- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Политика
- Дата публикации
У Великобритании есть пять вариантов сотрудничества с ЕС после Brexit
"Швейцария, Канада, Норвегия, про которых сейчас много говорят... Они, на самом деле, хотели бы походить на Британию, а не наоборот", — Кэролин Фэйрбэйрн, глава британской рекрутинговой фирмы CBI.
После того, как Великобритания проголосовала за выход из состава Евросоюза, страна должна будет подписать новые торговые отношения как с остальными 27 членами ЕС, так и с другими странами по всему миру.
В качестве члена ЕС Великобритания была включена в торговые сделки и переговоры Союза. На данный момент действует 22 торговых соглашения между ЕС и отдельными странами, а также пять многосторонних соглашений, охватывающих несколько стран.
Это означает, что если Великобритания хочет сохранить преференциальный доступ на рынки 52 стран, охваченных этими соглашениями, она должна будет пересмотреть договоры с каждым участником.
В связи с этим у Великобритании есть пять разных моделей торгового сотрудничества с другими странами после Brexit!
1. Норвежская модель
Норвегия — член Европейского экономического пространства (ЕЭП) наряду со всеми членами ЕС, а также Лихтенштейном и Исландией. Северное королевство имеет полный доступ к единому рынку, но обязано делать финансовый вклад, принимать и исполнять большинство законов и директив ЕС. В обмен на Норвегию распространяется свободное передвижение товаров и услуг.
Это очень важно для норвежской экономики, так как более 80% экспорта идет в ЕС, и более 60% импорта поступает из стран союза.
Кроме этого люди из стран ЕС могут свободно жить и работать в Норвегии, страна освобождается от правил ЕС по вопросам сельского хозяйства, рыболовства, юстиции и внутренних дел. Недостатком для Норвегии является то, что она не имеет права голоса при создании правил единого рынка.
Министр финансов Ирландии Майкл Нунан заявил, что Великобритания вряд ли обеспечит себе полный доступ к единому рынку, если она откажется от свободного передвижения рабочей силы.
А высокопоставленный немецкий депутат и соратник канцлера Ангелы Меркель Михаэль Фукс рассказал BBC, что Великобритания могла бы и сохранить доступ, но не бесплатно: "Плата Норвегии на душу населения равняется сумме, которую Британия сейчас платит в ЕС. Поэтому, если Британия пойдет по этому пути, у нее не будет никаких сбережений"
Норвегия по этому поводу заявила, что она платит €388 млн ($431 млн) в год, чтобы финансировать усилия по сокращению социального и экономического неравенства в регионе. А дотации из Осло в европейскую научно-исследовательскую и инновационную программу достигают в общей сложности €447 млн в год.
Экспертный центр в Лондоне "Открытая Европа" рассчитал, что в расчете на душу населения Норвегия платит в ЕС €107 в год по сравнению со € 139 в Соединенном Королевстве. Может, норвежская модель и дешевле, но ненамного.
Такая ситуация вполне устраивает норвежцев: опросы общественного мнения показывают, что около 70% жителей Норвегии хотят остаться за пределами ЕС.
2. Швейцарская модель
Швейцария — член Европейской ассоциации свободной торговли, но не входит в ЕЭП. Доступ этой страны к свободному рынку ЕС регулируется серией двусторонних соглашений, которые охватывают некоторые, но не все сферы торговли. Также в них не входят банковский сектор и рынок некоторых услуг, которые вместе составляют около 80% экономики Великобритании. Конфедерация также вносит финансовый вклад, но меньший, чем Норвегия.
Швейцарцы проголосовали против вступления в ЕЭП еще в декабре 1992 года.
Вместо этого, страна более 50% экспорта которой поступает в ЕС, подписала более 120 двусторонних соглашений с Брюсселем, призванных обеспечить швейцарский доступ к рынкам Европы.
И хотя Швейцария вносит миллиарды долларов в проекты ЕС, ее двусторонние соглашения сейчас находятся под угрозой срыва после того, как на референдуме два года назад граждане страны выступили за ограничение числа рабочих, прибывающих из стран ЕС. Ограничение до сих пор не реализовано, наверное потому, что Брюссель занял четкую позицию по разрыву соглашений и замораживанию участия в образовательных проектах в случае ограничений для европейских работников.
3. Турецкая модель
Турция не является частью ЕЭП или Европейской ассоциации свободной торговли, но — как и крошечные Монако, Андорра и Сан-Марино входит в таможенный союз с ЕС.
Это означает, что Турция не сталкивается с тарифами (налоги или пошлины на импорт и экспорт) или квотами на промышленные товары, отправляемые в страны ЕС.
Следует отметить, что Таможенный союз не распространяется на сельскохозяйственные товары или услуги. Турция не имеет права устанавливать тарифы на товары, импортируемые не из стран ЕС: Анкара должна применять к ним общий тариф Евросоюза, в определении суммы которого она также не участвует.
4. Канадский вариант
Соглашение Канады с ЕС о свободной торговле Ceta до сих пор не вступило в силу, хотя на его разработку ушло семь лет. Им предусмотрено избавление от большинства тарифов, исключая некоторые продовольственные товары и услуги, а также оговаривая , что на товарах должны быть точные указания, где они были произведены.
Это дает Канаде преимущественный доступ к единому рынку ЕС без всяких обязательств, которыми связаны, например, Норвегия и Швейцария, устраняя большинство торговых тарифов. Тем не менее, некоторые "чувствительные" продукты питания, в том числе яйца и курица, охвачены соглашением.
