- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Политика
- Дата публикации
Ответственность за злоупотребления на выборах: почему Рада тянет с голосованием
С начала президентской избирательной кампании в Украине полиция зафиксировала почти две тысячи сообщений о нарушениях законодательства и открыла по этим фактам 100 уголовных производств. Самые частые нарушения — незаконная агитация и подкуп избирателей.
Теоретически помочь бороться с этой проблемой накануне президентских и предстоящих осенью парламентских выборов могла бы законодательная инициатива, ужесточающая наказание за нарушение избирательного законодательства. Соответствующий проект закона №8270 был в повестке дня народных депутатов во вторник, 26 февраля, однако до голосования дело так и не дошло, несмотря на то, что политики декларируют готовность поддержать его.
Delo.ua разбиралось в том, что собой представляет этот законопроект, и есть ли у Верховной Рады шансы его принять.
100 уголовных производств
О различных нарушениях, которые фиксируются в ходе избирательной кампании, Министерство внутренних дел Украины (МВД) отчитывается регулярно. По данным на 27 февраля, правоохранители зафиксировали уже 1991 сообщение, открыли 100 уголовных производств и составили 435 административных протоколов.
Большая часть сообщений, которые поступают правоохранителям, касается незаконной агитации (1194 факта). Следующее место в "рейтинге" занимают подкуп избирателей (155 фактов) и хулиганство (55 фактов).
Законодательное решение
Решение проблемы должно было лежать в законодательной плоскости, а именно во внедрении более серьезной ответственности за противозаконные действия во время избирательной кампании.
Так, Кабинет министров Украины представил проект закона №8270 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усиления ответственности за нарушение избирательного законодательства". Однако, кроме правительственного проекта в парламенте было зарегистрировано еще три альтернативных законодательных инициативы, внесенные народным депутатом от фракции БПП Сергеем Каплиным, внефракционным Юрием Левченко, а также представителем депутатской группы "Партия "Возрождение" Валерием Писаренко.
На днях глава МВД Арсен Аваков выразил надежду, что этот проект закона парламентарии поддержат и дадут "добро" на внедрение более серьезных наказаний за манипуляции по отношению к избирателям. Более того, принять именно правительственный проект №8270 (а не альтернативные его версии) рекомендовал и Комитет Верховной Рады Украины по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности.
26 февраля все четыре проекта закона появились в повестке дня народных депутатов для рассмотрения в первом чтении, но оно так и не состоялось.
Почему законопроект даже не стали рассматривать
Готовность поддержать проект закона №8270 декларируют и БПП, и "Народный Фронт", и "Самопомощь", и "Батькивщина", и Радикальная партия. Однако, накануне потенциального рассмотрения этого проекта фракция БПП отказалась голосовать за любые законодательные инициативы, кроме тех, которые касаются сферы национальной безопасности и обороны.
По словам Авакова, Березенко вменяют организацию схем по подкупу избирателей на основании заявлений минимум двух кандидатов в президенты. Помимо этого, министр отметил, что имя Березенко звучит в целом ряде обращений в полицию о нарушениях избирательного права.
В Блоке Петра Порошенко это заявление назвали политически заангажированным и потребовали либо немедленно его опровергнуть, либо предоставить доказательства. А пока этого не будет сделано, фракция БПП по большинству вопросов в парламенте голосовать не будет. Впрочем, как заявил на своей странице в Facebook нардеп от "Народного Фронта" Антон Геращенко, причина бойкота — как раз то, что проект закона об ужесточении ответственности за подкуп избирателей и другие нарушения на выборах выносится на голосование.
Сам Березенко 26 февраля в кулуарах Верховной Рады со ссылкой на информацию от Национальной полиции Украины заявил журналистам, что обращение к правоохранителям было от лидера "Батькивщины", кандидата в президенты Юлии Тимошенко, а его процессуальный статус в производстве не определен.
Впрочем, со стороны БПП в вопросе поддержки проекта закона №8270 есть еще одна оговорка. Представитель президентской фракции в парламенте, народный депутат Мария Ионова в ходе публичной дискуссии с представителями кандидатов в президенты, организованной общественным объединением "Реанимационный пакет реформ", отметила, что БПП поддержит проект закона в первом чтении, но ко второму он должен быть доработан. Ионова отметила, что из существующего на сегодняшний день варианта законопроекта нужно убрать аспекты, которые усиливают функции и полномочия полиции.
