- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Политика
- Дата публикации
Результаты саммита Лиги Арабских Государств — Йемен, Иран и общая армия
30 марта в египетском Шарм-эль-Шейхе завершился 26 саммит Лиги Арабских государств (ЛАГ). В результате переговоров страны-члены ЛАГ утвердили резолюцию, призванную обозначить дальнейший внешнеполитический вектор развития арабских стран.
В ходе саммита рассматривали три ключевых вопроса: ситуацию в Йемене, начатую там военную операцию "Буря решимости" и формирование общеарабских вооруженных сил. Также на повестке дня саммита стояли темы, связанные с конфликтами в Ливии и Сирии, палестинский вопрос, проблемы беженцев из охваченных боевыми действиями регионов и перспективы экономического развития стран региона.
Йемен — горячая точка
Основной темой обсуждения на саммите ЛАГ предсказуемо стал Йемен. В ночь на 26 марта, накануне саммита, арабская коалиция во главе с Саудовской Аравией начала военно-воздушную операцию в Йемене. Мишенью авиаударов стали позиции хуситов (шиитские радикалы из группировки "Ансар Аллах"), которые с конца августа контролируют северную и центральную части страны, а накануне начала воздушной операции захватили южный порт Аден, где укрывался президент Йемена Абд Раббу Мансур Хади. По данным ряда арабских СМИ, хуситов поддерживает Иран.
В результате переговоров в ходе саммита страны-участницы ЛАГ одобрили продолжение военной операции "Буря решимости" в Йемене. "Она будет продолжаться до отступления хуситов изо всех занятых ими городов и сдачи оружия", — говорится в итоговом заявлении саммита.
На эту тему йеменский министр иностранных дел Рияд Ясин сообщил телеканалу Al Arabiya: "От коалиции арабских государств мы получили положительный ответ на нашу просьбу начать в ближайшее время наземную военную кампанию в Йемене".
Министр заявил, что в ближайшее время президент Йемена Абд Раббу Мансур Хади официально обратится в Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) с просьбой сделать Йемен полноправным членом этого блока. По мнению Рияда Ясина, подобный шаг активизирует усилия, направленные "против экспансии Ирана в регионе".
Как сообщает агентство Associated Press(АР), в ходе саммита лидеры ЛАГ неоднократно подчеркивали угрозу арабской идентичности, которую несут в себе процессы, подогревающие национальные и религиозные распри в арабских государствах. Все выступления на эту тему негласно адресовались Ирану, который в последние годы укрепил свои позиции в Ираке, Сирии, Ливане, а теперь и Йемене.
Отношение арабских стран к Ирану
Итоговое коммюнике прошедшего саммита не содержит четко определенной позиции по отношению к Ирану, но на пресс-конференции по результатам мероприятия глава ЛАГ Набиль аль-Араби заявил, что влияние Ирана распространяется "на многие страны" (по информации АP).
Kuwait News Agency в этой связи передает, что представители Объединенных Арабских Эмиратов обвинили Иран в оккупации трех островов: Абу-Муса, Большой Томб и Малый Томб. В ходе саммита страны ЛАГ призвали Иран уважать суверенитет ОАЭ, распространяющийся на эти острова.
В свою очередь пресс-секретарь МИД Ирана Марзие Афхам заявила, что указанные острова "являются неотъемлемой частью территории Ирана", — передает иранский телеканал Press.TV.
Она отметила, что повторные претензии по отношению к суверенитету этих территорий не будут иметь никакого влияния на существующие там правовые и исторические реалии.
Создание объединенных арабских вооруженных сил
В связи с йеменской угрозой лидеры арабских стран приняли решение о создании объединенных вооруженных сил быстрого реагирования, чтобы совместно противодействовать угрозам в сфере безопасности.
Как говорится в резолюции саммита ЛАГ, арабские силы обороны должны быть развернуты по просьбе любой из стран ЛАГ, оказавшейся перед угрозой национальной безопасности. Эти силы также могут использоваться для борьбы с террористическими группами (по информации АP).
"Арабское НАТО" будет располагать своим флотом и авиацией и предположительно будет включать около 40 тысяч военнослужащих. Как говорится в итоговом коммюнике сообщества, участие в объединенных силах необязательно и будет зависеть от желания каждого отдельно взятого государства.
