НБУ курс:

USD

41,29

-0,00

EUR

43,47

-0,00

Наличный курс:

USD

41,65

41,60

EUR

43,77

43,55

Жизнь после СССР. Опыт Венгрии

Жизнь после СССР. Опыт Венгрии
Как Венгрия прошла путь от локомотива реформ в соцлагере до наиболее слабой экономики в регионе
Відкрийте нові горизонти для вашого бізнесу: стратегії зростання від ПриватБанку, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy та понад 90 лідерів галузі.
12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як оптимізувати комунікації, впроваджувати ІТ-рішення та залучати інвестиції для зростання бізнесу.
Забронировать участие

Венгрия — редкий пример преобразований в странах бывшего соцлагеря. Экономические реформы в стране начались не в 90-х и даже не в конце 80-х, как это произошло в некоторых странах региона. Первые квазирыночные реформы в стране были проведены еще в 1968 году, задев лишь немногочисленные моменты государственного регулирования экономики. Однако даже этих изменений достаточно для понимания особого положения Венгрии в блоке — в том же году советские войска жестко подавили протесты в Чехословакии.

Существенные же изменения в стране также начались раньше, чем в других государствах региона. В начале 80-х был основан фондовый рынок, а в 1987 году была проведена банковская реформа и фактически появились сети коммерческих банков по стране. Стремительно набирал обороты частный сектор, уверенно вытесняя государство из таких ниш, как сельское хозяйство. Параллельно продвигались политические реформы — в середине 80-х в Венгрии активно начали появляться общественные организации и политические объединения, монополия на власть существенно пошатнулась.

Хороший старт

Такие предпосылки подвели Венгрию максимально подготовленной к падению коммунистического режима и отказа от плановой экономики. В конце 80-х в правительстве доминировала команда технократов, индифферентно относящаяся к идеологической составляющей режима, что дало Венгрии возможность сравнительно безболезненно пройти этап, вызвавший серьезные проблемы в соседней Польше.

Выбранное на первых свободных выборах новое правительство фактически продолжило программу предшественников. Среди приоритетов государства стояли пять главных целей:

1. Либерализация экономических процессов и дерегуляция.

2. Приватизация и сокращение государственного сектора в сравнении с частным. Создание условий для малого и среднего бизнеса.

3. Оптимизация государственного бюджета через сокращение государственных расходов. В первую очередь речь шла о масштабном сокращении дотаций нерентабельным предприятиям.

4. Изменения региональной структуры внешней торговли в пользу стран Западной Европы. А также участие в зоне свободной торговли с ЕС.

5. Привлечение инвестиций в страну, создание благоприятного инвестиционного климата.

Процессы либерализации имели двойственный характер. С одной стороны, большая часть цен была либерализована практически сразу в 1990-м году. Немалый прогресс был достигнут и в вопросах импорта. Однако некоторые сферы экономики остались под руководством и поддержкой государства на десятилетия.

Вопросы приватизации продвигались намного быстрее. Уже к 1994 году около 30% предприятий находились в руках частных собственников из Венгрии, а еще 20% владели иностранные инвесторы. К 1998 году практически все государственные производства были приватизированы.

Были достигнуты и значительные успехи в сокращении темпов инфляции, постепенно сокращавшейся на протяжении 90-х (за исключением кризисного 1995 года). В период до 1994 года было остановлено падение производства. А уже с 1997 года начался его существенный и равномерный рост.

План Бокроша

Несмотря на улучшение статистических показателей, страна переживала как политический, так и экономический кризисы. Население оказалось недостаточно подготовленным к переходу на рыночную экономику, начала расти безработица. Паралельно упал уровень жизни большей части граждан, сократились реальные доходы. Все это привело к недовольству властью среди электората, и на выборах в 1994 году ко власти пришли оппозиционные социалисты. Последние объединяли более "левое" крыло, считающее необходимым поднять уровень жизни для населения, а также либеральное, ориентированное на неолиберальные реформы.

Под давлением обстоятельств и угрозы финансового колапса победило либеральное крыло, а также была сформирована коалиция с либералами в парламенте. Для предовращения экономического кризиса правительство пошло на ряд радикальных мер экономии под названием "План Бокроша" по имени министра финансов того времени Лайоша Бокроша (на фото). Главными пунктами плана стали девальвация форинта, а также уменьшение социальных выплат. На фоне незначительного роста зарплат в государственном секторе реальные доходы граждан уменьшились. Кроме того, план предполагал ускорение приватизации.

Как и в других подобных ситуациях, шоковая терапия была воспринята крайне негативно населением, вызвав масштабные протесты и даже отставку трех министров. Тем не менее, несмотря на негативный краткосрочный эффект и падение реальных доходов населения, именно "План Бокроша" подарил Венгрии возможность долгосрочного экономического роста в 90-х и начале нулевых.