О какой ответственности идет речь
Проект закона №8270 разрабатывался правительством и общественниками несколько лет, а в Верховную Раду был внесен в апреле 2018 года. Его основная цель — при помощи изменений в Кодекс Украины об административных правонарушениях, Уголовный кодекс Украины, законы "О выборах президента Украины", "О выборах народных депутатов Украины", "О всеукраинском референдуме", "О местных выборах" законодательно защитить право граждан на волеизъявление. В частности, в нем предложены такие санкции:
- За нарушение правил и ограничений ведения агитации гражданам грозит штраф в размере от 1 700 до 3 400 грн, для должностных лиц — от 3 400 до 5 100 грн.
- За агитацию, которая сопровождается подкупом (будь-то деньги, ценные бумаги, лотерейные билеты или услуги) при условии, что их стоимость не превышает 3% размера минимальной зарплаты, то есть 125,19 грн, грозит штраф в размере от 3 400 до 5 100 грн. Исключение — вещи с партийной символикой, стоимость которых не превышает 125 гривен.
- За демонстрацию избирателем результатов своего голосования на выборах или референдуме в месте проведения голосования предусмотрен штраф от 1 700 до 3 400 грн.
- Сокрытие или уничтожение избирателем своего бюллетеня, вынос его за пределы помещения для голосования предусматривает штраф также от 1 700 до 3 400 грн.
- За незаконное использование бюллетеня для голосования на выборах или референдуме, многократное голосование, вбросы бюллетеней предлагается штраф до 5 100 грн. За подобные нарушения могут грозить также исправительные работы на срок до двух лет, ограничение свободы на срок до трех лет или лишение свободы на срок до двух лет.
Если же такие деяния были с отягчающими факторами — например, совершены повторно или по сговору, или самим кандидатом, его доверенным лицом, представителем политической партии главой или другим членом избирательной комиссии, наблюдателем, то наказание ужесточается. В таком случае нарушителям грозит уже лишение свободы на срок от 5 до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или вести определенную деятельность на срок до 5 лет.
Законопроектом предлагается также сажать в тюрьму на срок до 10 лет должностных лиц, которые, используя свое положение, вмешивались в работу главы или другого члена избирательной комиссии с целью повлиять на их решения.
За фальсификацию, подделку и другие махинации с избирательной документацией правительство предлагает наказывать также лишением свободы. До 10 лет тюрьмы, в случае принятия этого законопроекта, будет грозить за кражу, повреждение или уничтожение печати избирательной комиссии, ящика с бюллетенями, списка избирателей, протокола об итогах голосования или избирательного бюллетеня. Однако, предусматривается, что добровольное признание в совершении такого преступления и содействие его раскрытию может освободить от ответственности за него.
За нарушение тайны голосования правительство также предлагает ужесточить ответственность: умышленное разглашение выбора избирателя — штраф от от 5 100 до 8 500 грн либо тюрьма до 2 лет. Если же это нарушение совершил член избирательной комиссии, либо сам кандидат, тогда наказание может грозить в виде лишения свободы на срок до 5 лет.
За предложение или непосредственно сам подкуп, согласно законопроекту, грозит заключение на срок до 6 лет, как и за подкупа, который сопровождался агитацией за конкретного кандидата. Тут правительство также предусмотрело возможность избежать ответственности в случае, если добровольно сообщить о нем и содействовать его раскрытию — только если речь идет не об организаторе подкупа.
К слову, неправомерной выгодой считаются продукты питания, спиртные напитки вне зависимости от их стоимости, деньги, товары (кроме тех, на которые нанесена символика кандидата и при условии, что их стоимость не превышает 125 гривен), а также услуги, льготы, ценные бумаги, лотереи и прочие нематериальные и материальные ценности, стоимость которых превышает 125 гривен.
Напомним, президентские выборы в Украине состоятся 31 марта 2019 года. За право стать главой государства будет бороться рекордное количество кандидатов — 44. Из-за этого длина бюллетеня, который получат избиратели на участках, будет составлять более одного метра.