НБУ курс:

USD

41,40

+0,11

EUR

45,14

+0,17

Наличный курс:

USD

41,58

41,55

EUR

45,25

45,12

Правый поворот: почему партия "Право и Справедливость" может вернуть Польшу в СССР

Последний год за Польшей пристально наблюдают как восточные, так и западные соседи. Но гордиться этим вниманием не приходится. ЕС, например, уже год грозит новым властям Польши санкциями за нарушение свободы слова, прав человека, катастрофически непрозрачные выборы судей Конституционного суда и ряд других решений. Недавно "ПиС" дали еще один громкий повод поговорить о себе. Куда могут привести Польшу консерваторы и стоит ли устраивать поминки демократии?

Уровень эмоций, которыми подпитывает нас ПиС, уже исчерпан. Топливо, которое должно быть в течение всего срока каденции, израсходовали в течение года. Поляки платят за правительство ПиС газом, электричеством, налогами на автомобили. (с)

Цезари Томчик, депутат, экс пресс-секретарь правительства

Осенью 2015 года к власти в Польше, взяв абсолютное большинство в Парламенте и единолично сформировав правительство, пришли консерваторы из партии "Право и Справедливость". Партия, основанная в 2001 году Лехом Качинським, формирует правительство в Польше уже во второй раз (впервые это произошло в 2005-2007 гг). Но именно сейчас "ПиС" привлек повышенное внимание европейских партнеров. Казалось бы, приверженцы партии выступают за уменьшение налогового бремени, более либеральную экономику и активную государственную политику социальной защиты малоимущих — что же здесь могло вызвать недовольство партнеров по ЕС? Все дело в том, что у "ПиС" весьма специфическое понимание демократии, и буквально за год партия успела ограничить ряд свобод, заявить о негативном отношении к представителям ЛГБТ и выступить за запрет абортов, искусственного оплодотворения и эвтаназии в Польше.

Буквально пару недель назад "Право и Справедливость" привлекли к себе внимание мировых СМИ скандальной попыткой осуществить полный запрет абортов в Польше. Тем женщинам и девушкам, которые таки решатся на них, грозила бы криминальная ответственность вплоть до пяти лет тюрьмы.

ПиС против женщин

Все началось 23 сентября этого года, когда Сейм Польши принял в первом чтении и направил в комитет проект закона, подготовленный инициативой "Стоп аборт". Тогда же депутаты отклонили другой законопроект, который либерализует правила аборта, подготовленный другой инициативой — "Спасаем женщин".

Консервативное руководство Польши поддерживало крайне непопулярное предложение (подготовленное организацией "Стоп аборт") о запрете абортов, даже в случаях изнасилования, инцеста или угрозы жизни матери. Во всех других случаях аборт и так уже запрещен. Однако врачи, ссылаясь на моральные ограничения, часто отказывают даже в легальных абортах. Чтобы провести эту процедуру, более обеспеченные граждане Польши выезжают в другие страны. Где и как получают эту услугу менее обеспеченные — увы, догадаться несложно, ведь подпольные медуслуги, особенно по этому направлению, существовали всегда.

Реакцией на направление проекта "Стоп аборт" в комитет стали "черные протесты" по всей стране. По данным полиции, в понедельник 3-го октября по всей Польше на митинги вышло около 98 тыс. человек.

В "ПиС" были убеждены, что проект полного запрета абортов не будет похоронен в комитете гражданских свобод и прав человека, но произошло именно так. А еще через день проект, несмотря на достаточно обширную поддержку, окончательно похоронил польский Сейм.

Но отмены закона о запрете абортов удалось добиться лишь благодаря массовым протестам в Польше, которые были поддержаны также и в других европейских странах. Акция у польского посольства прошла и в Украине.

Зачем "ПиС" ввязался в скандальную и совершенно не добавляющую им очков историю с абортами? Ведь после скандала с ночным назначением судей Конституционного суда, протестов службы здравоохранения и судей было очевидно, что Анджей Дуда сотоварищи просто открывают еще один фронт борьбы с обществом.

