- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Политика
- Дата публикации
Украинцы из семейного бюджета на еду тратят втрое больше, чем корейцы или словенцы
Украинские семьи в 2018 году на продукты питания, напитки и табачные изделия в процентном соотношении тратили больше, чем корейцы или словенцы. Так, в бюджете украинского домохозяйства эта статья расходов занимает 49%, в Южной Корее — 15,8%, а в Словении — 16,2%.
Об этом свидетельствуют данные Государственной службы статистики Украины, которые собрали, обработали и сравнили с открытыми статистическими данными других государств в проекте "Рейтинг. Бизнес в официальных цифрах".
В исследовании отмечается, что затраты украинских семей на оплату продуктов питания, напитки и табачные изделия за 16 лет (с 2002 года по 2018-й) снизились на 7,3%. Однако, это по прежнему самая крупная статья расходов в структуре их бюджета — в 2018-м на продукты, напитки и сигареты уходило 49% средств.
В 2002 году средняя украинская семья тратила на продукты, напитки и табачные изделия 56,3% своего дохода. Это один из самых больших показателей за последние годы. Больше домохозяйства тратили только в 2003-м (56,6%). Эта статья расходов стала одной из четырех, по которым затраты за проанализированный период снизились. В этом списке также одежда и обувь. Если в 2002 году на них уходило 6,4% семейного бюджета, то в 2018-м — 6,2%. Рекордные затраты на предметы гардероба были в 2010-м — в среднем украинские домохозяйства тогда тратили 6,8%.
Уменьшились траты и на образование: в 2002-м — 1,4%, а в 2018-м — 1,1%. Больше всего на учебу украинцы тратили в 2007, 2009 и 2011 годах (по 1,5%). Статья "другие расходы" уменьшилась на 0,3% — с 9,6% до 9,3%. Больше всего на эти цели украинцы тратили в 2010-м — 10,8%.
А вот затраты на жилищно-коммунальные услуги, охрану здоровья, транспорт и связь, а также культуру за 16 лет наоборот выросли. В 2002 году украинская семья на "коммуналку" тратила 10,3% своего бюджета, а в 2018-м — 13,5%. Это, к слову, максимальный показатель за весь период. Расходы на охрану здоровья увеличились с 3,2% до 4,3%, а самой дорогой медицина оказалась в 2016-м (4,7%). Культура, отдых и развлечения в структуре затрат 2018 года занимала 4,5%, тогда как в 2002 году — 3,4%. Больше всего на эти цели домохозяйства тратили в 2008 году (5,3%). Наконец, на транспорт и связь в 2002-м уходило ровно 5% семейного бюджета, а в 2018-м — 6,7%. При этом максимальные затраты по этой статье пришлись на 2013-й (7,6%).
Кроме того, "Рейтинг. Бизнес в официальных цифрах" сравнили показатели украинских домохозяйств с данными нескольких стран. В исследование включили государства, где данные о затратах семей есть в свободном доступе на официальных страницах соответствующих органов, а перечень расходов максимально приближен к украинскому варианту. Таким образом удалось выяснить, что украинцы в 2018 году на еду тратили больше, чем жители Южной Кореи или Словении. Так, корейцы на продукты питания, напитки и табачные изделия тратили 15,8% семейного дохода, а словенцы — 16,2%. При этом на культуру и развлечения в Южной Корее расходовали 21,4% бюджета.
Структура затрат украинских домохозяйств с 2002 по 2018 годы
При этом по количеству денег, которые семьи тратят на ЖКУ, Украина опережает только Корею (11,2%) и РФ (9,9%). Польские семьи в 2018-м на эти цели тратили 19,5% своего бюджета, в Греции этот показатель составлял 14,1%, в Чехии — 23%, Саудовской Аравии — 23,3%. Однако лидером по количеству денег на коммуналку остается Германия (в исследовании учитывались данные 2017-го) — 35,6%.
Можно отметить также и такую статью расходов образование. Из всех перечисленных стран корейцы на него тратят больше всего — 6,8% от семейного бюджета. Это, в процентном соотношении, можно сравнить с затратами украинских домохозяйства на транспорт и связь или на одежду и обувь. Также это больше цифры, которые в Украине семьи тратят на здравоохранение или образование.
Напомним, что по данным украинского Госстата в среднем потребительские денежные расходы украинцев составили 8 тысяч 36 гривен в месяц. При этом во втором квартале 2019 года украинцы потратили на продукты питания и безалкогольные напитки 287,4 млрд грн, тогда как во втором квартале 2018 года — 240,7 млрд грн.