- Категория
- Политика
- Дата публикации
Россия позвала Украину в атомный союз
Предложения по сотрудничеству в атомной энергетике в Украину привез лично премьер-министр Владимир Путин. На переговорах с президентом Виктором Януковичем и премьер-министром Николаем Азаровым российский премьер предложил создать крупный холдинг, который включал бы в себя объединенную генерацию, атомное машиностроение и топливный цикл. Однако такое предложение показалось украинской стороне слишком революционным. Позже в Интернете со ссылкой на «Зеркало недели» появились документы — проект межправительственного соглашения по сотрудничеству в атомной энергетике.
Согласно документу, российское правительство предлагает украинским коллегам до 1 июня этого года определиться еще с двумя принципиальными вопросами. Первое — подписать межправительственное соглашение о сотрудничестве в сооружении энергоблоков №3 и №4 Хмельницкой АЭС. Также в течение II квартала 2010-го стороны должны согласовать вопрос кредитования работ на АЭС. Напомним, что ранее Россия предложила выделить на «лояльных условиях» кредит Украине в размере $5-6 млрд. для достройки энергоблоков хмельницкой станции. Второй принципиальный вопрос, который необходимо урегулировать до 1 июня, — заключение контрактов на поставку ядерного топлива для АЭС Украины после 2010 года. Кроме того, стороны обсуждают вопрос создания СП по разработке Новоконстантиновского месторождения урана.
Как стало известно «ДЕЛУ», вчера представители Минтопэнерго и «Энергоатома» поздно вечером обсудили свой вариант межправительственного соглашения с Россией в сфере ядерной энергетики. По словам источника «ДЕЛА» в Минтопэнерго, украинская сторона готова к кооперации предприятий атомного машиностроения. Вопрос же о совместной разработке Константиновского месторождения пока остается открытым. Как отметил вчера «ДЕЛУ» президент НАЭК «Энергоатом» Юрий Недашковский, окончательного решения Украина в этом вопросе еще не приняла. «Сейчас продолжаются переговоры с российской стороной. Контракт еще не подписан, поэтому давать каких-либо подробных комментариев я пока не могу», — пояснил Недашковский.
Идея создания совместного российско-украинского предприятия, которое занималось бы разработкой украинских урановых месторождений и производством ядерного топлива, не нова. Так, в июне 2007 года концерн «Укратомпром» и «Росатом» подписали протокол о создании совместного предприятия по добыче урана. В первую очередь Россию интересовало крупнейшее в Европе предприятие по добыче и переработке урановой руды — Восточный горно-обогатительный комбинат.
Тогда руководство недавно созданного концерна «Укратомпром» уверяло, что намерено привлечь в это объединение иностранных инвесторов. Как сообщало «ДЕЛО» (№90 от 07.06.07), глава концерна Андрей Деркач отметил, что в течение трех лет «Укратомпром» будет акционирован. А в дальнейшем для привлечения инвестиций акции «Укратомпрома» будут выставлены на продажу.
В свою очередь Сергей Кириенко, руководитель «Росатома», заявил о планах включить Украину в комплекс по производству ядерного топлива. «Вкладывая деньги в покупку активов в Украине, мы готовы идти на их обмен. Мы можем предоставить «Укратомпрому» активы на территории России, в том числе по фабрикации топлива», — отметил он.
Тем не менее совместный проект так и не удалось реализовать — в декабре 2007 года «Укратомпром» решением Кабмина был ликвидирован. Смену позиции Украины можно объяснить политическими обстоятельствами: в конце 2007 года на посту премьер-министра страны Виктора Януковича сменила Юлия Тимошенко.
Наладить совместное производство ядерного топлива Украина и Россия также пытались с привлечением Казахстана. Так, в 2001 году было учреждено украинско-российско-казахстанское совместное предприятие «УкрТВС». Его акционерами стали: с украинской стороны — ФГИ, с российской — ТВЭЛ, с казахстанской — «Казатомпром».
Основной задачей «УкрТВС» было производство тепловыделяющих элементов для реакторов АЭС Украины. При этом, по договоренностям, Россия и Казахстан должны были поставлять технологии производства ядерного топлива. Украине отводилась роль поставщика циркония и урана. Предполагалось, что сырье будет поставляться с двух украинских комбинатов: уран — с Восточного горно-обогатительного, цирконий — с Вольногорского государственного горно-металлургического.
Тем не менее акционерам «УкрТВС» так и не удалось организовать работу предприятия. По сути, единственное, чем занималась компания, — иногда выступала посредником при поставках ядерного топлива в Украину. До совместного же производства дело так и не дошло.
При этом российская сторона не раз отмечала несовершенство управленческой структуры «УкрТВС». В частности ТВЭЛ не нравилось, что акционерами с российской и казахстанской стороны выступали акционерные общества, а с украинской — Фонд госимущества. «Нам с компаниями понятнее работать. Мне тяжело с ФГИ обсуждать техническое развитие», — говорил тогдашний президент ТВЭЛ Владимир Няго.
Тогда аналитики отмечали, что для России и Украины легче будет создать новое совместное предприятие, чем реорганизовать «УкрТВС». Очевидно, что если предложение премьер-министра России Владимира Путина создать украинско-российское предприятие по производству ядерного топлива, которое он озвучил на этой неделе на встрече с Виктором Януковичем, будет реализовано, то на этот раз вряд ли к участию в проекте будет допущен ФГИ. Скорее всего, на этот раз российская сторона будет настаивать на участии в СП «Энергоатома». Также участниками совместного предприятия могут стать Вольногорский и Восточный ГОКи.
Цели создания «УкрТВС» вполне сопоставимы с теми, которые преследуют Украина и Россия сегодня, рассматривая возможность создания еще одного СП, только уже без участия Казахстана. Для Украины по-прежнему интересно освоение полного цикла производства ядерного топлива. Для России стратегически важно иметь источник урановой руды и не потерять украинский рынок, что, исходя из последних заявлений НАК «Энергоатом», вполне возможно.
Напомним, в этом месяце Юрий Недашковский заявил о планах с 2011 года закупать ядерное топливо для Южно-Украинской АЭС у американской компании Westinghouse, которая таким образом становится основным конкурентом ТВЭЛа — единственного на сегодня поставщика топлива на украинские АЭС.
Продукция Westinghouse тестируется на Южно-Украинской АЭС с 2005 года. В «Энергоатоме» заявляют, что тепловыделяющие блоки американской компании хорошо себя зарекомендовали, и объясняют, что покупка топлива у США позволит снизить зависимость Украины от ТВЭЛа. Со своей стороны, сегодня Россия пытается предложить Украине такую форму сотрудничества, которая обязала бы последнюю отказаться от партнерских отношений с Westinghouse.