- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Политика
- Дата публикации
Жизнь после СССР. Трансформационный опыт Словакии
Двадцать лет назад Словакия стала единственной из предполагаемых для восточноевропейского расширения стран ЕС, которой на время приостановили заявку на присоединение к Евросоюзу. Виной тому были политики-популисты, которые законсервировали экономическую ситуацию в стране, пытаясь избежать болезненных и непопулярных реформ. Тогда же Словакия стала единственной страной Вышеградской группы (в которую входят также Венгрия, Польша и Чехия), которую не включили в список стран ОЭСР. Страна потерпела экономический и политический кризис, а уровень безработицы бил европейские рекорды. Тем не менее, в 2004 году страна присоединилась к ЕС в рамках масштабного расширения и за несколько лет стала самой быстрорастущей экономикой из новопринятых членов союза. Если в 1993 году показатель ВВП на душу населения был в полтора раза меньше, чем у Чехии, то в 2015 году этот показатель для обеих стран был одинаковым. Реформы в Словакии одновременно стали историей успеха и доказательством возможности радикальных и быстрых изменений в стране, а также показали возможные проблемы и вызовы, которые с ними связаны.
Спринтерский рывок
После внешнеполитических неудач в виде проблем с ЕС и непопадания в страны ОЭСР в 1997 году в стране возник значительный общественный запрос на реформаторское правительство. Сыграло на пользу этому запросу и отличие между соседними постсоциалистическими странами, которым удалось достигнуть большего и во внутренней, и во внешней политике. Таким образом, сформировались две главных потребности: выход из международной изоляции, в которую страна завела себя сама, а также стабилизация и реформы экономической системы. Выполнять этот запрос вызвался правоцентристский блок, который получил возможность сформировать реформаторское правительство во главе с Микулашем Дзуриндой в 1998 году.
Процесс реформ, хотя и длился на протяжении семи лет, однако был очень концентрированным и дал быстрые результаты. Главные изменения прошли посредством налоговой и пенсионной реформ и фискальной децентрализации.
Налоговая реформа стала ключевым козырем правительства Дзуринды, которое декларировало принципы максимальной либерализации и упрощения налогообложения. Вследствие реформы налог на доходы для физлиц и корпораций, а также НДС, вышли на единый уровень в 19%. Правительство отказывалось от дифференцированной налоговой ставки в зависимости от сферы или объемов дохода. При этом повысился необлагаемый налогом доход, что позволило предотвратить усиление налоговой нагрузки на самые бедные слои населения. Унификация налоговых ставок стала одним из ключевых факторов прихода в страну иностранных инвесторов, которые привели к огромному ускорению роста экономики страны в середине 2000-х.
Не менее важный эффект сыграла и пенсионная реформа, снизившая нагрузку на бюджет и предотвратившая проблемы, которые могло бы принести за собой старение населения в будущем. Важнейшим шагом был переход на трехуровневую пенсионную систему, подобную той, которую предлагают в Украине (сохранение солидарной, обязательная накопительная и добровольная накопительная части). Процентное соотношение первого и второго уровня переходит в пользу накопительной, что уменьшает риски дофинансирования из госбюджета. Кроме того, новая система мотивировала детенизацию доходов и побудила граждан самим заниматься вопросом своей пенсии (добровольный уровень стал довольно популярным среди словаков). Пенсионный возраст унифицировали на уровне 62 лет, что означало незначительное повышение пенсионного возраста для мужчин (на два года) и более внушительное для женщин (максимальный пенсионный возраст составлял 57 лет, однако существовали и социальные преференции).
Еще одним китом словацких реформ стала фискальная децентрализация, которая привела к увеличению средств у местных общин. Вследствие реформ местные общины получали в свои бюджеты около 70% подоходного налога, еще 24% оставалось у краев (региональный уровень), а на государственный доходило всего 6%. Кроме того, ряд налогов и сборов оставались полностью на местном или региональном уровне, что способствовало повышению прямой заинтересованности регионов в правильном администрировании и увеличило их финансовую свободу.
Правительство Дзуринды также занялось такими вопросами, как либерализация рынка труда, увеличение прозрачности деятельности государственных органов, борьба с коррупцией, реформа здравоохранения, уменьшение количества персонала и увеличение эффективности госструктур. Реформы в сфере труда заключались в либерализации условий найма и увольнения персонала, а также уменьшении налогов. Это привело к практически двукратному падению безработицы, которая в начале 2000-х была самой высокой в Европе.
Увеличение прозрачности и эффективности госструктур также способствовало возникновению доверия со стороны инвесторов, которые и так были простимулированы упрощением и уменьшением налоговой ставки.
