в Украине сложилась специфическая конфигурация власти, в основе которой лежат интересы крупного промышленного капитала, во все возрастающей степени связанного с европейскими и транснациональными финансовыми кругами. Владельцы украинских экономических активов более или менее успешно интегрировались в европейскую финансово-экономическую систему. Поэтому ассоциация и зона свободной торговли с ЕС им выгодны во всех отношениях, несмотря на прогнозируемое снижение ВВП. Такой режим позволит обеспечить сохранность активов и свободный экспорт сырьевых и полусырьевых материалов. Политические и финансовые круги ЕС также заинтересованы в создании полупериферийного пространства, экономически связанного с европейским рынком, но без предоставления его участникам политических и экономических возможностей, которое получают страны — члены союза. Разумеется, такой формат не предполагает выравнивания условий, касающихся уровня доходов и социального обеспечения. Однако он предусматривает соблюдение определенных плавил игры, включая децентрализацию власти, приоритет европейского законодательства и ограничение российского влияния, которое рассматривается как проявление конкурирующего интеграционного проекта.

Специфика момента — в кажущейся непредсказуемости развития ситуации и окончательных решений, которые зависят от сочетания объективных факторов (степени устойчивости экономики, конъюнктуры внешней торговли) и субъективных обстоятельств внутриполитического характера, включая отношения между государственной бюрократией и основными группировками крупного капитала, на фоне политической усталости и нарастания социального напряжения в широких слоях общества.