- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Политика
- Дата публикации
Станет ли Италия новой "Грецией" для еврозоны
В начале июня итальянский президент со второй попытки утвердил нового премьера — Джузеппе Конте, а вместе с ним и дал согласие на формирование правительства двумя популистскими партиями. Крайняя правая "Лига севера" и популистское "Движение пяти звезд" (колеблющееся между крайними левыми и правыми идеями) смогли разделить министерства и окончательно отобрать возможность мейнстримных партий хоть как-то влиять на правительство.
Министерство иностранных дел и министерство по связям с ЕС получили представители "Лиги севера". Учитывая то, что эта партия (как, впрочем и "Движение пяти звезд") выступала за снятие санкций с России, такие назначения — тревожный знак, как для Евросоюза, так и для Украины.
Новый министр экономики и финансов — фактически единственный "технократический" кандидат, не имеющий отношения к обеим партиям. Это могло бы означать о существовании внутриполитического консенсуса, что экономика находится в проблемном положении и должна оставаться вне политики. Но в такой вариант практически никто не верит. Гораздо правдоподобней выглядит попытка скинуть всю ответственность за экономику с репутации политических партий. В свою очередь, правительство нацелено на крупную игру, а именно — попытка решить свои проблемы при помощи денег Евросоюза. Речь идет о списании части огромного госдолга Италии по греческому сценарию. Delo.UA выясняло, на что настроены Италия и ЕС, а также, какие итоги это может иметь для обеих.
Подписывайтесь на Telegram-канал delo.uaБег на месте
Май не принес еврозоне хороших новостей — рост экономик валютного союза внутри ЕС начал падать рекордными за посткризисный период темпами. Начала проседать и сама европейская валюта, особенно на фоне крепнущего доллара. И главной причиной тому стала именно итальянская экономика.
Речь идет о двух факторах. Во-первых, собственно экономические показатели Италии остаются тревожными уже не первый год. Одни из главных проблем остаются на рынке труда. И речь не только об 11% безработицы, но и о проблеме "двойного рынка труда". Практически треть всех рабочих мест функционируют в режиме частичной занятости и краткосрочных контрактов, что означает финансовую нестабильность для огромной части итальянских домохозяйств.
Не добавляет уверенности и неэффективная система распределения государственных расходов, особенно на местном уровне.
Во-вторых, серьезную угрозу итальянской экономике представляют ее же политики. Начиная с марта ( выборы в парламент) фондовый рынок Италии попал в период небывалой турбулентности. Неуверенность по поводу налоговой политики, возможного дефолта или даже выхода из еврозоны и возвращения лиры отпугивает инвесторов и заставляет переживать финансовых чиновников по всему миру.
Проблемы итальянской экономики стали единственным прогнозом опасностей МВФ на этот год, похожих взглядов придерживаются и во Всемирном банке. Это понимают и в ЕС, где ранее одну из мощнейших экономик союза постепенно догоняют другие страны. По показателю ВВП на душу населения по ППС Италию стремительно догоняет Испания и даже Чехия. Все это не может не настораживать, ведь в отличии от той же Греции, Италия — по настоящему большая экономика. Серьезные проблемы, как политические, так и экономические могут накрыть еврозону новой волной кризиса, которая может стать вопросом выживания всего союза.
Выход из еврозоны или закрытие еврозоны?
Несмотря на ряд навалившихся проблем, в одном вопросе Евросоюз скорее всего может быть спокойным. Если еще два года назад обе партии нынешнего правительства почти ультимативно требовали выхода из еврозоны, то сейчас это уже гораздо более дискуссионный вопрос. Частично этому способствовало изменение отношения по этому вопросу итальянцев. Частично — взгляд радикалов на эту проблему под другим углом.
Сейчас речь идет об отказе от расширения еврозоны за счет новых ее членов. Партии итальянского правительства требуют пересмотреть идею Маастрихтского соглашения о постепенном переходе на евро всех европейских стран (позже Швеция и Дания стали исключениями в этом стремлении). Итальянские партии видят угрозу в присоединении к валютному союзу "новых членов ЕС" — стран восточного расширения, среди которых Румыния, Болгария, Польша, Чехия, Венгрия и Хорватия. Несмотря на то, что такой взгляд дарит опасность конфликтов между европейскими странами в будущем, по крайней мере исчез риск мощного удара по европейской валюте.