Дисбалансы и отход от реформ
Начало реформ в 1998 году больно ударило по населению, что привело к резкому падению доверия к правительству. Тем не менее, верхушке удалось переизбраться на второй срок, хотя и в составе коалиционного правительства. Однако в 2006 году усталость от реформ привела к власти коалицию Национальной партии и социалистов, которых возглавлял Роберт Фицо. Новое правительство занялось восстановлением дифференцированных ставок на разные секторы экономики, например, на медикаменты. Международные наблюдатели также отмечают, что смена правительства ознаменовалась сворачиванием либеральных экономических реформ, однако и существенного отката введенных изменений не произошло.
В 2012 году блок Христианских демократов опять пришел к власти, однако смог продержаться всего пару лет, после чего проиграл досрочные выборы Фицо.
Несмотря на болезненность реформ на первых этапах, большинство из них получили поддержку среди широких слоев населения, когда эффект от них стал заметен. Кроме того, на руку реформаторам сыграло и присоединение к Евросоюзу, которое открыло новые возможности для граждан и ресурсы для страны. Проблемными для команды Дзуринды и Ивана Миклоша, который был заместителем премьера и министром финансов в кабинете Дзуринды, стали вопросы региональных дисбалансов, а также мировая экономическая обстановка. Стремительный рост показателя ВВП на душу населения в основном был обусловлен внешними инвестициями в производство электроники и автомобилей. Но большинство из этих производств были размещены на западе страны из-за преимуществ в логистике на европейские рынки. Таким образом, возникли масштабные дисбалансы востока и запада страны.
Международная экономическая обстановка также показала зависимость от внешних инвесторов и привела к серьезному падению (которое, правда, пережили большинство новых стран ЕС) экономики. Но несмотря на это, восстановление словацкого ВВП пошло более скорыми темпами, чем у коллег по ЕС, хотя и не такими, как проходило в середине 2000-х.
Новые вызовы
Замедление и остановка реформ в Словакии не отменили всех тех успехов, которые были заложены в начале двухтысячных годов. Не ослабили инвестиционную привлекательность и рост зарплат, уровень которых стал не последним стимулом для перенесения производств из других стран Европы. Сейчас Словакия производит наибольшее количество автомобилей в расчете на душу населения, а автопромышленность составляет 16% от производства в стране. На первых местах в экспортной структуре Словакии идут автомобили и электротехника, а объемы экспорта уже много лет превышают импорт. Важным моментом является и диверсификация торговых партнеров Словакии. Доля наибольшего экспортного партнера страны — Германии хоть и растет уже несколько лет подряд, но находится на отметке в 15,4%. Преимущественная часть экспорта Словакии идет в страны Евросоюза.
Тем не менее, в государстве существует ряд проблем, часть которых тянется еще из 90-х, а часть возникла во время экономического бума страны. Региональный дисбаланс представляет серьезную проблему не только в экономическом, но и в социально-политическом разрезе. Некоторые регионы страны до сих пор не ощутили экономического роста, а уменьшение безработицы по стране в общем произошло за счет резкого уменьшения ее на западе страны. Тактикой правительства христианских демократов, которую переняло и нынешнее правительство, стало стимулирование инвестиций в восточную часть страны через свободные экономические зоны, технопарки и улучшение инфраструктуры.
Проблемными остаются и более прозаичные вопросы, среди которых коррупция. Резкий рост экономики страны был обусловлен либерализацией и увеличением прозрачности госструктур, однако сильных антикоррупционных институций в стране не оказалось, что создает существенные риски для инвестиционного климата страны в дальнейшем. Правительство Фицо попадало в коррупционные скандалы в 2010 и в 2015 годах. Весной 2017 прошли очередные массовые акции протеста против некоторых чиновников правительства и его главы. Коррупционные скандалы усугубляются и противостоянием правительства и президента Андрея Киски, который имеет небольшие полномочия, однако резко критикует внешний и внутренний курс Роберта Фицо.
Внешний курс нынешнего правительства важен для Украины тем, что он содержит опасные месседжи "бессмысленности санкций" и необходимости мириться с Россией. Однако, несмотря на такую риторику Фицо, стоит отметить важность поставок газа Украине со стороны Словакии, что стало не последним моментом для энергетической безопасности страны.
Словакия до сих пор имеет немало проблем, а отставные реформаторы, среди которых нынешний советник по реформам при Украинском правительстве и экс-министр Словакии Иван Миклош, отмечают необходимость продолжать изменения в стране. При этом малозаметный для Украины западный сосед продемонстрировал важную вещь — быстрые реформы возможны и при продуманности они дадут эффект уже через несколько лет после их имплементации. А такой прецедент показывает критически важную зависимость фундаментальных изменений в стране от желания брать на себя политическую ответственность правительством за эти изменения.