- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Экономика
- Дата публикации
Плюсы и минусы трудовой миграции: уроки соседей
В середине марта заместитель министра иностранных дел Польши Бартош Цихоцки в интервью заявил о росте денежных переводов из Польши в Украину. По словам чиновника, эта цифра выросла с 8 миллиардов злотых ($2,34 млрд) в 2016 году до 13 млрд злотых (около $3,8 млрд) в 2017-м.
Эта сумма преимущественно состоит из переводов украинцев, приехавших в Польшу на сезонные или же долгосрочные заработки. Ранее озвучивались разные цифры того, как много денег заробитчане переводят домой в Украину: от $2,5 млрд до $6,8 млрд. Разница цифр обусловлена сложностью подсчета, как доли денег заробитчан во внешних переводах, так и провозимых "на себе" денег из-за границы. При этом, по словам вице-премьера Павла Розенко, за рубежом работает от 2,5 до 4 миллионов украинских граждан ( в зависимости от сезона).
Читайте также о том, как в Нацбанке пересчитали объемы переводов заробитчан
Подписывайтесь на Youtube-канал delo.uaБольшие цифры стали причиной попадания вопроса трудовой миграции в повестку многих чиновников и политических сил. Однако, к сожалению, эта проблема остается глубоко мифологизированной. Потому публичные лица часто бросаются в крайности: от переоценки влияния заробитчан на экономику, до демонизации самого явления трудовой миграции. При этом существует достаточно показательный пример украинских соседей — Польши и Румынии, которые прошли этот процесс раньше. Delo.UA проанализоровало этот опыт, вынося главные выводы.
Сначала выезжали, чтобы выжить. Потом ради хорошей работы
Если рассматривать, что Центрально-Восточная Европа является главным внутренним донором трудовой миграции ЕС, то Польша и Румыния — безусловные лидеры этого процесса. Граждане этих стран составляют наибольшую долю в крупных экономиках ЕС: Великобритании, Германии, Италии и Испании. Масштаб этого явления можно понять взглянув на процентное соотношение трудовых мигрантов от общего населения страны.
Это одни из самых высоких показателей по всей Центрально-Восточной Европе (Польшу разве что опережает Болгария с показателем в 9%), при этом речь идет о самых крупнонаселенных новых членах ЕС.
Трудовая миграция этих стран происходила неравномерно, а именно двумя мощными волнами. Первая волна совпадает для обеих стран — это начало 90-х, когда граждане просто спасались от кризиса в своих странах. Второй этап отличается зависимо от года присоединения страны к Евросоюзу. Для поляков 2004-й стал началом нового масштабного оттока, тогда как у румынов эта цифра начала расти с 2007-го. Эта волна миграции (не считая вспышки во время финансового кризиса) была связана скорее не с побегом от критических условий в стране, а с поиском новых возможностей. Этот момент важен для понимания — демографический портрет трудового мигранта и в Польше, и в Румынии со временем менялся. Если в 90-х это были преимущественно низкооплачиваемые черновые работы, то во второй половине 2000-х резко выросла доля молодых профессионалов.
Важно также отметить главные причины трудовой миграции. С одной стороны, на протяжении 90-х и начала 2000-х Польша постоянно сражалась с двузначными показателями безработицы, а потому граждане были вынуждены искать работу в других странах. Вместе с тем, начиная со средины 2000-х безработица перестала быть главной причиной трудовой миграции. На первый план же вышла разница в оплате труда. В Румынии же статистическая безработица и вовсе не была таким важным фактором, поскольку всплески роста безработицы в стране совпадали со всплесками безработицы в главных принимающих странах — Италии и особенно Испании.
Читайте также: В какие страны украинцы чаще всего выезжают на заработки
Миграционный бумеранг
В июле 2017-го года компания Colliers International провела свое исследование по трудовой миграции из стран Центрально-Восточной Европы под названием "миграционный бумеранг". Отчет исследования гласит о том, что трудовая миграция достигла своего пика в 2016-м году и дальше будет только сокращаться. Похожие наблюдения и у Economist Intelligence unit, а также у многих исследовательских организаций в центральной Европе.
Исследование определяет причины возвращения граждан с заработков в западной Европе. Большинство из них довольно очевидны. Например, падение той самой безработицы и рост зарплат.
