НБУ курс:

USD

41,86

--0,13

EUR

43,52

--0,12

Наличный курс:

USD

42,15

42,10

EUR

44,12

43,95

Превратит ли Минфин субсидии в "живые" деньги

Превратит ли Минфин субсидии в "живые" деньги
Как правительство пытается взять под контроль траты на субсидии под видом монетизации и к чему это приведет

С начала 2018 года правительство запустило частичную монетизацию субсидий на уровне поставщиков коммунальных услуг. Это значит, что вместо клиринговых расчетов (взаимозачетов по схеме "государство-поставщик-государство" без физического получения денег), поставщики смогут рассчитываться этими средствами за коммунальные услуги, энергоносители, оплачивать ими налоги или начислять зарплаты персоналу при условии отсутствия задолженностей перед государством и "коллегами".

Но из-за неточностей в новом порядке финансирования, принятом Кабмином, объединения собственников многоквартирных домов (ОСМД) едва не заблокировали ожидаемую монетизацию, дабы положенные им деньги попросту не пропали.

Казначейство преткновения

По данным Госстата, половина домохозяйств в Украине использует субсидии для оплаты коммунальных услуг — это 7 млн из 15 млн домохозяйств. В деньгах это обходится государству по 70 млрд грн в год: в госбюджете 2017 года было предусмотрено 47 млрд грн, но летом Кабмину пришлось расширить программу до 69 млрд грн.

Почему так произошло? В 2017 году минимальная зарплата выросла до 3200 грн. По данным Госстата, средний размер назначенной субсидии на одно домохозяйство в ноябре 2017 года уменьшился на 51,1% по сравнению с ноябрем-2016 — до 540,3 грн. Однако к декабрю 2017 года число домохозяйств на субсидиях осталось прежним. В итоге в госбюджете на 2018 год субсидии составляют чуть больше 70 млрд грн. Немудрено, что давно говорят о необходимости "развиртуалить" такое количество "виртуальных денег".

Но оказалось, что номинально монетизация коснулась не только предприятий, но и тех, кто оказывает услуги по содержанию домов и придомовой территории — например, ОСМД и ЖЭКов. Хотя прямо объединения совладельцев многоэтажек не упоминаются в постановлении, по сути, они выполняют функции содержания домов и территории, то есть могут претендовать на монетизацию. Как итог — привычное требование Минфина по открытию спецсчетов в Госказначействе для таких организаций-субсидиантов — коснулось и ОСМД.

Однако, в отличие от компаний-поставщиков, до 2018 года ОСМД, управляющие компании и ЖЭКи получали субсидии и льготы "живыми деньгами" на свои текущие счета и могли их использовать по своему усмотрению. "Не было взаимозачетов и клирингов, как у исполнителей коммунальных услуг", — объясняет координатор жилищно-коммунальных и энергетических программ Общественной сети ОПОРА Татьяны Бойко.

Поэтому новое постановление, наоборот, ограничило деятельность ОСМД. Суть в том, что в порядке отмечено — деньги с казначейских счетов можно использовать только в течении пяти дней. Что бессмысленно, ведь оплата счетов из собственных средств объединений происходит вовремя, тогда как перечисление субсидий от государства запаздывает на 3-9 месяцев.

"Постановление нелогично — требование (для ОСМД — ред.) идти в казначейство и открывать счет, с которого потом нельзя никуда использовать деньги, потому что за электричество и зарплату заплачено давно", — подчеркивает Бойко.

Несмотря на то, что Минфин в ответ на критику издал письмо, заверяющее ОСМД в отсутствии необходимости спецсчетов для получения субсидий. Тем не менее, после ряда встреч и консультаций с общественностью, решили совсем переписать постановление о монетизации и изменить спорные пункты.

Пока шло это обсуждение, накопилось суммарно около 9 млрд грн долгов по субсидиям за 2017-й и уже даже за январь-2018 — ведь ситуация со специальными счетами не прояснялась. На момент выхода статьи, ОСМД начали получать возмещение на текущие счета, однако обязательства государства по субсидиям еще не были закрыты.