Вместе с тем, некоторые итальянские претензии к Евросоюзу справедливы. Например, когда речь идет о перераспределении денег через европейский бюджет. Там Италия остается одним из крупнейших спонсоров, пока та же Испания жертвует на порядок меньше, а Чехия и вовсе скорее в категории получателей помощи.
Читайте также: Болгария вскоре подаст заявку на вступление в еврозону
Проблема госдолга и корпоративных кредитов
Однако главной проблемой остается вопрос государственного долга. Италия имеет одно из худших соотношений госдолга к ВВП в еврозоне — хуже только кризисная Греция. Сейчас государственный долг Италии составляет 2,26 триллиона евро в абсолютных цифрах или же 131,5% от ВВП. Эти цифры не просто проблема, это ситуация за один шаг от катастрофы.
При этом трудности вызывает не только государственный долг, но и корпоративный. Рост корпоративного долга продолжался в посткризисный период параллельно с медленным ростом экономики, что привело к накопленным дисбалансам. Сейчас они висят мертвым грузом на компаниях, несмотря на попытки правительства Матео Ренци разрешить проблемы с проблемными компаниями.
Госдолг пугает чиновников в Брюсселе, МВФ и рискует стать огромным фактором давления на европейскую валюту. Переживают по этому поводу и в Италии. Прежнее правительство левоцентристов планировало сократить бюджетный дефицит и растить экономику быстрее накопления долга, что соответствовало требованиям ЕС.
Такие мысли встречают достаточно прохладную реакцию в европейских столицах. Германии, кажется, было достаточно греческого кризиса, восточные государства еврозоны тоже не проявляют особой заинтересованности в такой солидарности, а Франция и сама занята вопросом реформирования своей экономики. Тем не менее, у итальянцев достаточно козырей для торга — от шантажа выходом из еврозоны, до того же вопроса о санкциях против России. Это ставит еврозону перед сложным выбором между несколькими невыгодными альтернативами.
Сценарии "плохой" и "катастрофический"
Хорошего выхода из этой ситуации нет, сценарии варьируются между плохим и еще худшим. С одной стороны сейчас речь идет о списании 260 миллиардов евро госдолга Евросоюзом, что сравнимо с потраченными на Грецию деньгами. С другой стороны — обстоятельства поменялись, валютный союз не так уверен в возможности повтора очередной программы "прощения" долгов, ведь греческие результаты оказались очень далекими от идеальных.
В Италии такие риски еще выше, как минимум из-за размера экономики. Речь идет о примерно 12% от общей суммы госдолга, и непонятно, как это может решить все проблемы итальянской экономики. В лучшем случае это откинет долговой дисбаланс на состояние посткризисных годов. Кроме того, в 2018 Италия показала рекордный рост своего госдолга начиная с 2010-го года, а значит динамика еще опасней и лишь усугубляется. Это не особо удивительно, ведь фактически последние пол года правительство страны отошло от строгого режима экономии.
И новое правительство не собирается останавливаться на этом. Попавший в итальянские СМИ "план действий" нового правительства предполагает резкое сокращение налогов для бизнеса и поднятие социальных стандартов для незащищенных слоев населения. Аналитики издания Bloomberg отмечают, что в других условиях план мог бы стать толчком для перезапуска экономики, однако такая программа обойдется новому правительству в лишних 125 миллиардов евро затрат. Издание считает, что это игра на грани фола — если программа не сработает, то результаты "прочувствует" не только еврозона, но и вся мировая экономика.
Другой вариант выглядит более справедливым, однако может ударить еще сильне по той же еврозоне. Прежнее правительство с трудом реализовало непопулярную политику экономии и эффекты были ограниченными, а локальная власть делала все, чтобы саботировать инициативы Рима. Даже тогда европейские экономисты говорили о невозможности решить эту проблему без помощи извне, что уже говорить о нынешней ситуации.
В итоге пока Италия висит над обрывом экономической катастрофы, еврозона находится перед уже третьим за свое существование кризисом. И в случае неправильного решения этот кризис может оказаться последним.
Не пропустите самые важные новости и интересную аналитику. Подпишитесь на Delo.ua в Telegram