Стоимость средней оплаты труда в Польше составляет 8,6 евро за час, в Румынии 5,5 евро за час, тогда как средний по ЕС показатель 25,4. Тем не менее, за период после присоединения к ЕС в Польше этот показатель вырос на 5,2%, а в Румынии и вовсе на 9,3% (при среднем росте по ЕС в 2,1%).
И хотя такой рост выглядит весьма скудным при абсолютных значениях чисел, однако цены в Польше и Румынии остаются значительно ниже среднего по ЕС. Это делает зарплаты не такими маленькими с перерасчета на паритет покупательной способности. А в некоторых категориях, например, покупка недвижимости, эти страны могут оказаться даже выгоднее западной Европы. Этот относительный рост видно в общих показателях роста ВВП на душу населения по паритету покупательной способности. С 2004 по 2017 этот показатель в Польше вырос на 106%, а в Румынии на 108%, тогда как средний результат по ЕС составил 44%.
Такие быстрые темпы экономической конвергенции (выравнивание уровня экономик западной и центральной Европы) не сильно ощущаются гражданами, особенно на фоне более медленного роста зарплат. Однако такой рост, вместе с ростом в разнообразных рейтингах (от легкости ведения бизнеса до уровня восприятия коррупции), позволяет изменить имидж страны в глазах собственных граждан.
Большинство поляков и румын покидало свои страны не спасаясь от бедности, а в поисках новых возможностей, тогда как сейчас они начинают видеть такие возможности и у себя в стране. Отдельный интерес вызывает тот факт, что в каждой стране новой Европы (центральная Европа, восточные Балканы и страны Балтии) есть своя программа по обратной трудовой миграции. И хотя сложно измерить их влияние на возвращение рабочей силы, это говорит о высоком приоритете вопроса для государств.
Как вернуть заробитчанина домой
Государственная политика в вопросе трудовой миграции — это та вещь, о которой много говорят в украинском публичном пространстве. При этом игнорируется опыт наших западных соседей, вместо чего всплывает целая серия апокалиптических или же идеалистических сценариев.
А потому не оцениваются реальные мотивации мигрантов, а как следствие — невозможна адекватная государственная политика в этом направлении.
Первые (через снижение налогов, увеличение зарплат или введение льготных периодов) стимулируют возврат тех, кто искал более высоких доходов. Вторые (посредством госпрограммы трудоустройства, а также курсов и центров карьерного развития) стимулируют возвращение "экономических беженцев", спасающихся от отсутствия работы.
Вместе с тем, сложно посчитать реальные убытки и приобретения от трудовой миграции. С одной стороны теряется огромный трудовой ресурс. Ранее в "Интерпайп" жаловались на количество свободных вакансий, связанных с постоянным оттоком рабочей силы. Вместе с тем сложно сказать насколько эффективно этот ресурс был бы задействован в Украине, и был бы задействован вообще. С другой же стороны, и позитивные стороны трудовой миграции подсчитать непросто. Опыт, новые модели управления, да и более высокая политическая активность сложно поддаются оценке. Даже валютные переводы, и те сложно оценить, учитывая возможные доходы бюджетов и социальные гарантии для работников.
Однако есть несколько моментов, на которые Украине однозначно стоит обратить внимание. Во-первых, существует довольно острый вопрос замещения рабочей силы. Несмотря на позитивный тренд обратной трудовой миграции в Польше и Румынии, в обеих странах все еще ощущается дефицит рабочей силы. И эти страны нашли способы найти временную замену своим гражданам: в Польше — это украинцы, в Румынии — молдаване. Без такого замещения будет сложно построить экономическую машину, способную привлечь обратный поток трудовой миграции.
Во-вторых, должно возникнуть понимание, что главный стимул возврата рабочей силы — позитивные изменения на родине. И речь идет не только о экономических изменениях, а о широких реформах от правоохранительной системы и судов, до вопросов прозрачной власти и демократии.
И наконец, важным моментом остается скорость реагирования и вопрос натурализации. Временная трудовая миграция дала и Польше, и Румынии ресурсы на проведение изменений внутри страны и адаптацию населения к этим переменам. Однако при продолжительном оттоке рабочей силы и их натурализации (через гражданство, вид на жительство) в другой стране, это может означать безвозвратную потерю экономически активного населения и искривление демографической структуры. Другими словами, проблемы трудовой миграции измеряются не уехавшими, а теми, кто не вернулся.
Не пропустите самые важные новости и интересную аналитику. Подпишитесь на Delo.ua в Telegram