- Категория
- Политика
- Дата публикации
Законопроект Порошенко о незаконном обогащении: абсурд или альтернатива?
В последние недели вопрос привлечения к ответственности должностных лиц за незаконное обогащение стал одной из главных тем для обсуждения в информационном пространстве. Причиной послужило решение Конституционного Суда Украины (КСУ), которым он признал неконституционной статью 368-2 Уголовного кодекса Украины, регламентировавшую ответственность за подобные преступления.
В частности, суд пришел к выводу, что существующая формулировка нарушает принципы защиты прав гражданина — презумпцию невиновности и недопустимость привлечения к ответственности лица за отказ свидетельствовать против себя или родных.
Возможной альтернативой утратившей силу статье стал проект закона, внесенный в Верховную Раду Президентом Украины Петром Порошенко. По словам главы государства, в законодательной инициативе учтено замечание КСУ и сохранена ответственность за незаконное обогащение.
Подписывайтесь на Telegram-канал delo.uaВ Верховной Раде этот проект закона определен как неотложный, и приступить к его рассмотрению депутаты могут уже на этой пленарной неделе. Однако нормы, которые он предлагает, уже подверглись критике.
Что предусматривает новый проект закона
О том, что будет разработана законодательная инициатива, учитывающая все замечания, Порошенко заявил фактически сразу после того, как стало известно о решении КСУ признать статью 368-2 УК Украины неконституционной.
"Сразу после того, как Конституционный Суд обнародует решение относительно статьи Уголовного кодекса о незаконном обогащении, я немедленно дам поручение подготовить и безотлагательно внести в Верховную Раду новый законопроект, предусматривающий наказание для чиновников за незаконное обогащение", — написал президент в Facebook 27 февраля.
И уже буквально на следующий день проект закона был подан в парламент как неотложный. Но вряд ли текст законодательной инициативы был разработан за одну ночь, считает юридический советник Transparency International Ukraine (TI) Максим Костецкий. Скорее всего, Администрация Президента была в курсе, что готовится именно такое решение КСУ, и проект закона был подготовлен заранее, предполагает он.
Юридический советник Transparency International Ukraine Максим Костецкий. Фото: Facebook Максима Костецкого
В контексте решения КСУ, отменившего статью 368-2 УК Украины, авторы законопроекта №10110 "О внесении изменений в Уголовный и Уголовный процессуальный кодексы Украины относительно ответственности за незаконное обогащение" предлагают дополнить Уголовный Кодекс статьей 368-5 "Незаконное обогащение".
Согласно формулировке, незаконное обогащение должностного лица – это "приобретение лицом, уполномоченным на выполнение функций государства или местного самоуправления, в собственность активов в значительном размере без законных на то оснований при отсутствии признаков злоупотребления властью или служебным положением или признаков принятия предложения, обещания или получения неправомерной выгоды должностным лицом, а также передача им таких активов любому другому лицу".
Наказание за такое преступление предусматривает лишение свободы на срок до двух лет с конфискацией. Если его совершило должностной лицо, занимающее ответственный или особо ответственный пост, ему может грозить лишение свободы вплоть до 10 лет.
Как говорится в пояснительной записке к проекту закона, обязанность доказать отсутствие законных оснований для получения активов ляжет на плечи органов досудебного расследования. Именно это, по мнению авторов, будет основано на конституционных нормах, гарантирующих презумпцию невиновности и недопустимость привлечения к ответственности лица за отказ свидетельствовать против себя или родных.
В чем сложности
Против такой формулировки статьи 368-5 выступили представители общественной организации "Центр противодействия коррупции" (ЦПК). По их мнению, если проект закона будет принят в таком виде, доказать в суде незаконное обогащение должностного лица будет невозможно.
Так, для привлечения чиновника к ответственности за получение активов, которое не объясняется их официальными доходами, следствию нужно будет сначала доказывать, что он не получал взятку или не злоупотреблял властью или служебным положением.
