НБУ курс:

USD

41,93

-0,00

EUR

43,58

-0,00

Наличный курс:

USD

42,35

42,30

EUR

44,40

44,15

В НБУ пояснили, как правильно разговаривать с коллекторами

Фото: пресс-служба НБУ
Фото: пресс-служба НБУ
Две главные проблемы, с которыми сталкиваются клиенты: коллекторы звонят должнику с угрозами и контактируют с родственниками или соседями должника, которые не имеют никакого отношения к кредиту

В июле текущего года Национальный банк Украины (НБУ) получил 535 жалоб граждан на действия коллекторских компаний, что составляет почти треть от всех полученных за месяц жалоб на действия небанковских финансовых учреждений.

Как сообщает пресс-служба НБУ, две главные проблемы, с которыми сталкиваются клиенты: коллекторы звонят должнику с угрозами и контактируют с родственниками или соседями должника, которые не имеют никакого отношения к кредиту.

В НБУ напомнили, что, давая кредит, финансовая компания обычно просит заемщика дать телефон родственника, коллеги или друга. В то же время, учреждение не подписывает с ними никаких документов о поручительстве и может даже не проверять подлинность контактов. Взамен компания рассчитывает, что в случае просрочки кредита его удастся взыскать с помощью коллекторов.

"Если вы лично не давали разрешение на использование вашего телефона, финансовая компания и коллекторы нарушают законодательство. Если вам поступают звонки или письма по кредиту, который вы не брали и по которым не выступали поручителем, можно говорить о нарушении Закона Украины "О защите персональных данных". Номер телефона человека и его домашний адрес — это конфиденциальные данные. Финансовая компания и коллектор не имеют права на их обработку без согласия владельца", — говорится в сообщении.

В НБУ подчеркивают, что, если коллектор угрожает, он нарушает законодательство.

"Во-первых, такие методы работы коллекторов как угрозы, круглосуточные звонки должнику и членам семьи, использование бранных слов в сообщениях, распространение оскорбительных фотоколлажей и так далее нарушают ряд статей Конституции Украины (статьи 3, 21, 22 и 32), Гражданского кодекса Украины (статьи 3 , 291, 301, 302 и 308), Уголовного кодекса Украины (статья 182). Во-вторых, если коллектор угрожает принудительно взыскать долг, то он вводит человека в заблуждение. Ведь только органы Государственной исполнительной службы и частные исполнители имеют законодательные основания принудительно взыскивать задолженность, соблюдая официальных процедур, предусмотренных Законом Украины "Об исполнительном производстве". Коллекторские компании имеют право только информировать должника или поручителя по кредиту о наличии долга", — отмечают в НБУ.

В Нацбанке рекомендуют узнать название коллекторской компании, представители которой звонят должнику.

"Если кредит никак вас не касается, стоит объяснить ситуацию и попросить прекратить звонки. Во-вторых, если вам продолжают звонить по кредиту, который вас не касается, обратитесь с письменной жалобой к руководству коллекторской компании, а также в контакт-центр НБУ по телефону 0800505 240. Также следует обратиться к Уполномоченному Верховной Рады Украины по правам человека или в суд. Ведь именно они контролируют соблюдение законодательства о защите персональных данных. В-третьих, если коллекторы угрожают, нужно обязательно обратиться в правоохранительные органы", — пояснили в Нацбанке.

Как сообщалось ранее, Национальный банк присоединился к разработке законопроекта, который должен четко определить правила работы коллекторов, запретить неэтичное поведение и установить санкции за нарушения.

В частности, среди главных изменений, предлагаются:

– банки и финансовые компании еще на этапе подписания договора должны предупреждать клиента о привлечении коллектора в случае просрочки по кредиту;

– коллекторы будут обязаны соблюдать требования этического поведения;

– Национальный банк будет вести реестр коллекторов;

– банки и финансовые компании будут контролировать поведение привлеченных ими коллекторов, а также будут обязаны сообщать НБУ о заключенных сделках с коллекторами.