На пороге Евросоюза

В результате успешных реформ в начале 90-х, во время переговоров о присоединении к Евросоюзу в 1998 году Венгрия была среди лидеров в регионе. В то время во многих странах региона только начались структурные реформы. Среди них была и реформа здравоохранения, с 1993 года плавно переведенная на систему обязательного страхования. При помощи создания Национального фонда здравоохранения страна добилась децентрализации этой сферы, однако дальнейшие изменения замерли и спорадически вводились на протяжении следующих 20 лет.

Чуть ли не единственной важной трансформацией конца 90-х стала пенсионная реформа. Реформа предполагала введение накопительного уровня пенсионной системы, не отказываясь от солидарного.

Со временем накопительная система должна была полностью заменить солидарную. Кроме того, постепенно поднимался пенсионный возраст для женщин (с 55) и мужчин (с 60) до 62 лет для обоих полов. Несмотря на некоторые позитивные эффекты реформы, позднее она стала одним из факторов мощного давления на государственный бюджет, увеличивая бюджетный дефицит и темпы инфляции.

Кроме того, Венгрия показала один из наилучших фондов Евросоюза, наряду с Польшей. Получая большие суммы, правительство направляло их на масштабные инфраструктурные объекты. Таким образом сразу решались три задачи:

1. Непосредственный рост качества инфраструктуры в стране.

2. Новые рабочие места, а также экономический стимул для сопутствующих сфер.

3. Рост поддержки Евросоюза, не расслабившийся даже на фоне конфронтации нынешнего правительства с Брюсселем.

Тем не менее в этот период Венгрия начала отставать в скорости трансформации по сравнению с другими странами региона, а также начала копить экономические и политические проблемы, ставшие бомбой замедленного действия.

Финансовый и политический кризис

В 2000-х Венгрия начала постепенно увязать в спирали социального популизма — росли социальные выплаты (при любом правительстве), а бюджетный дефицит держался стабильно на отметке выше 5%. Выплаты от государства и дешевые кредиты стимулировали рост спроса среди населения, стремительно опережающий рост экономики и реальных доходов граждан.

Таким образом, финансовый кризис стал серьезным ударом по экономической системе Венгрии. При этом он повлек за собой также и удар политический — поддержка социалистов (старший партнер по коалиции) таяла на глазах. И в 2010 к власти пришла уже обновленная "правая" партия Виктора Орбана "Фидес". Приближенные Орбана сконцентрировали в своих руках более половины медиа страны и смогли обеспечить партии уверенную победу — партия получила единоличное конституционное большинство.

За этим последовали изменения Конституции, позволяющие "Фидесу" получать большинство, даже не имея преимущества во время выборов. Также были внесены изменения в судебную систему и взяты под контроль СМИ. За несколько лет в стране была установлена полная монополия власти одной партии.

Централизация и коррупция

В этот период пошел существенный откат по многим направлениям. Несмотря на то, что пострадали в основном политические институты, досталось и экономике с социальной сферой. Так, в 2010 году страна частично отказалась от накопительного уровня пенсионной реформы, затянув эту проблему еще на десятилетие. Серьезные проблемы возникли и в пробуксовывающих реформах медицины и налоговой либерализации.

Однако наиболее ощутимые негативные изменения коснулись двух пунктов: централизации и коррупции. Венгрия, в отличие от своих соседей, так и не провела реформ по фискальной децентрализации, однако после 2010 были упразднены уже существующие элементы децентрализации — политические.

Местная власть стала максимально ограниченной и зависимой от центра, а влияние территориальных общин на свои города и поселки минимизировано.

Коррупция также перешла из раздела важной проблемы в критическую. Монополия власти одной партии, концентрация бизнеса вокруг премьер-министра и подконтрольные правоохранительные органы создали идеальные условия для возникновения коррупции в партии власти. С 2010 года в стране появилось целое новое поколение олигархов — доселе несущественного фактора в политической и экономической жизни Венгрии. Среди самых богатых людей преимущественно окружение Орбана, а пятый по состоянию человек в стране по своей профессии сантехник, являющийся параллельно близким другом венгерского премьера.

Необходимо подчеркнуть, что и за последние 7 лет в Венгрии продолжает расти экономика, уровень жизни и реальные доходы населения. Проблемы же начинаются лишь если взглянуть на относительные показатели — страна упала во всех рейтингах: от легкости ведения бизнеса, до свободы слова и восприятия коррупции. Более того, в последние годы фактически приостановился процесс конвергенции — подтягивания Венгрии к уровню жизни стран "старого ЕС". Для примера, во всех трех других странах региона этот относительный показатель продолжает расти (хотя и разными темпами). Сейчас же для Венгрии вопрос экономических реформ будет скорее всего заблокирован до момента решения политических проблем и коррупции.