- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Политика
- Дата публикации
Выборы в Австрии: что изменится для Украины
Богатый на политические события 2017 год продолжается. В этот раз досрочными выборами в Австрии (15 октября) и Чехии (20 октября). Несмотря на меньшее население и влияние на европейскую политику, чем на аналогичных выборах в Германии и Франции, эти выборы могут показать важные тренды изменений политического ландшафта ЕС.
Кроме того, вопрос ультраправых в Австрии может больно ударить по украинским позициям.
Феномен Курца
Нынешние досрочные выборы в Австрии спровоцированы кризисом так называемой "широкой коалиции" между двумя ключевыми партиями. Социал-демократы и правоцентристская Австрийская народная партия ("народники") чередовались у власти на протяжении всей послевоенной истории, периодически вступая в союз друг с другом для формирования этой самой широкой коалиции.
Подписывайтесь на Telegram-канал delo.uaКоалиционный кризис вызван не столько идеологическими вопросами, сколько внутренними изменениями в партиях. Австрийский политикум пережил серьезную встряску после трех попыток выбрать между ультраправым Норбертом Хофером и представителем партии "Зеленых" Александром Ван дер Белленом. Для внешних обозревателей победа Ван дер Беллена означала "первое поражение ультраправых популистов" после Брексита и победы Дональда Трампа. Однако во внутреннем политическом ландшафте такой выбор означал слабость ранее доминирующих право- и левоцентристов. Партии осознали этот вызов и решили меняться.
Большой мерой на такие изменения пошли правоцентристы. Австрийская народная партия поменяла своего лидера на 31-летнего министра иностранных дел Себастиана Курца. Сам же Курц решил поменять всю партию, включительно с руководством, партийным списком и даже названием — новый глава партии захотел добавить приставку "список Себастиана Курца" к нынешнему названию. Тогда как многие "народники" восприняли такой шаг враждебно, рейтинги партии мгновенно возросли и сейчас достигают 33% — лучший результат среди потенциальных сил в новом парламенте.
Себастиан Курц во время переговоров с представителями МИД Украины, Словакии и Беларуси
Успех Курца можно объяснить двумя основными причинами: менеджерской, а также идеологической. Еще во время работы в молодежном крыле партии Курц показал себя очень успешным управленцем по части мобилизации электората. Именно молодой министр заставил молодежь приходить на избирательные участки, а также активнее участвовать в изменениях структуры и требований партии. И именно благодаря этому электоральному ресурсу Курц смог пошатнуть партийную гегемонию прежних лидеров. Такие способности предвещают немалый успех для всей партии, особенно учитывая вялую мобилизированность электората других партий.
С другой стороны, Курц вовремя перехватил антимиграционную риторику правых, хотя и в значительно менее радикальных интонациях. Таким образом министр выбил из рук ультраправой "Партии свободы" чуть ли не главный козырь, не потеряв позиций перед своим основным электоратом.
Партии и коалиции
Согласно последним соцопросам, второе место делят между собой Социал-демократы и Партия свободы. Первые, под руководством нынешнего канцлера Кристиана Керна, претендуют на 27% поддержки. Несмотря на то, что именно Социал-демократы были союзниками "народников" по широкой коалиции, ее повторение сейчас считается практически невозможным. Во-первых, из-за расхождения взглядов с новой программой Курца (в том числе и по мигрантам). Во-вторых, проблемой для новой коалиции является скандал с созданием социал-демократами страниц с негативной информацией о Курце. Руководитель избирательной кампании ушел в отставку, однако удар по рейтингам и отношениям с народниками был ощутимым.
Партия свободы также держится в пределах 25-27%, демонстрируя чуть ли не лучший результат среди всех ультраправых Европы. Партия частично смогла "отмыться" от имиджа неонацистов и привлекает своих сторонников как антисистемная оппозиция. Несмотря на потерю главного козыря в виде критики мигрантов после перехвата этой риторики Курцом, у Партии свободы остается неудовлетворенность австрийцев политическими элитами в целом, а также немалый ресурс мобилизированного на президентские выборы электората. При этом именно ультраправые рассматриваются, как главный претендент на партнера по коалиции для Курца.
Вариант такой коалиции уже насторожил Брюссель, однако подобный прецедент в современной истории Австрии уже случался. В начале 2000-х "народники" уже создавали коалиционное правительство с Партией свободы, что обернулось критикой и даже определенной изоляцией страны внутри ЕС.
Кроме того, на грани пятипроцентного проходного барьера балансируют еще три партии леволиберального спектра. Прежде всего это молодая либеральная еврооптимистическая партия NEOS. Борются за попадание в парламент и две партии "зеленых": собственно "Зеленые", а также "Список Пильца", отколовшегося от партии накануне выборов.
Вопрос Крыма и Донбасса
Несмотря на определенную ориентированность большинства партий на внутреннюю политику, вопрос Украины и санкций против России ощутимо отображается в политических программах. Причина тому — позиции лидеров. Курц позиционирует себя по примеру Эммануэля Макрона — молодой политик с большими амбициями по поводу будущего европейского проекта. Пребывая на должности главы МИД Курц продвигал все большее участие Австрии в решении конфликта на Донбассе, трижды посетив Украину в 2017 во время председательства Австрии в ОБСЕ. Кроме того, Курц однозначно осуждал аннексию Крыма, оценивая ее, как нарушение международного права. Вместе с тем он поддерживает идею пошагового снятия санкций с России в случае выполнения Минских соглашений, а также предлагал Австрию как нейтральную территорию для встречи Трампа и Путина.
С другой стороны, Партия свободы имеет традицию сотрудничества с Россией. По сути это единственная партия среди ультраправых, заключившая в 2016 году официальное сотрудничество с "Единой Россией". Ультраправые неоднократно выступали за снятие санкций с РФ, а также считают необходимым признать, что Крым теперь будет российским. Кроме того, члены Партии свободы посещали оккупированный Крым.
Такая позиция ультраправых делает их опасным партнером по коалиции с точки зрения Украины. Однако высока вероятность, что народники отдадут ультраправым внутриполитические ведомства, сохранив за собой МИД.