НБУ курс:

USD

41,64

+0,12

EUR

45,09

+0,11

Наличный курс:

USD

41,64

41,54

EUR

45,33

45,15

Налоговая амнистия: адвокат объясняет, сколько придется заплатить и чего стоит опасаться

Налоговая амнистия: адвокат объясняет, сколько придется заплатить и чего стоит опасаться
Простыми словами — власть хочет дать возможность обелить, легализовать активы граждан, спрятанные ими "под подушкой", полученные с доходов, ранее подлежащие декларированию. И, безусловно, пополнить бюджет в результате проведения "амнистии доходов"
Як забезпечити розвиток і стійкість компаній: досвід TERWIN, NOVUS, Arcelor Mittal, СК ІНГО та 40 інших провідних топменеджерів та державних діячів.
11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтесь, як бізнесу адаптуватися до нових регуляторних вимог, реагувати на зміни та залучати інвестиції у нинішніх умовах. Реальні кейси від лідерів українського бізнесу.
Забронировать участие

Парламентом принят в первом чтении законопроект о налоговой амнистии. Полное его название — "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно стимулирования детенизации экономики и повышения налоговой культуры граждан путем внедрения добровольного декларирования физическими лицами принадлежащих им активов и уплаты одноразового сбора в бюджет" (№5153, внесен Президентом).

Адвокат Яков Гольдарб из адвокатского объединения "Гольдарб. Эдвайс" специально для Delo.ua объясняет самые важные нюансы законопроекта налоговой амнистии.

Какова цель декларирования?  Простыми словами — обелить, легализовать активы граждан, спрятанные ими "под подушкой", полученные с доходов, ранее подлежащие декларированию (при их начислении, получении, выплате и т.д.), но не задекларированные, и с которых не уплачены налоги и сборы. И, безусловно, пополнить бюджет в результате проведения "амнистии доходов". С учетом некоторых норм проекта, эта цель видится приоритетной для власти.

Какие активы можно декларировать? Законопроект предоставляет физическим лицам право задекларировать принадлежащие им активы — деньги (в любой валюте), имущество и имущественные права. Также можно декларировать права денежных требований к иным лицам и электронные деньги. При этом проектом предусматривается возможность декларирования права требования к другому физическому лицу на основании договора займа только в том случае, если этот договор был нотариально удостоверен. Как по мне, это довольно странная норма, ведь законодательство не требует обязательного нотариального удостоверения договоров займа между физическими лицами, и у большинства займодателей наверняка будет расписка заемщика в качестве подтверждения права требования к нему.

Проектом предусматривается, что в специальной одноразовой декларации могут отражаться активы, приобретенные в любом налоговом периоде до 01.01.2021 года.

Когда будет осуществлена налоговая амнистия?  Одноразовое (специальное) налоговое декларирование будет проводиться в течение года — с 1 июля 2021 по 1 июля 2022 года.

Что нужно будет заплатить в случае подачи одноразовой специальной декларации?  За "легализацию" ранее не задекларированных активов нужно будет уплатить сбор с одноразового специального добровольного декларирования — одноразовый платеж (по ставкам, описанным ниже).

Кто не сможет воспользоваться правом на одноразовое специальное декларирование?  Декларантами не смогут быть лица, которые в любом году, начиная с 2005, подавали или должны были подавать декларации в порядке "антикоррупционного декларирования" (то есть были чиновниками).

Какие активы нельзя "обелить" путем подачи одноразовой специальной декларации? В соответствии с проектом, не подлежат специальному добровольному декларированию:

— активы, приобретенные декларантом в следствие совершения преступления (кроме преступлений связанных с уклонением от уплаты налогов и ЕСВ, нарушениями валютного законодательства и законодательства в сфере защиты экономической конкуренции);

— активы, относительно которых начато досудебное расследование или судебное производство по уклонению от уплаты налогов, должностному подлогу и/или халатности, а также активы, относительно которых уже открыто судебное производство относительно совершения любого из таких преступлений: легализация денег, добытых преступным путем, финансирование терроризма, использование денег, добытых от незаконного оборота наркотиков, подкуп должностного лица юридического лица, предоставление взятки и злоупотребление влиянием (как по мне, использована довольна спорная конструкция нормы, позволяющая по-разному ее применять. Возникает вопрос: досудебное расследование и/или судебное производство должны быть открыты по состоянию на день подачи декларации, или на день вступления в силу анализируемого законопроекта, для того чтобы стать условием невозможности добровольного декларирования активов, относительно которых ведется расследование?);

— денежные средства в любой валюте, которые на дату подачи одноразовой специальной декларации хранятся в наличной форме (обратите внимание: когда была введена процедура электронного декларирования доходов чиновников, им была дана возможность декларировать наличность, чем многие воспользовались, указывая (и продолжая это делать) шестизначные числа в своих декларациях; обычным гражданам такое право не предоставлено, а наоборот, деньги можно будет "обелить", лишь разместив их на специальном банковском счете либо приобретя облигации государственного займа).

