Семь признаков трудовых отношений: как Кабмин предлагает изменить КЗоТ и что думает бизнес

Кабмин предлагает четко очертить признаки трудовых отношений. Фото: Depositphotos
Кабмин предлагает четко очертить признаки трудовых отношений. Фото: Depositphotos
В то время, как Кабмин предлагает максимально легализовать трудовые отношения, бизнес выступает за право выбора как у работодателя, так и у сотрудника

Кабинет министров Украины предложил новый шаг к легализации труда — создать презумпцию наличия трудовых отношений. Так, правительство определило ряд признаков того, что отношения между работодателем и работником следует считать трудовыми. Соответственно, такие сотрудники должны работать по трудовому договору и иметь соцпакет, гарантии и компенсации.

С другой стороны, как отмечают эксперты, подобная инициатива уж слишком формализует трудовые отношения, не давая права работодателям и сотрудникам выбирать удобную им форму взаимодействия, например, ограничивает возможность нанимать сотрудников-ФЛП.

Что предлагает Кабмин

Проект закона"О внесении изменений в Кодекс законов о труде относительно определения понятия трудовых отношений и признаков их наличия" наработало Министерство экономического развития, торговли и сельского хозяйства. Кабмин инициативу поддержал, дальше проект рассмотрит Верховная Рада Украины.

Законопроект предусматривает включение в КЗоТ понятия трудовых отношений и презумпции их наличия. Всего признаков семь:

  • сотрудник выполняет работу согласно конкретной квалификации, профессии, должности по поручению и под контролем работодателя;
  • регулирование процесса труда носит постоянный характер и не предусматривает определения для сотрудника конкретного результата за определенные период;
  • сотрудник выполняет работу на определенном и согласованном с работодателем рабочем месте с соблюдением установленных им правил внутреннего трудового распорядка;
  • работодатель организовывает условия труда, в частности, предоставляет оборудование, инструменты, материалы, рабочее место;
  • сотрудник систематически получает вознаграждение за работу;
  • работодатель определяет продолжительность рабочего время и отдыха;
  • работодатель возмещает стоимость поездок и другие финансовые расходы, связанные с выполнением работы.

Так, если есть, по крайней мере, три признака из семи, взаимодействие между работодателем и сотрудником будет считаться трудовыми отношениями. Это означает, что стороны должны будут подписать трудовой договор, а сотрудник должен быть обеспечен необходимым социальным пакетом, в частности, отпусками, больничными, наличием гарантий и компенсаций.

В Кабмине уверены, что реализация подобной инициативы будет способствовать сокращению незадекларированного труда, усилению защищенности сотрудников и экономическому росту — за счет налогообложения.  Но так ли это?

С одной стороны, как отмечает член Совета Комитета Ассоциации юристов по трудовому праву Инесса Летич, проблема большого количества неоформленных сотрудников в Украине по-прежнему остается острой. Причем, вопрос не только в тех случаях, когда люди работают "в черную" без любого официального оформления и уплаты налогов, но и в том, что часто работодатели ошибочно воспринимают возможность заключения гражданско-правового договора с сотрудником как альтернативу трудовым отношениям. Однако с юридической точки зрения это абсолютно не так, даже если человек зарегистрирован как ФЛП. Определяющую роль в вопросе играет именно суть отношений между сторонами, то есть, является ли действительно лицо независимым подрядчиком, или же это все-таки сотрудник с рабочим местом, распорядком дня, начальником и, по сути, должностью в компании, объясняет эксперт.

"Естественно, формат гражданско-правовых отношений является более предпочтительным для работодателя. Однако сотрудник в таком случае не получает никаких льгот и защиты, предусмотренных трудовым законодательством. Речь идет как о защите от незаконного увольнения, так и об отпусках, больничных, командировочных и прочих гарантиях. В этой ситуации государство обязано защищать работника как более слабую сторону, и такой законопроект как раз призван это сделать, — говорит Летич. —  Механизм, с одной стороны, очень простой и удобный, своего рода "чек-лист" для работодателей. Однако очевидно, что законопроект опять будет очень сильно критиковаться бизнесом, который справедливо опасается излишне формалистичного подхода инспекторов труда".

Что говорит бизнес

С одной стороны, подобной инициативой государство справедливо хочет упорядочить трудовые отношения. Бизнес, который "играет" по-честному, в таком тоже заинтересован, поскольку оказывается в ситуации, когда конкуренты в обход закона оплачивают работу своих сотрудников, избегая налогообложения и, благодаря этому, становятся более конкурентоспособными на рынке, отмечает исполнительный директор Европейской бизнес ассоциации (EBA) Анна Деревянко. При таких обстоятельствах представители "белого" бизнеса вынуждены просить государство — а иногда и настаивать — на том, чтобы в этой сфере было четкое регулирование и равные правила игры для всех.