Проблему должно решить постановление Кабмина от 21 февраля, но текст еще дорабатывается Минфином, Минсоцом, Минрегионом и другими заинтересованными сторонами. Финальную версию документа не предоставили ни общественности, ни ОСМД, по сути нарушив процедуру подготовки нормативно-правовых актов Кабмина.

Цыплят по осени считают

Несмотря на шумиху с ОСМД, документ в первую очередь касался крупных поставщиков услуг. С новой методикой Минфин пытается наладить верификацию, проверку данных о потреблении ресурсов, и остановить махину переплат по субсидиям

"Мы платим за факт потребления, а не за надуманные цифры, которые нам выставляют", — объясняет логику постановления министр финансов Александр Данилюк.

Министр хочет наладить учет реально потребленных услуг. Минфин публично не называет объем завышений, однако по данным Delo.UA, поставщиков подозревают в завышении объемов оказанных услуг субсидиантам на 15-20%. Поэтому, главное требование ведомства теперь — предоставление отчетов по услугам и энергоносителям постфактум. Если подсчеты Минфина верны, это сэкономит около 10-15 млрд грн из госбюджета — только благодаря перепроверке поставщиков. На втором этапе Минфин планирует монетизацию на уровне поставщиков. Но здесь тоже потребуются изменения.

Верификация — необходимое условие, чтобы замерить как изменилась ситуация с субсидиантами. Прежде, чем перечислять субсидии напрямую потребителям, правительство собиралось создать единый реестр получателей жилищный субсидий до конца 2017 года, а держателем реестра был назначен Минсоцполитики.

Но реестр до сих пор не готов, поэтому Данилюк не спешит с цифрами и уверяет, что рано говорить насколько измениться количество субсидиантов и объема субсидий.

"Мы заходим в абсолютно непрозрачную ситуацию, мы поменяли правила и будем смотреть — сколько и кто злоупотребляет системой субсидий", — сказал Данилюк.

Иллюзия контроля

Наряду с потенциальной экономией должен остаться контроль государства за расходованием "субсидиарных" денег: когда ОСМД разрешат использовать текущие счета, остальные поставщики услуг и энергоресурсов продолжат пользоваться счетами Госказначейства. Постановление Кабмина определяет очередность затрат.

К тому же — частичная монетизация на уровне поставщиков является одним из обязательств Украины перед Международным валютным фондом (МВФ).

Правда, выполнить его правительство должно было еще летом 2017 года.

Но, когда идут переговоры за очередной транш — все средства хороши.

С другой стороны — участники рынка сомневаются в способности государственных органов проконтролировать своевременные расчеты поставщиков услуг за энергоносители. Например, НАК "Нафтогаз Украины" считает частичную монетизацию в нынешнем виде опасной с точки зрения расчетов перед ним. 

"Из-за отсутствия контроля за поставщиками услуг есть вероятность, что "живые" деньги могут выводить из компании. И пример тому — рост задолженности газсбытов, которые получили уже "живые" деньги". Деньги должен получать тот, кто поставил газ. Сейчас возможна ситуация, когда газ поставляет "Нафтогаз", а деньги, заплаченные за него, получает кто-то другой", — сетуют в компании.

Или другая проблема — Минсоц до сих пор не создал единый реестр субсидиантов для верификации объемов потребления и потребителей. Хотя обещал еще год назад. Минфин подозревает, что поставщики завышают свои расходы на субсидиантов, но  проверить — действительно ли требуются субсидии 7 млн домохозяйств — должен был Минсоц.

В итоге, анонсированная Минфином подготовка к монетизации субсидий на уровне потребителей до конца 2018 года пока остается непонятной — ни эксперты, ни организации не понимают, кто именно получит эти деньги и в каком формате.

К тому же, главной целью монетизации субсидий было стимулировать население экономить деньги. Но на уровне поставщиков она экономии не стимулирует: компании просто получат "живой" ресурс для оплаты критичных расходов, а государство — может сократить траты за счет перепроверки предположительно завышенных данных о потреблении.

Стимулировать реальное сокращение потребления не получится, как не будет и стимулирования энергоэффективных мероприятий на уровне потребителя или поставщика.