С тем, что в существующей редакции президентский проект закона не должен быть принят, согласен и Максим Костецкий. По мнению эксперта, основная проблема состоит в том, как представители правоохранительных органов будут доказывать состав преступления согласно формулировке, которая в предлагаемой статье прописана не четко. Также непонятным остается и то, почему авторы выделили именно отсутствие признаков злоупотребления властью или получения неправомерной выгоды, а не еще каких-либо коррупционных или других правонарушений.
В таком случае новая статья УК Украины может оказаться еще одним ударом по работе НАБУ. После решения КСУ Бюро и так было вынуждено закрыть 65 уголовных производств, которые включали в себя отмененную статью 368-2 про незаконное обогащение. Позитивным фактором является лишь то, что 45 из них кроме данной статьи содержали и другие, поэтому, вероятно, закрыты они будут только в части незаконного обогащения. Но и это уже является констатацией факта, что финансовые и человеческие ресурсы, вложенные в досудебное расследование этих производств, были потрачены впустую, отмечает Костецкий.
Стоит отметить, что президентский проект закона — не единственная инициатива, направленная на урегулирование вопроса с ответственностью за незаконное обогащение. В Раде уже зарегистрированы пять альтернативных законопроектов, но, по словам Костецкого, всего их может быть в два раза больше. И профильный парламентский комитет должен наработать комплексное решение, которое позволит принять эффективный закон, считает эксперт Transparency International.
В частности, по мнению TI, в проекте закона, кроме факта приобретения активов, стоит прописать также владение ими и их использование, что расширит сферы применения статьи 368-5. Также, по мнению экспертов, необходимо четко прописать санкции и определить понятие "законности" и "незаконности". Лучшей формулировкой, по мнению Костецкого, может быть "приобретение активов, размер которых на определенную сумму превышает доходы лица, полученные из законных источников".
Нужны изменения в Конституцию?
По мнению научного консультанта по правовым вопросам Центра Разумкова Виктора Мусияки, решать вопрос ответственности должностных лиц за незаконное обогащение нужно при помощи конституционных норм, а не кодексов.
Научный консультант по правовым вопросам Центра Разумкова Виктор Мусияка. Фото: 24 Канал
В частности, как отмечает эксперт, статья 20 Конвенции ООН против коррупции(которую Украина ратифицировала, обязавшись урегулировать вопрос с ответственностью за такое преступление), предусматривает, что государство рассматривает возможность принятия законодательных мер для признания незаконного обогащения должностного лица уголовно наказуемым деянием с соблюдением своей конституции и основополагающих принципов своей правовой системы.
Так, статья 62 Конституции Украины предусматривает презумпцию невиновности, а статья 63 — недопустимость привлечения к ответственности лица за отказ свидетельствовать против себя или родных. При этом статья 64 гласит, что конституционные права и свободы человека не могут быть ограничены, кроме случаев, предусмотренных Конституцией Украины. Именно такие случаи в Основном законе и нужно предусмотреть, считает Мусияка.
Еще один вариант, который может быть эффективным — это гражданская конфискация, считает эксперт.
Реакция Запада тоже важна
На данный момент судьба президентского законопроекта зависит в том числе и от тех 59-ти народных депутатов, подписавших представление, на основании которого Конституционный суд и разбирался со статьей 368-2 УК, считает политолог Владимир Фесенко.
Политолог Владимир Фесенко. Фото: Facebook Владимира Фесенко
"В Верховной Раде, как показало обращение в Конституционный Суд, возникла широкая коалиция против борьбы с коррупцией. Туда входят представители БПП, "Народного фронта", "Оппозиционного блока", "Видродження", "Воли народа". Если депутаты этих фракций и групп посчитают, что президентский законопроект для них приемлем, безопасен и не создает для них никаких проблем, и что принятие этого законопроекта нейтрализует ситуацию, то они за него проголосуют", — сказал он.