Даже в самой партии признают — их вынудили его открыть. "ПиС" стала жертвой собственного окружения, в котором доминируют епископы и сторонники запрета абортов.

"...Мы стали заложниками своих обещаний. Тут не было никакого политического расчета, потому что если бы был, то мы не подвергали бы себя таким социальным протестам. Это нам не нужно", — признает один из членов "ПиС".

"Единственное, что может остановить "ПиС" — это протесты женщин. Если они будут многочисленными, то "ПиС" утопит проект в комитете. Если нет, то аборт в случае изнасилования или инцеста, а также серьезного повреждения плода будет запрещен, и это будет ад для женщин", — прогнозировала депутат Джоанна Муха ("Гражданская платформа").

"Качиньский ничего не сделает с абортом. Он не предвидел осенью этого года, что масштаб протестов будет таким большим. Кроме того, уже были протесты предстаивтелей системы здравоохранения, 7-8 октября прошел Съезд деятелей культуры, впервые за последние годы организованный в оппозиции к министру культуры, а теперь еще и женщины. Тем более, что его брат и Мария Качиньская были за компромисс по абортам", — напоминает Джоанна Шеринг-Вильгрус, депутат от "Современной партии".

В своей колонке Марта Качиньская выступила против полного запрета абортов, потому что это "жестокое решение по отношению к семье".

Происходит ли в Польше провал демократии?

Поставленный выше вопрос звучал бы абсурдно еще год назад.

За четверть века Польша помогла положить конец холодной войне и стала одной из процветающих стран Восточной Европы со свободной рыночной экономикой, зрелой региональной властью, энергичной прессой и здоровой политической системой. Польша стала моделью восточноевропейской демократии и влиятельным членом ЕС и НАТО.

Но в 2015 случилось "политическое землетрясение". Выборы, после беспрецедентной по размаху избирательной кампании выиграла "Право и Справедливость". Сразу же после прихода к власти, "ПиС" приняла законы, которые по мнению Брюсселя, "стерилизуют судебную систему и ограничивают свободу прессы".

Правительство отвергает эту критику и обещает больше изменений в будущем. При поддержке влиятельных голосов среди консервативной части населения, а также церковных иерархов, "ПиС" говорит, что их работа — очистить Польшу после того, как ею правили либеральные, часто коррумпированные элиты, которые были "вне связи с христианскими и патриотическими ценностями".

"Польша не кренится вправо, а возвращается к политике в советском стиле", — считает Адам Замойский, британский историк польского происхождения.

Выборы Анджея Дуды на пост президента и победа "ПиС" были представлены в международных средствах массовой информации как "крен вправо". Но это может сильно вводить в заблуждение.

Руководство "ПиС "в действительности глубоко почитает политическую культуру коммунистической эпохи, считает историк. Ночные махинации вокруг назначения новых судей Конституционного суда и попытки установить контроль над СМИ являются чистой воды политикой в советском стиле.

"Если старые времена таки вернутся, Минкульт Польши будет решать, какие пьесы ставить в престижном Старом театре Кракова", — предостерегает ученый.

"ПиС" консервативны и провинциальны, а их политика — популистична. Ядро партии не составляют капиталисты, они враждебно относятся к рыночной экономике и верят в государственный контроль над всем в стране, включая даже такую интимную сферу как аборты или образование", — считает Адам Замойский.

"ПиС" обещал обложить дополнительными налогами банки и крупные супермаркеты, сказав, что они "не должны править в Польше", снизить пенсионный возраст и защитить польский бизнес. Дело в том, что большинство банков и крупных сетей супермаркетов в Польше принадлежат иностранцам. Стоит отметить, что эти сектора экономики и так платят 19% налог на корпоративный доход, а банки также отчисляют часть прибыли в банковский гарантийный фонд. Теперь им придется платить больше за удерживаемые активы (сейчас — 0,44% с активов), кроме государственных ценных бумаг.

