НБУ курс:

USD

41,25

--0,08

EUR

43,56

--0,13

Наличный курс:

USD

41,65

41,58

EUR

44,12

43,95

Как будут увольнять украинцев с работы по новому закону "Слуги народа"

Фото: ykt.ru
Фото: ykt.ru
Народные депутаты хотят защитить интересы инвесторов новым перечнем причин для увольнения, а эксперты хотят более четких формулировок в законопроекте
Відкрийте нові горизонти для вашого бізнесу: стратегії зростання від ПриватБанку, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy та понад 90 лідерів галузі.
12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як оптимізувати комунікації, впроваджувати ІТ-рішення та залучати інвестиції для зростання бізнесу.
Забронировать участие

Не успели утихнуть страсти вокруг Трудового кодекса министра развития экономики, торговли и сельского хозяйства Тимофея Милованова, как в Верховной Раде подготовили новые изменения в КЗоТ. Глава парламентского комитета по вопросам социальной политики Галина Третьякова обещает дать работодателям право увольнять своих сотрудников за "утрату доверия". Как это будет работать разбирался корреспондент Delo.ua.

"Рабовладельческая песня" Милованова

О новом Трудовом кодексе Милованов начал говорить в ноябре, пообещав представить документ через несколько месяцев. Необходимость реформы в трудовой сфере министр аргументировал тем, что действующий в Украине Кодекс законов о труде принят в 1971 году и там все еще существуют нормы, например, 1918 года. "В Украине — современной, европейской стране XXI века — до сих пор действует норма, которая введена Владимиром Лениным. Это советская норма "выдача молока за вредные условия труда" (статья 166 КзоТ — Delo.ua). Она берет начало в особом декрете Ленина, которым он обязал выдавать молоко голодающим рабочим одного из заводов. Прошло 100 лет, а этот коммунизм до сих пор есть", — сокрушался Милованов.

Чтобы облегчить министру работу над кодексом, парламент 5 декабря принял закон, по которому вопросами трудовой политики отныне будет заниматься МЭРТ, а не Министерство социальной политики. Вскоре Милованов рассказал о своих первых идеях. Он хочет увеличить украинским работникам срок отпуска за свой счет вдвое (с 15 до 30 дней) и уничтожить практику составления устных договоров между работником и работодателем. По словам министра, многое из того, что существует сегодня (гибкий рабочий график, удаленная работа) не прописано в официальных документах.

Параллельно на просторах сети появился якобы вариант миловановского кодекса, выглядевший, мягко говоря, странно. Многих экспертов смутила, например, норма об увольнении сотрудника по желанию работодателя. Или перспектива введения "неограниченных сверхурочных часов" с надбавкой 20%, а не 100%, как это принято сейчас. Или, например, разрешение иностранным компаниям работать без регистрации представительства в Украине или по доверенности. И хотя сам Милованов не подтвердил и не опроверг тот факт, что это редакция именно МЭРТа, парламентская оппозиция на него обрушилась с яростной критикой. В "Европейской солидарности" назвали документ из интернета совершенно несбалансированными и оторванными от реальности правилами, а другие нардепы прямо назвали кодекс "рабовладельческой песней".

"Утрата доверия" от Третьяковой

Пересмотром отношений сотрудников и работодателей занялся не только Милованов. Нардеп из фракции "Слуга народа" Третьякова 12 декабря зарегистрировала проект о дополнительных причинах увольнения. Она хочет дополнить КзоТ нормой, по которой можно разорвать трудовой договор в случае "смерти, признании без вести пропавшим или объявлении умершим работника", чего к кодексе сегодня нет. Аннулировать договор парламентарий предлагает и в том случае, если сотрудник "не исполняет распоряжения работодателя или нарушает трудовые обязанности". Но только после дисциплинарного взыскания. Разглашение коммерческой тайны и грубое нарушение правил охраны труда, по задумке депутата, также станет причиной "кадрового" прощания.

Но наиболее любопытная часть ее законопроекта касается возможности увольнения из-за "утраты доверия к сотруднику". Под это в Трудовом кодексе появится целая статья. "Проект предусматривает, что у работодателя будет возможность увольнять работника в случае утраты к нему доверия, предупредив его о предстоящем увольнении. Срок предупреждения зависит от срока работы. В то же время, у сотрудника есть возможность не отрабатывать установленный срок, а заменить его денежной компенсацией", — говорится в пояснительной записке.

