НБУ курс:

USD

41,29

+0,03

EUR

43,47

--0,10

Наличный курс:

USD

41,65

41,58

EUR

43,85

43,55

Село и санкции: как скажется на АПК ограничение поставок топлива

Село и санкции: как скажется на АПК ограничение поставок топлива
Потребность в топливе в Украине на период весенне-полевых работ в 2019 году оценивается в 411 тысяч тонн дизтоплива и 95 тысяч тонн бензина. Сейчас в наличии 96% и 94% топлива от потребности. Но все будет зависеть от позиции Беларуси
Відкрийте нові горизонти для вашого бізнесу: стратегії зростання від ПриватБанку, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy та понад 90 лідерів галузі.
12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як оптимізувати комунікації, впроваджувати ІТ-рішення та залучати інвестиції для зростання бізнесу.
Забронировать участие

С 18 апреля правительство Российской Федерации запретило ввоз в Украину сырой нефти, битума и битумных смесей, а с 1 июня ужесточило режим поставок угля, бензина и дизельного топлива. Спустя пять дней о приостановке экспорта нефтепродуктов в Украину заявила Беларусь.

В первом случае ограничения стали ответной мерой на действия украинских властей месяц назад, когда решением СНБО санкции были расширены в отношении 294 российских компаний и 848 граждан России. Беларусь же снизила внешние поставки вследствие обвала объемов внутренней переработки, вызванного проблемами с качеством нефти.

Как поясняют в "Консалтинговой группе А-95", несмотря на грозное название, российский документ ограничивает в большинстве своем товарные категории, которые и так в Украину последние годы не поставлялись.

"Так, например, введен запрет на поставку сырой нефти, но с 2013 года мы ее и не покупаем, — сказал директор группы Сергей Куюн. — Что касается необходимости получения дополнительных разрешений с 1 июня, то поставки и так сейчас не свободны и предполагают согласования в МЭРТ".

Наиболее чувствительная товарная позиция, которой коснулись прямые ограничения — битум, поставки которого из-за ремонта дорог в Украине достигли исторического максимума, около 700 тысяч тонн за прошлый год.

Также рекордно высока зависимость от поставок дизельного топлива — в общей сложности, за счет импорта обеспечивается 89% спроса на украинском рынке. Основной поставщик по итогам прошлого года — Россия с показателем в 42%. Что касается Беларуси, то в 2019 году Украина в среднем ежемесячно импортировала 160 тысяч тонн белорусского ДТ, его доля по итогам I квартала 2019 года составила 34,5% рынка.

"По оптимистическому сценарию предстоит найти 80–100 тысяч тонн, по пессимистическому — 150-180 тысяч тонн", — говорится в заявлении "А-95".

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Посевная-2019: есть ли шанс повторить прошлогодний рекорд урожая

Проблемы с поставками дизеля могут больно ударить по сельхозпроизводителям, которые вступили в период активных полевых работ. По данным Министерства аграрной политики и продовольствия Украины, сейчас проходит сев ранних яровых зерновых и зернобобовых культур — уже засеяно  2,1 млн или 94% к прогнозу. Помимо этого, начинается сев кукурузы — ее уже посеяно на площади 1,0 млн га или 22% к прогнозу.

Потребность в топливе на период весенне-полевых работ в 2019 году оценивается ведомством в 411 тысяч тонн дизтоплива и 95 тысяч тонн бензина, в наличии сейчас соответственно 96% и 94% от потребности.

Сергей Куюн отмечает, что ситуация на рынке ДТ сложная, но она облегчена значительными запасами, которые были сформированы под посевную заранее. Кроме того, впереди затяжные праздники, когда потребление энергоресурсов традиционно падает, и это создает простор для маневра.

Альтернатива топливу из РФ и Беларуси — поставки по морю, где есть неограниченное предложение любых нефтепродуктов. Таким способом снабжаются целые страны, например, Турция с ее огромны рынком. В южных портах Украины достаточно перевалочных мощностей, что создает привлекательные стартовые условия для развития этого канала поставок.

В теории, завести танкер можно за 6-8 дней, и тем самым закрыть "дыру" на рынке. Морской импорт дороже сухопутного приблизительно на 5% — дельту формирует плата за услуги портовой инфраструктуры и дальнейшая логистика. Поэтому сейчас, в условиях неопределенности дальнейших действий со стороны Беларуси, трейдеры не берутся предпринимать такие поставки.

"Все, что связано с Беларусью, очень зыбко. То есть завезти дизель можно, но если белорусы вернутся, зальют все здесь своим дешевым продуктом, то ты останешься со своим  дорогим морским дизелем, — говорит Куюн. — Поэтому все заняли выжидательную позицию:  никто не хочет выпрыгивать на рынок и брать дорогой ресурс с риском нахвататься минусов". 

По предварительным данным, посевная площадь сельскохозяйственных культур во всех категориях хозяйств под урожай 2019 года ожидается в пределах 27,7 млн га или на уровне 2018 года.

Зерновые культуры во всех категориях хозяйств прогнозируется посеять на площади 14,8 млн га или 54% в структуре посевных площадей. Посев яровых зерновых культур прогнозируется на площади 7,2 млн га, технических — 9,2 млн га, картофеля и овощей — 1,8 млн  га, кормовых культур — 1,9 млн  га.

Виталий Кравченко, специально для Delo.ua