Увеличение налогов на банки связано с запуском программы выплат каждой семье за рождение детей — "500 злотых для каждого ребенка". Она предусматривает выплату каждой семье, независимо от ее дохода, субсидии в размере примерно $125 в месяц для второго ребенка и каждого последующего, пока они не достигнут 18 лет. Кроме этого, партия также обещает более чем в два раза снизить налоги на доходы домашних хозяйств. Годовая стоимость этих программ оценивается в приблизительно $11 млрд.

Так "Пис" показывают "заботу о семейных ценностях" и бьют в барабан патриотизма. Они говорят о сохранении национального суверенитета, но их разговоры об этом в основном являются выражением ксенофобии по отношению, например, к иностранцам и мигрантам.

А тем временем, банки уже подняли процентные ставки по ипотеке. Ассоциация польских банков предупредила, что налог на активы "просто убьет экономический рост".

Проблемы польской демократии: взгляд из Брюсселя

ЕС должен выработать сбалансированный ответ на то, что происходит в Польше, считает Ребекка Хармс, депутат Европарламента. "Скорость отхода "ПиС" от демократических норм вызывает тревогу".

Важно, по ее словам, дождаться точного анализа Совета Европы и Европейской комиссии, но не может быть никаких сомнений в том, что принятые законы и ожидающие решения проблемы с точки зрения независимости СМИ и судебной системы находятся в противоречии с основными европейскими демократическими ценностями.

Похожая ситуация сейчас наблюдается в Венгрии и некоторых других государствах-членах ЕС, таких как Италия, Болгария и Румыния, которые считаются самыми коррумпированными членами ЕС. Кроме того, в этих странах сильны связи с Россией и российским бизнесом.

"Европейская реакция, как правило, характеризуется размытыми формулировками от Европейской комиссии и полным бездействием со стороны правительств ЕС в Совете. Реакция со стороны партнеров Польши в Совете должна теперь быть более решительной", — считает Ребекка Хармс.

Ги Верхофстадт, европейский лидер парламентской группы Альянса либералов и демократов Европы (АЛДЕ), был премьер-министром Бельгии от 1999-2008, солидарен с коллегой.

"После Венгрии мы думали, что видели все. Но в течение нескольких недель президенту Польши Анджею Дуде и премьер-министру Беате Шидло удалось направить свою страну по губительному пути".

Чистки разведывательных служб и полиции, меры, чтобы ослабить Конституционный суд, и увольнение менеджеров общественного вещания действительно похожи на зачатки диктатуры.

"Меры, которые принимают в Варшаве, не просто анти-либеральные, они прежде всего антидемократические и противоречат принципам верховенства закона, подписанного Польшей после ее вступления в ЕС", — заявил политик.

К счастью, польское гражданское общество не превращается в ретроградное и националистическое. Люди стремятся быть частью крупной европейской страны, которая открыта миру и современности. Десятки тысяч людей выходили на улицы в знак протеста против растущего авторитаризма правительства "ПиС".

"Польские люди нуждаются и заслуживают поддержки со стороны ЕС. Есть правила, которые позволяют ввести санкции за "серьезные и стойкие" нарушения основополагающих принципов ЕС, в частности, временно лишив Польшу права голоса в европейских институтах (Европарламент и Совет ЕС). Это работало в случае Орбана в Венгрии. И Комиссия, и Европейский Совет должны сделать то же самое, прежде чем ситуация в Варшаве выйдет из-под контроля", — уверен политик.

Ночные игры с Конституцией: как "ПиС" цементировала свою власть

"У нас хорошая демократия, но есть проблема с верховенством закона. Польша будет находиться в серьезной опасности, если правительство примет запланированные законопроекты, включая пересмотр Конституции", — предостерегает Войчех Пжибильски, главный редактор "Eurozine" и глава фундации ResPublica.