Канадские экспортеры должны доказать, что их товар полностью "сделан в Канаде", что накладывает дополнительные расходы.
Сектор услуг лишь частично покрывается с помощью Ceta.
Сама по себе сделка наподобие Ceta может не дать финансовым услугам из Великобритании такой доступ на рынок ЕС, который они имеют сейчас. Было бы трудно для банков, базирующихся в Лондоне, получить лицензию и права на свои услуги в ЕС.
Это также будет означать, что фирмы, которые экспортируют в ЕС, должны соответствовать стандартам продукции и технических требований Евросоюза, не имея никакого права голоса в их определении.
Критики такого плана указывают, что Великобритания имеет сложную сеть связей с ЕС — гораздо большую, чем Канада. К сожалению, Ceta — сугубо торговое соглашение, и Британии придется перезаключить много других двухсторонних договоров с ЕС, если она решит идти "канадским путем".
5. Города-государства: подход Сингапура и Гонконга
Города-государства Азии не налагают импортные или экспортные тарифы вообще. У них действует односторонний подход свободной торговли. Сингапур является одним из основных торговых и финансовых центров не только Азии, но и мира. Недалеко от него и Гонконг.
Некоторые сторонники Brexit заявляли, что Великобритания должна принять одностороннюю политику свободной торговли — упразднив все тарифы и опираться лишь на правила Всемирной торговой организации, сообщает Financial Times.
Например, политика свободной торговли в Гонконге означает , что китайский специальный административный регион не поддерживает каких-либо препятствий для торговли. Правительство Гонконга говорит, что "не взимает тариф на ввоз или вывоз товаров. Импорт и лицензирование экспорта также сведено к минимуму ".
Такой подход может иметь некоторый успех, но лишь у тех сторонников выхода Британии из ЕС, чья идеология не способствует существованию торговых ограничений. Но он не соберет поддержки у избирателей Трудовой партии и левых евроскептиков.
Отсутствие любых тарифов может крайне негативно сказаться на таких отраслях как сельское хозяйство и обрабатывающая промышленность Великобритании, так как импорт товаров, таких как продукты питания и сталь во многих случаях обходится дешевле, чем их производство в Великобритании.
Правила по умолчанию: членство в ВТО
Это во многом путь отчаяния, поскольку он далеко не так прост, как нам рисуют успешные Сингапур и Гонконг, но Британии придется им пройти, если все другие окажутся провальными. ВТО устанавливает правила международной торговли, которые применяются ко всем ее членам. Организация не имеет финансовых взносов, не обязана применять законы ЕС, хотя товары, производимые ее членами, все равно должны соответствовать стандартам Cоюза. Некоторые тарифы при торговле с ЕС сохранятся, политика торговли в сфере услуг более жесткая, что, снова же, не совсем подходит экономике Британии.
Если на переговорах с ЕС и другими странами не будут достигнуты соглашения, прежде чем Brexit вступит в силу, торговые правила Великобритании будут "по дефолту" приведены в соответствие с правилами Всемирной торговой организации (ВТО). Великобритания и ЕС будут обязаны установить двухсторонние тарифы и другие торговые ограничения, которые применяются к остальной части мира.
Это происходит потому, что правила ВТО позволяют странам дискриминацию в пользу торгового партнера только в ограниченном числе случаев — в том числе в случае полного двухстороннего торгового соглашения.
Заключение: возможен ли хотя бы один из вариантов?
Скорее всего — нет. Ближе всего к Британии находится норвежская модель, но и там есть свои недостатки — часть прав все равное остается в Брюсселе, против чего как раз и выступали сторонники Brexit.
Швейцарская модель базируется на сотнях договоров, это путь сложной казуистики длиной во многие годы, а у Британии времени нет.
Турция входит в таможенный союз с ЕС, который, хоть и не облагается пошлинами и тарифами, не распространяется на сферу услуг, а значит, точно не подходит Лондону.
Канадцы еще сами ждут запуска своего договора Ceta, который суть торговое соглашение и не освобождает Британию от переговоров по всему остальному, ну а свободная торговля без тарифов может обрушить целые отрасли экономики.
"Будучи частью этой зоны свободной торговли, мы имели бы полный доступ к европейскому рынку, но были бы свободны от регулирования ЕС", — заметил один из лидеров голосования за выход Майкл Гоув.
Это может быть надеждой Майкла Гоува, но будет очень трудно, если не удастся реализовать ЗСТ в рамках Евросоюза. Полный доступ в Европе имеют всего лишь три страны, которые не являются членами ЕС, — Исландия, Норвегия и крошечный Лихтенштейн, но они добились его сложными переговорами, а кое-кто ( Исландия) даже "тресковыми войнами". Но взамен они приняли правила ЕС и "четыре свободы" — свободное перемещение товаров, услуг, людей и капитала.
"Вы можете иметь доступ к нашему рынку в обмен на доступ к вашему. Если вы хотите преимущественный доступ, то единственный способ сделать это — переговоры. А переговоры является улицей с двусторонним движением. Вы не можете получить что-то, ничего не отдав взамен", — отметил Стивен Бут, содиректор аналитического центра Открытая Европа
Даже существование по правилам ВТО не панацея, ибо грозит еще более высокими тарифами. Вполне разумно предположить, что ЕС и другие европейские страны хотели бы заключать торговые сделки с Великобританией, но нет никаких оснований полагать, что Великобритании после выхода из ЕС можно будет ожидать специального отношения.