Топ-10: что построит Украина на заемные деньги

Кроме МВФ, Украину кредитуют еще с десяток международных кредиторов. Общая сумма финансирования по действующим программам — более $8 млрд. Delo.Ua выяснило, на что идут эти деньги

По информации, обнародованной в проекте бюджета на 2017 год, на данный момент в Украине действуют 26 проектов, финансируемых за счет международных заемных средств. Среди главных кредиторов Украины — Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Всемирный банк реконструкции и развития (ВБРР), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Европейский инвестиционный банк (ЕИБ), Кредитный банк развития (KfW, Германия), Японское агентство по международному сотрудничеству и Правительство республики Польша.

Правительство Польши вполне логично решило помочь Украине с обустройством приграничной дорожной инфраструктуры и пропускных пунктов на границе с Польшей. На эти цели соседи готовы ссудить нам 100 млн евро под скромные 0,15% годовых. В 2017 году по этому контракту Украина получит первые 2 млн евро.

Модернизация Бортнической станции аэрации за японские деньги уже стала притчей во языцех. Договор о сотрудничестве стороны подписали в июне 2015 года. Общая сумма кредита впечатляет — 108 млрд иен, это более $1 млрд. То есть, больше чем третий транш МВФ, которого все так ждали. Кредитные условия также очень лояльные: ставка всего 0,15%, без комиссий и допплатежей, а срок кредитования — 40 лет.

Зачем японцам вкладываться в ремонт устаревшей канализационной станции под Киевом? Заработать на этом кредите им вряд ли удастся. И в отличие от Польши, это безобразие расположено не у них под боком, а на другом конце света. Есть несколько версий. Самая невероятная: японцы якобы заинтересованы в иловых полях, которыми владеет станция. Более реалистичная: интерес Японии в том, чтобы продать Украине оборудование, которое будет использовано для реконструкции станции. А можно верить в то, что японцы действительно хотят помочь Украине разобраться с объектом, угрожающим экологической катастрофой. И в общем не важно, каков мотив у инвестора, главное, чтобы был результат.

На ремонт автодорог в Украине выделено сразу несколько кредитов на общую сумму $2 млрд. В частности, за эти деньги будут реконструированы участки Лубны-Полтава и Полтава-Харьков на трассе Киев-Харьков, а также подъездные пути к Киеву.

Более десяти целевых займов Украина получила на модернизацию энергетических объектов. Среди них строительство Каневской ГАЭС, воздушных линий между АЭС Ривненской-Киевской и Запорожской-Каховской, реконструкции гидроэлектростанций, капремонт газопровода Уренгой-Помары-Ужгород, а также многочисленные кредиты на финансирование проектов по энергоэффективности. Общая сумма финансирования составляет более $3 млрд.

Еще одно направление, на которое готовы давать деньги западные кредиторы, — восстановление востока Украины. На эти цели в 2015 году Европейский инвестиционный банк и KfW суммарно выделили 0,5 млн евро ($560 млн).

Есть и сугубо региональные проекты. К примеру, ЕБРР и ЕИБ финансируют строительство метрополитена в Днепропетровске на сумму 304 млн евро ($340 млн). ЕИБ выдал 15 млн евро ($17 млн) на модернизацию системы водоснабжения в Николаеве. А KfW финансирует похожий проект в Черновцах на сумму 17 млн евро ($19 млн).

В отличие от общей финпомощи, целевые кредиты направляются на конкретные цели. Благодаря чему общественности легче проконтролировать их использование. Контроль за целевым использованием средств осуществляет и кредитор. Особенно если он лично заинтересован в реализации проекта. Как, к примеру, Польша в обустройстве пропускных пунктов на границе Украина-Польша. Скорее всего, этот проект станет наименее коррупциеемким из всех перечисленных.

[graph_903]