Закон, принятый в декабре 2015 года, ограничивает полномочия Конституционного суда, препятствуя тем самым работе системы сдержек и противовесов — одного из столпов существования ЕС.

"Когда Анджей Дуда отказался принять присягу законно избранных судей, а принял присягу других прямо среди ночи, через несколько часов после их номинации в подконтрольном "ПиС" парламенте, то нанес демократии большой ущерб", — считает журналист.

Его решение было поддано резкой критике со стороны юридического сообщества страны за нарушение Конституции и превышение полномочий.

После этого правящая партия решила укрепить центральную власть, переступив через права человека. Был введен ряд новых правил, которые ограничивают полномочия омбудсмена и подрывают независимость генерального прокурора. А также дают полиции право собирать личные данные из Интернета без существенного судебного надзора.

Но самая большая угроза — изменения в Конституцию. Они могут быть приняты двумя путями: либо голосование без оппозиции, либо договор с оппозицией. Первый вариант явно предпочтительнее для "ПиС", хоть они его и отрицают. Но все уже видели, насколько далеко они могут зайти, попирая все возможные правила и нормы.

Что происходит в Польше? — мнение эксперта

Мы попросили Павела Гавличека, эксперта по Восточной и Центральной Европе из Ассоциации по международным вопросам, дать оценку происходящим в Польше событиям и оценить возможные угрозы демократическому укладу.

Идет ли Польша по пути Венгрии в плане подавления оппозиции и свободы слова?

Они это уже делают. Ярослав Качински, председатель консервативной партии "Право и справедливость" ("ПиС"), откровенно сотрудничает с Виктором Орбаном и вдохновляется его политикой. Но разница в том, что в Венгрии эти изменения продолжались годы, а в Польше только месяцы с момента избрания нового правительства. Вся власть в их руках — президент и обе палаты парламента.

Лидеры "ПиС" практически национализировали общественные СМИ и привели их под свой контроль. Кроме того, они объявили войну собственникам СМИ с другими взглядами, как например GazetaWyborcza и ее главному редактору Адаму Михнику. Сейчас он в глазах "ПиС" чуть ли не главный "враг правительства".

Оппозиция представлена в Сейме, но в маргинальном виде. Кроме того, Конституционный суд Польши сейчас не работает и это значит, что оппозиции трудно отстаивать свои права.

В чем важность простоя Конституционного суда?

Для ответа на этот вопрос нужно оглянуться на 2005-07 гг., когда тоже бывшая при власти "ПиС" не смогла продвинуть несколько своих законов именно из-за противодействия Конституционного суда Польши. Заблокировав его работу, "ПиС" совершила небольшую "политическую месть", ведь у партии сейчас нет конституционного большинства для изменения главного закона страны. Поэтому затягивание работы этого судебного органа выгодно польской власти, которая может выдвигать и принимать любые свои решения — КС был последним барьером на их пути.

Есть ли в Польше силы, которые, объединившись, смогут составить "ПиС" конкуренцию?

Да, некоторые политические или гражданские силы существуют, но они не так сильны, чтобы скинуть "ПиС" с трона.

В оппозиции находятся "Гражданская платформа", партия "Вместе" (Razem) и Современная партия Ришарда Петру (Nowoczesna). Кроме того, очень активно против политики правительства выступает гражданская инициатива "Комитет Обороны Демокрации" (КоД).

Но несмотря на все протесты против правительства, включая прошедший днями в Польше и Европе "Черный протест " против закона о запрете абортов, политические рейтинги "ПиС" серьезно не изменились. Для этого этим силам надо объединиться и сотрудничать, чтобы чего-либо добиться.

Как влияет политика Польши на Украину и регион?

Очень сильно. Политика "ПиС" влияет как на регион Вышеградской четверги (В4), так и на регион Центральной и Восточной Европы вообще и на Украину в частности. Это было очевидно во время неформального саммита ЕС в Братиславе или саммита В4 в Крынице.

