- Категория
- Экономика
- Дата публикации
Чего ждать от приватизации с привлечением советника?
Когда же наконец сбудется заветная мечта, и энергокомпании будут раскуплены заветными "промышленными инвесторами", которых так ждут в Украине? Пока же наиболее вероятными участниками дальнейшей распродажи остаются сегодняшние хозяева приватизированных облэнерго
ПРИВАТИЗАЦИЯ энергетики в Украине продолжается с перерывами уже четвертый год. В 1998 году были проданы пакеты акций девяти из 27 распределительных энергокомпаний (облэнерго). Тогда облэнерго, как правило, покупались через оффшоры местными группами бизнесменов. После этого, весь 1999 год, правительство пыталось "разо браться" с новыми собственниками, которые, управляя компаниями, преследовали доселе чуждые в энергетике капиталистические интересы, заботились только о собственной прибыли, а в энергорынок предпочитали платить чем угодно, но только не "живыми" деньгами.
В результате перераспределений на вторичном рынке в семи энергокомпаниях государство потеряло контрольный пакет. Эти семь приватизированных облэнерго сегодня контролируются украинскими "группами интересов", или, как сейчас модно говорить, олигархическими кланами. Стратегия государства при продаже энергокомпаний вследствие полученного за последние два года опыта тоже претерпела изменения. Сегодня Фонд госимущества выставляет как можно большие пакеты акций, рассчитывая таким образом привлечь не только наши оффшоры, но и промышленных инвесторов. Под "промышленным инвестором" подразумеваются претенденты, имеющие опыт работы в энергетике или опыт управления энергокомпаниями. В Фонде госимущества надеются, что промышленные инвесторы в лице западных энергетических компаний будут участвовать в очередном украинском "приватизационном раунде".
Подписывайтесь на Youtube-канал delo.uaОчередная волна
СОГЛАСНО Указу Президента, поступления от приватизации до 2003 года должны составить $3 млрд., причем $500 млн. от этой суммы должно поступить уже в этом году. В пересчете на национальную валюту это примерно 2,5 млрд. грн. Фонд госимущества планирует получить 600 млн. гривен от этой суммы, продав облэнерго. Судя по этим цифрам, на очередную крупномасштабную приватизацию энергетики государство возлагает большие надежды.
12 ЯНВАРЯ с.г. Фонд госимущества / объявил конкурс по отбору совет-X £ d никое для продажи энергокомпаний. Советник оказывает услуги по подготовке и проведению конкурсной продажи пакетов акций компаний. Идея проведения такого конкурса в Фонде появилась, конечно же, не без участия МВФ.
С помощью советников планируют продать 7 облэнерго, в том числе "Киевоб-лэнерго", "Ривнеоблэнерго", "Житоми-роблэнерго", "Севастопольгорэнерго", "Николаевоблэнерго", "Херсоноблэнерго" и "Кировоградоблэнерго".
Согласно условиям конкурса, претендентами на роль советника могли быть исключительно инвестиционные банки и компании, имеющие опыт продажи энергетических объектов на сумму не менее $50 млн. на международных рынках, в том числе, в странах Восточной Европы и СНГ.
Претенденты, на момент конкурса, должны были иметь полностью уплаченный уставный фонд в размере не менее $1 млн.
В случае, если компания существует менее 2 лет, она должна иметь уставный фонд не менее $2 млн. и учредителя, который владеет не менее 35% акций компании и соответствует требованиям конкурса.
Одного взгляда на требования к участникам было достаточно, чтобы понять, какой именно советник нужен — авторитетный западный банк. Если по уставному фонду украинские банки еще проходили, то опытом продажи на международных рынках, да еще на $50 млн., похвастаться мог не каждый. Тем не менее, в конкурсе участвовали как западные банки — Commerzbank, Raiffeizenbank, Credit Swiss First Boston, так и отечественные учреждения — инвестиционная компания КИНТО, совместно с корпорацией "Эпик", банк "Форум", совместно с корпорацией "Сигма", и Первый инвестиционный банк. Во второй тур конкурса, из-за отсутствия опыта продажи облэнерго, не попал только Первый инвестиционный банк.