"Я так понимаю, что это в определенной степени ответ на требования бизнеса выровнять условия. Но из этого вытекает вопрос о том, как будет контролироваться соблюдение правил. На данный момент мы видим множество разных правил, которые по факту не исполняются. Этот вопрос касается и трудовых отношений — будут ли контролироваться, трудоустроены ли сотрудники официально и платятся ли все налоги", — говорит она.

В то же время, как отмечает глава Ассоциации владельцев малого и среднего бизнеса Руслан Соболь, при решении этого вопроса государство должно учитывать и экономические обстоятельства, в которых находится бизнес. Если еще два года назад работодатели боролись за сотрудников, создавая им лучшие условия для труда, то сейчас ситуация иная. В обстоятельствах, когда многие предприятия закрываются или сокращают персонал, а уровень безработицы растет, дальше "зажимать гайки" — это только сделать хуже, уверен он.

"Никто не отрицает необходимость официального трудоустройства, защиты сотрудников на рабочих местах. Работодателю это тоже дает возможность больше требовать от сотрудников, он не просто платит за них налоги, но и может дополнительно влиять на их мотивацию, — говорит Соболь. — Я убежден, что сейчас работодатель и сотрудник договорятся между собой для того, чтобы быть защищенными в равной степени. На рынке давно уже не обсуждается то, что трудовые отношения должны быть надлежащим образом оформлены — контракт, штат и так далее. Еще большая регуляция ни к чему хорошему не приведет".

Более того, у людей, которые работают неофициально, есть разные причины и мотивация для этого, подчеркивает Деревянко. И если человек отказывается от официального трудоустройства, насаждать ему его любой ценой в нынешней ситуации — невыполнимая затея. Промежуточным и эффективным вариантом было бы создать альтернативные пути и выбор способа трудоустройства, считает она.

"Чтобы человек имел возможность выбирать — он хочет трудоустраиваться официально с уплатой всех налогов и, соответственно, рассчитывать на все государственные выплаты, в частности, на пенсию. Или же он выбирает другой путь — получать зарплату без уплаты налогов, понимая то, что государство не будет осуществлять ему никаких выплат, и рассчитывать только на себя, откладывая себе на пенсию и на другие форс-мажорные ситуации, — говорит Деревянко. — Должна быть дискуссия между государством и бизнесом для того, чтобы честно ответить на все вопросы. На сегодня это, возможно, потребует CRM-разработок, которые бы обеспечили контроль уплаты налогов. Но сейчас государство не может проконтролировать момент официального трудоустройства и уплаты налогов. Иначе у нас бы не было теневой экономики. Но она есть, и есть неравные условия".

С другой стороны, отдельно нужно урегулировать работы креативной индустрии, тех же IT-специалистов. В большинстве своем они работают как ФЛП и платят налоги по упрощенной системе. Как предполагает Деревянко, вероятно, для них нужно выделить альтернативный способ трудоустройства, который позволил бы им быть конкурентоспособными не только на украинском рынке, но и на глобальном. Отметим, что подобная инициатива уже была — законодатели предлагали оставить IT-специалистов, работающих как ФЛП, на "упрощенке", но постепенно повышать ставку единого налога до 10%. Однако, соответствующий законопроект в Верховной Раде был отозван.

И еще один аспект, как подчеркивает Деревянко, в том, что государство тоже должно быть конкурентоспособным, создавая стимулы для того, чтобы люди выбирали официальное трудоустройство, понимая, что взамен они могут получить.

По мнению Соболя, лучшим вариантом урегулирования вопроса на сегодняшний день был бы такой: государство должно сделать обязательной уплату ЕСВ, а любые правоотношения между работодателем и сотрудниками должны решаться на усмотрение сторон исходя из того, какой формат трудоустройства устраивает каждого из них.

"Работодатель и сотрудник договариваются и определяют формат: контракт, штат, сдельное трудоустройство или полноценное и так далее. ЕСВ платится в любом случае — либо работодателем, либо сотрудником. А государство должно побеспокоиться о частных пенсионных программах с государственной гарантией, как это работает в развитых экономиках", — считает он.

Дарья Нинько, специально для Delo.ua

Источник фото: Depositphotos