Сейчас существует важная разница между позициями Чехии, Словакии, Венгрии и Польши. Польский и венгерский политический консерватизм сейчас противостоит более прагматичной и про-европейской позиции Чехии и Словакии.

Одновременно политика "ПиС" негативно влияет на отношения с Украиной, прежде всего вспоминается недавняя инициатива польского Сейма в отношении к так называемому "геноциду" польского населения, которая совсем не отражает историческую реальность и только усложняет отношения между Польшей и Украиной.

Конец польской демократии? "ПиС" для этого недостаточно сильны — эксперт

"ПиС" трудно "скинуть с трона", соглашается вашингтонский аналитик Януш Бугайски, но и сама партия недостаточно сильна, чтобы положить конец польской демократии. Главная опасность сейчас, по мнению Януша, — "ПиС" считают себя обладателями "мандата на постройку новой Польши" — микса протекционизма в экономике и консерватизма в политике. И тем не менее, уже после первых месяцев у власти, праворадикальная "Право и Справедливость" начала терять проценты, а центристы и левые, наоборот, набирать популярность своей критикой правительства.

"Пытаясь сломать хребет польскому либерализму, "ПиС" рискуют собственным выживанием", — считает аналитик.

"ПиС" просто не достаточно сильны, чтобы сломать демократию Польши, даже если ее лидеры питают такие амбиции, считает Бугайски. Польша уже пережила одно правительство "ПиС", которое стремилось реализовать ультраконсервативную повестку дня в 2006 году. Но в конечном итоге они оттолкнули большинство избирателей на выборах 2007 года.

Политические разногласия будут усугубляться невыполненными экономическими обещаниями, потому что остаются серьезные сомнения по поводу способности политиков стимулировать приток инвестиций в страну.

Инвесторы и частный сектор уже реагируют на такие инициативы, как увеличение банковского налога. Цены на акции банков на Варшавской фондовой бирже упали в среднем на 20,8% с конца октября 2015. Некоторые банки получили еще более тяжелые удары. Активы AliorBank, одного из самых динамичных и предпринимательских финансовых учреждений Польши, упали на 32,5% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Глава центрального банка Польши Марек Белька, считает, что все это — признаки предстоящего банковского кризиса.

Надвигающиеся проблемы выходят за рамки банковского сектора. WIG (индекс Варшавской фондовой биржи) упал почти на 16%, уничтожив $38 млрд богатства акционеров. Индекс WIG-CEE, который отслеживает стоимость компаний из других стран Центральной Европы (в том числе чешской ČEZ и венгерской энергетической компании MOL), снизился лишь на 4,8%, предполагая, что рынки довольно пессимистично оценивают перспективы роста экономики Польши, в отличие от ее соседей.

Опасения инвесторов по поводу способности правительства выполнить свои долговые обязательства также отражены в недавнем снижении рейтинга польского суверенного долга от Standard & Poor 's. Польша упала до категории ВВВ +, с негативным прогнозом.

Дерзкий, как всегда, министр финансов Польши Павел Шаламаха прогнозирует темпы роста в 3,8% к 2016 году, который он позже рассчитывает поднять от 5 до 5,5%, как в "старые добрые времена" 2006-2007, когда лидер "ПиС" Ярослав Качиньский занимал пост премьер-министра.

Если реакция рынков на новое правительство не покажет каких-либо признаков улучшения, то нынешние экономические тенденции не изменятся. А это значит, что министр финансов и его коллеги скоро познают трудный путь, на котором экономический успех требуется больше, чем наглость.

"Упор оппозиции должен быть сделан на либерализм, центризм и свободный рынок. Нужно убедить избирателей, что это более безопасный путь и более благополучное будущее для них и страны".

"Чем дольше "ПиС" выдвигает свою повестку дня, не принимая во внимание всю оппозицию, и отчуждая своих международных союзников, тем больше вероятность того, что Польша будет застаиваться экономически, а это повредит ее международной репутации", — заключил Януш Бугайски.