По результатам конкурса, которые стали известны 20 апреля, первое место отдано банку Credit Swisse First Boston, второе занял консорциум "КИНТО". Однако официально избранным советник будет считаться только после подписания договора на предоставление услуг.
Выбрав CSFB, в Фонде "убили" сразу несколько зайцев. Этот банк, бесспорно, имеет авторитет на Западе, то есть ему доверяют западные промышленные инвесторы, которых так ждут в Украине. В нашей стране CSFB работает уже не первый год, так что с опытом работы с местными компаниями тоже все в порядке. Кроме этого, западный банк не будут так яро обвинять в предвзятости, а он, в свою очередь, не будет обязан отчитываться перед депутатами и прокуратурой.
Получается, что CSFB почти идеально подходит для обеспечения прозрачной, образцово-показательной распродажи, которую планирует провести ФГИ.
Согласно положению о порядке осуществления конкурсного отбора, ФГИ начал переговоры с CSFB относительно текста договора. В случае, если на протяжении 20 рабочих дней Фонд и CFSB не придут к согласию, ФГИ может либо продлить срок переговоров, либо начать переговоры с обладателем второго места — компанией "КИН-ТО", либо прибегнуть к третьему варианту
— признать конкурс несостоявшимся.
Не будем наперед гадать о том, на каких именно условиях CSFB и ФГИ подпишут договор. Уже сегодня банк занял определенную стратегическую позицию, глава правления банка Александр Базаров надеется, что банку, совместно с правительством, удастся принять стабилизационные меры в топливно-энергетическом комплексе и таким образом увеличить привлекательность компаний.
Получается, что банк приложит все силы, чтобы найти покупателей для энергокомпаний. Однако если на одну или несколько компаний покупатель все-таки не найдется, то случится это в силу объективных обстоятельств, над которыми банк не властен, но, возможно, властно правительство. Позиция абсолютно нормальная и, в случае чего, очень удобная.
ЕСЛИ ОБЛЭНЕРГО будут продавать только "промышленным инвесторам", то старые оффшорные схемы для приобретения очередной компании у украинских инвестиционных пулов больше не пройдут. Любой другой способ для наших олигархов чреват последствиями, ведь для этого придется легализировать капитал
Напомним, что Украина имеет единичный опыт продажи энергокомпании с учас тием советника. Так, в 1998 году ФГИ продавал пакет акций ГАЭК "Донбассэнерго" с помощью тогдашнего советника — победителя конкурса банка "Австрия Кредитан-штальт". До продажи, собственно, и не дошло, более полугода в ФГИ выясняли отношения с советником и дождались августовского кризиса... Похвастаться после такого сотрудничества действительно нечем.
В самой подборке компаний, выставленных на продажу с советником, трудно не заметить одного интересного момента. Жемчужиной в этом наборе смотрится, конечно же, "Киевоблэнерго" — одна из наиболее инвестиционно привлекательных энергокомпаний Украины. Еще к трем компаниям — "Ривнеоблэнерго", "Жито-мироблэнерго" и "Севастопольгорэнерго" — претензий не возникает. Тем не менее создается впечатление, что остальные три компании были добавлены как бы в нагрузку. В "Николаевоблэнерго" 40% акций находится под арбитражем. Согласно решению арбитражного суда, Фонд госимущества должен закончить ранее объявленный конкурс со старыми участниками.
В "Кировоградоблэнерго" 42% акций находится под контролем все того же инвестиционного пула "Court Holding", так что инвестор, купивший 26% в Кировограде—в случае, если не договорится с остальными владельцами — никогда не сможет собрать кворум и провести собрание акционеров. Продать пакеты этих компаний промышленным инвесторам будет, мягко говоря, нелегко.
Все-таки, наиболее реальный спрос на выставленные на продажу облэнерго исходит от все тех же украинских оффшорных групп. Ведь в энергетических компаниях эти группы привлекает не столько призрачная прибыль через неопределенное количество лет, сколько возможность приложиться к потокам "живых" денег в нашей "гипербартеризированной" экономике. Западные компании такого плюса в украинской энергетике не замечают, и поэтому их оценка привлекательности этой стратегической отрасли несколько ниже. Ведь в Украине существует множество куда более рентабельных вариантов инвестирования, для которых, тем не менее, средств тоже не находится.