Какие данные об активах нужно будет указать в специальной декларации?  Согласно положениям законопроекта (п.6.1), в декларации (среди прочего) должна быть отражена информация:

— относительно денег — наименование банка или небанковского финансового учреждения, в которых открыты счета, или в которые осуществлены вклады (а также документ, подтверждающий наличие денег на соответствующем счете);

— для прав денежного требования — наименование или ФИО лица, к которому декларант имеет права требования, а также документы, подтверждающие возникновение и размер такого требования;

— касательно недвижимого, движимого имущества, долей в уставном капитале, акций, банковских металлов (не размещенных в банках), имущественных прав — информация, дающая возможность их идентифицировать, в том числе их местонахождение, вид, название, год производства (выпуска, эмиссии и т.д.).

К одноразовой специальной декларации необходимо приложить копии документов, подтверждающих стоимость объектов в случае их нахождения/хранения вне Украины. В случае декларирования активов, размещенных в Украине, декларант имеет право, но не обязан предоставлять документ, подтверждающий их стоимость.

Во сколько обойдется "амнистирование доходов"?  В соответствии с проектом (ст.8.1) размер сбора за одноразовое специальное добровольное декларирование будет определяться путем умножения стоимости (суммы) задекларированных активов на ставку сбора, которые дифференцируются в зависимости от вида актива, а именно:

—  5%  — для валютных ценностей, размещенных в банках Украины и для прав требования к резидентам Украины, а также для других объектов декларирования, находящихся/размещенных/хранящихся в Украине;

—  9%  — для валютных ценностей, размещенных в иностранных банках, а также для прав требования к нерезидентам, и для иных объектов, находящихся/размещенных/хранящихся за пределами Украины;

—  2,5%  — для государственных облигаций Украины со сроком оборота не менее 365 дней (без права досрочного погашения), приобретенных декларантом в период с 1 января 2021 по 20 июня 2022 года до подачи одноразовой специальной декларации.

Где должны быть размещены валютные ценности для осуществления специального декларирования? Положения статьи 9 законопроекта обязывают декларанта разместить декларируемые денежные средства на текущих счетах со специальным режимом использования именно в банках Украины.

При этом статья 8.2 проекта, определяющая ставку сбора (9%) для активов, размещенных за пределами Украины, позволяет на дату декларирования хранить, размещать, в том числе, валютные ценности в иностранных банках и небанковских финансовых учреждениях (в таком случае, применяется ставка сбора 9%, а не 5%, как в случае с активами, размещенными в Украине).

Как видим, между положениями статьей 8.2 и 9 законопроекта существует противоречие: одна норма предусматривает возможность хранения активов вне Украины, но применяет к таким активам "повышенную" ставку сбора, а другая — императивно обязывает декларанта до подачи декларирования разместить валютные ценности исключительно на счетах украинских банков (возможно, данное противоречие будет исправлено путем внесения поправок в законопроект ко второму чтению).

Проект прямо предусматривает, что банк, при открытии специального счета в целях осуществления одноразового декларирования может и должен устанавливать источники размещаемых на счете средств путем проведения процедур финансового мониторинга. Таким образом, с одной стороны в самой декларации источник ранее не отражаемых доходов и активов указывать не нужно, а с другой: его будет узнавать банк при открытии счета и после размещения на нем средств.

Очень важно!  Статьей 15.2 законопроекта предусмотрено, что  в случае установления налоговым органом нарушения порядка условий размещения валютных ценностей в банковских и небанковских финансовых учреждениях, а также при отсутствии документа, подтверждающего право требования декларанта к другому лицу,   такие валютные ценности и права требования будут облагаться налогом на доходы физических лиц по ставке 18%.

Кстати, в ст.15.2 проекта, где говорится о праве фискального органа в случае установления нарушения порядка размещения валютных ценностей на счетах или отсутствия документов о праве требования декларанта к третьим лицам, обложить сумму (стоимость актива) по ставке 18%, используется слово "оподатковується" (то есть, облагается налогом). Напомню, что проектом №5153 предусматривается уплата не налога на доходы физических лиц в процедуре "налоговой амнистии", а сбора с одноразового специального декларирования. Использования же в законе термина "налогообложения" (в контексте обложения по ставке 18%), считаю, порождает правовую неопределенность: например, если законодатель имел в виду именно налогообложение, то есть обложение налогом, то речь идет об НДФЛ, а значит на такие суммы насчитывается и военный сбор).

Когда нужно оплатить сбор за одноразовое специальное декларирование? В течение 10 календарных дней со дня подачи специальной одноразовой декларации.