Если человек проработал в общей сложности полгода, то его должны предупредить за 15 дней до увольнения, если больше 6 месяцев — за 30. В случае, когда стаж превышает 5 лет предупредительный срок составит 60 дней, а если больше 10-ти — 90 дней. По соглашению стороны можно будет разойтись и без этой отсрочки, но работодателю придется раскошелиться. За каждый день уменьшения срока нужно будет заплатить среднюю дневную ставку умноженную на два. Если работодатель хочет уволить сотрудника без его согласия и не ждать положенных терминов, то за каждый день нужно будет заплатить ту же среднюю дневную зарплату, но уже в четырехкратном размере.

Необходимость нормы об "утрате доверия" законодатели объясняют защитой интересов инвесторов. По крайней мере, об этом идет речь в пояснительной записке: "Привлечение инвестиций в реальный сектор экономики осуществляется, среди прочего, путем привлечения средств мелких инвесторов. Однако, ни один инвестор не будет вкладывать свои средства, если не будет уверен в их защищенности и эффективном использовании. Это, в свою очередь, связано с предоставлением ему возможности контролировать и влиять на менеджмент предприятия, где он является акционером или собственником".

Шантаж, промышленный шпионаж и соцреализм

Юрист, эксперт по трудовому праву Виктория Липчанская говорит, что оценка этого законопроекта зависит от того, как на него смотреть. "С одной стороны, как работодателю мне эта норма нравится — у меня появляется возможность уволить сотрудника, не опускаясь до вымогательств и шантажа "напиши заявление по собственному желанию"/"напиши заявление по соглашению сторон". У работника же есть возможность сказать — до свидания, я увольняюсь через 2 недели. С другой стороны, нужно рассматривать и риски — что будет считаться "потерей доверия" и не встретимся ли мы из-за этого в суде с экс-работниками", — рассуждает эксперт.

Липчанская добавляет — в действующем законодательстве было понятие "утрата доверия", распространяющееся на работников, обслуживающих материальные ценности. "Но и оно тоже было мертвым. Реализовать эту норму работодатель не мог: каждый раз нужно было доказывать, что мы считаем утратой доверия — либо степлер с работы потянул, либо миллион. Сама по себе норма не плохая. Но будет ли у работодателя механизм, который поможет ее реализовать и соблюсти баланс, чтобы не было чрезмерного злоупотребления этой нормы?", — задается вопросом она.

Юрист признается — ее "напрягает" формулировка "утрата доверия", которая в законопроекте выписана не четко. И предупреждает, что применившие норму работодатели рискуют в некоторых случаях столкнуться со 172 статьей Уголовного кодекса Украины в части "увольнения по личным мотивам" (штраф до 51 тысячи грн или исправительные работы на срок до 2 лет).

Директор кадрового центра "Моя работа"Наталья Стегниенко считает, что проект Третьяковой может быть призван, в том числе, чтобы решить вопросы промышленного шпионажа. "Например, воровства клиентских баз и передачи информации конкурентам. Но дело в том, что если человека уволят по этой статье — он уже нигде работу не найдет в этой сфере. Поэтому, мне кажется, не будет такого, чтобы работодатель эту строчку записывал в трудовую книжку или приказ об увольнении. Это будет метод управления неблагонадежными работниками, которые 10 раз подумают делать что-то такое или нет", — добавила она.

HR-эксперт портала Robota.ua Татьяна Пашкина предупреждает — если не прописано четко понятие "утраты доверия", то будет сложно понять, что было доверием и что послужило его утратой. "Если человек, например, был материально ответственным лицом и со склада что-то пропало, то понятно чьи "в лесу шишки". Но если мы говорим о легком самодурстве руководителя, то это уже повод для безосновательного увольнения. Хотя у нас трудовое законодательство, мягко говоря, не очень совершенное и, еще мягче говоря, существует в несколько неоднозначных трактовках. Поэтому если есть необходимость уволить, у нас за этим дело не станет — вы в любой момент можете, например, провести аттестацию. Но опять, никто никому не мешает манипулировать, угрожать и уволить кого угодно. Станет ли эта норма козлом отпущения для таких ситуаций? Если не будет прописана процедура и четко не будет указано, что они имели ввиду — вполне возможно", — говорит Пашкина.

В целом эксперт резюмирует, что в Украине трудовое законодательство — как дышло: "Очень жду нового трудового кодекса. Старому больше полувека и писан он был не под нас, а под соцреализм. Поэтому хотелось бы увидеть что-то более реальное".

Илья Требор, специально для Delo.ua