"В ближайшее время начальники генштабов армий стран-участниц Лиги соберутся для обсуждения деталей формирования совместных вооруженных сил", — отметил президент Египта Абдель Фаттах ас-Сиси ( по информации AFP). По его словам, совместное военное ведомство планируется сформировать в течение четырех месяцев.
Генсеку ЛАГ Набилю аль-Араби при непосредственном участии президиума саммита поручено в течение месяца созвать "группу на высоком уровне" для изучения всех аспектов формирования объединенной армии. Затем группа в трехмесячный срок должна разработать и представить свои практические предложения по созданию войск, в том числе по механизмам их функционирования и бюджету. Рассмотреть и одобрить этот проект на специальной сессии обязан Совет по коллективной обороне, состоящий из глав МИД стран-членов Лиги и оборонных ведомств ( по информации Ahram).
Палестинский вопрос
На нынешнем саммите арабские лидеры уделили палестино-израильским отношениям значительно меньше внимания, нежели в прошлые годы. В финальном тексте резолюции саммита арабские страны единогласно подтвердили свои намерения поддерживать бюджет Палестины и давить на Израиль с целью заставить его уважать подписанные договора и международные резолюции.
Как сообщает издание Middle East Monitor со ссылкой на бывшего министра планирования Палестины Самира Абдуллу, вследствие решений, принятых на саммите, Израиль может потерять $4 млрд, в то время как Палестина получит $1,2 млрд.
По словам Самира Абдуллы, арабо-израильские экономические отношения могут использоваться как "рычаг давления" в интересах Палестины.
Однако экс-министр довольно скептически настроен по отношению к идее ЛАГ поддерживать бюджет Палестины. "Решение ЛАГ не обязывает страны активизировать усилия в финансовой безопасности. Это значит, что поддержка [Палестины] будет основываться на индивидуальных инициативах", — заявил министр.
Стоит отметить, что согласно решению ЛАГ от 2010 года, арабское сообщество гарантирует Палестине ежемесячно $100 млн для обеспечения финансовой безопасности. Эту сумму ЛАГ должен выплатить Палестине в случае финансового давления со стороны Израиля (если он решит заморозить налоговые средства).
Но Абдулла отметил, что, несмотря на заморозку налоговых поступлений с декабря, ЛАГ не выделил обещанных средств. По его мнению, нынешнее обещание ЛАГ было не более чем "заявлением для СМИ".
Как сообщило издание Palestine News Network, палестинский вопрос обсуждался, но не был приоритетным. "Тем не менее, президент ЛАГ Набиль аль-Араби сообщил о необходимости "прекратить оккупацию". Он выразил уверенность, что "возможность создания справедливого, всеобъемлющего мира находится под угрозой до тех пор, пока Совет Безопасности не начнет действовать. Регион не будет наслаждаться миром и безопасностью до тех пор, пока израильская оккупация будет оставаться неизменной", — передает издание.
Ливан, Ливия и Сирия
Как передает Kuwait News Agency, арабские лидеры выразили полную солидарность с действиями ливанского правительства и его усилиями по сохранению безопасности, суверенитета и национального единства страны.
Арабские лидеры поддержали идею Ливана освободить "оккупированные Израилем территории Мазария-Шабъа, Кфар-Шуба и Эль-Гаджар. Они также призвали Совет Безопасности ООН положить конец израильской агрессии в Ливане", — пишет издание.
Что касается сирийского конфликта, арабские лидеры призвали Совет Безопасности ООН взять на себя полную ответственность и прекратить гуманитарную катастрофу в Сирии. Касаемо спорных Голанских высот арабские лидеры выразили единую позицию, в соответствии с которой эта территория является сирийской согласно нормам международного права.
"Лидеры [стран ЛАГ] предупредили, что продолжающаяся израильская оккупация региона представляет собой серьезную угрозу для мира и безопасности на Ближнем Востоке и во всем мире", — пишет издание.
Кроме того, лидеры ЛАГ подтвердили полную политическую и финансовую поддержку ливийского правительства. Страны-члены ЛАГ подтвердили свое намерение оказать помощь армии Ливии с целью ликвидации терроризма и восстановления безопасности в стране.