- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Политика
- Дата публикации
Село и санкции: как скажется на АПК ограничение поставок топлива
С 18 апреля правительство Российской Федерации запретило ввоз в Украину сырой нефти, битума и битумных смесей, а с 1 июня ужесточило режим поставок угля, бензина и дизельного топлива. Спустя пять дней о приостановке экспорта нефтепродуктов в Украину заявила Беларусь.
В первом случае ограничения стали ответной мерой на действия украинских властей месяц назад, когда решением СНБО санкции были расширены в отношении 294 российских компаний и 848 граждан России. Беларусь же снизила внешние поставки вследствие обвала объемов внутренней переработки, вызванного проблемами с качеством нефти.
Как поясняют в "Консалтинговой группе А-95", несмотря на грозное название, российский документ ограничивает в большинстве своем товарные категории, которые и так в Украину последние годы не поставлялись.
"Так, например, введен запрет на поставку сырой нефти, но с 2013 года мы ее и не покупаем, — сказал директор группы Сергей Куюн. — Что касается необходимости получения дополнительных разрешений с 1 июня, то поставки и так сейчас не свободны и предполагают согласования в МЭРТ".
Наиболее чувствительная товарная позиция, которой коснулись прямые ограничения — битум, поставки которого из-за ремонта дорог в Украине достигли исторического максимума, около 700 тысяч тонн за прошлый год.
Также рекордно высока зависимость от поставок дизельного топлива — в общей сложности, за счет импорта обеспечивается 89% спроса на украинском рынке. Основной поставщик по итогам прошлого года — Россия с показателем в 42%. Что касается Беларуси, то в 2019 году Украина в среднем ежемесячно импортировала 160 тысяч тонн белорусского ДТ, его доля по итогам I квартала 2019 года составила 34,5% рынка.
"По оптимистическому сценарию предстоит найти 80–100 тысяч тонн, по пессимистическому — 150-180 тысяч тонн", — говорится в заявлении "А-95".
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Посевная-2019: есть ли шанс повторить прошлогодний рекорд урожая
Проблемы с поставками дизеля могут больно ударить по сельхозпроизводителям, которые вступили в период активных полевых работ. По данным Министерства аграрной политики и продовольствия Украины, сейчас проходит сев ранних яровых зерновых и зернобобовых культур — уже засеяно 2,1 млн или 94% к прогнозу. Помимо этого, начинается сев кукурузы — ее уже посеяно на площади 1,0 млн га или 22% к прогнозу.
Сергей Куюн отмечает, что ситуация на рынке ДТ сложная, но она облегчена значительными запасами, которые были сформированы под посевную заранее. Кроме того, впереди затяжные праздники, когда потребление энергоресурсов традиционно падает, и это создает простор для маневра.
Альтернатива топливу из РФ и Беларуси — поставки по морю, где есть неограниченное предложение любых нефтепродуктов. Таким способом снабжаются целые страны, например, Турция с ее огромны рынком. В южных портах Украины достаточно перевалочных мощностей, что создает привлекательные стартовые условия для развития этого канала поставок.
В теории, завести танкер можно за 6-8 дней, и тем самым закрыть "дыру" на рынке. Морской импорт дороже сухопутного приблизительно на 5% — дельту формирует плата за услуги портовой инфраструктуры и дальнейшая логистика. Поэтому сейчас, в условиях неопределенности дальнейших действий со стороны Беларуси, трейдеры не берутся предпринимать такие поставки.
"Все, что связано с Беларусью, очень зыбко. То есть завезти дизель можно, но если белорусы вернутся, зальют все здесь своим дешевым продуктом, то ты останешься со своим дорогим морским дизелем, — говорит Куюн. — Поэтому все заняли выжидательную позицию: никто не хочет выпрыгивать на рынок и брать дорогой ресурс с риском нахвататься минусов".
Зерновые культуры во всех категориях хозяйств прогнозируется посеять на площади 14,8 млн га или 54% в структуре посевных площадей. Посев яровых зерновых культур прогнозируется на площади 7,2 млн га, технических — 9,2 млн га, картофеля и овощей — 1,8 млн га, кормовых культур — 1,9 млн га.
Виталий Кравченко, специально для Delo.ua