С большой уверенностью можно сказать, что на конкурсе по "Киевоблэнерго" мы увидим западных инвесторов. Хотя конкурс по этому предприятию уже объявлялся. Например, такая компания как AES его проигнорировала — возможно потому, что выставляемый тогда на продажу пакет был поменьше.
И очередной волнорез
ПО ИРОНИИ, в тот же день, когда стали известны результаты конкурса по отбору советников, Верховная Рада внесла изменения в Закон "О приватизации государственного имущества", которым запретила приватизацию объектов топливно-энергетического комплекса до принятия закона "Об особенностях приватизации имущества предприятий ТЭК".
Принятию поправок к закону предшествовала определенная борьба ФГИ с парламентским комитетом по экономике. Предметом дебатов стал все тот же термин "промышленный инвестор". Дело в том, что если облэнерго будут продавать только "промышленным инвесторам", то старые оффшорные схемы для приобретения очередной компании у украинских инвестиционных пулов больше не пройдут. Любой другой способ для наших олигархов чреват последствиями, ведь для этого придется легализировать капитал. Вот и пришлось определенным силам в парламенте работать над дестабилизацией ситуации. Ведь даже если Президент эти поправки Верховной Рады и не подпишет, весть о почти удавшемся запрете на приватизацию предприятий ТЭК быстро разлетится и отпугнет чувствительных к таким вещам западных инвесторов — нашим больше достанется...
Облэнерго, которые ФГИ планирует продать с помощью советников
Компания |
Продажа, % УФ |
Киевоблэнерго |
50% + 1 акция |
Ривнеоблэнерго |
50% + 1 акция |
Житомироблэнерго |
50% + 1 акция |
Севастопольгорэнерго |
45% |
Николаевоблэнерго |
45% |
Херсоноблэнерго |
40% |
Кировоградоблэнерго |
26% |
Некоторые финансовые показатели приватизируемых энергокомпаний
Компания |
Валовый доход в 1999 году, тыс. гривен |
Прибыль без вычета налогов в 1999 году, тыс. гривен |
Киевоблэнерго |
345 558 |
14 576 |
Ривнеоблэнерго |
151 393 |
9 224 |
Житомироблэнерго |
194 733 |
14 099 |
Севастопольгорэнерго |
92 617 |
7 415 |
Николаевоблэнерго |
276 784 |
-20 355 |
Херсоноблэнерго |
292 986 |
-29 800 |
Поданным "ИНЭКО-Менеджмент" |
Комментарии
Сергей ОКСАНИЧ, президент инвестиционной компании "Кинто":
— ЕСЛИ БЫ этот тендер по отбору советников проходил на Западе, то в данной группе претендентов по всем своим показателям Credit Swiss First Boston действительно был бы сильнейшим. Сложно сказать, сможет ли этот банк сработать так же эффективно с учетом особенностей Украины. Детальной информации по итогам конкурса, то есть по каким критериям мы выиграли, а по каким проиграли — у нас нет. Жизнь состоит из побед и проигрышей, и мы смотрим на это достаточно спокойно. Конечно, мы допускаем такой ход событий, когда CSFB не сможет достигнуть договоренности с Фондом госимущества — и тогда будут начаты переговоры с нашим консорциумом. Приняв участие в тендере по отбору советника, мы приобрели ценный опыт и будем участвовать в будущих подобных тендерах.
Георгий БУТОВ, заместитель председателя правления АКБ -Форум":
— БАНК "Форум", выходя на тендер по отбору советника, предполагал создавать замкнутый дееспособный консорциум, который охватывал бы все этапы технической работы, связанной с продвижением предполагаемых к продаже облэнерго на рынок, в том числе и на западный. Для этого в составе консорциума присутствовал сам банк, как лид-менеджер, и достаточно известная инвестиционная группа -Сигма-эдвайзор". Инвестиции в Украину через эту структуру с момента создания превысили $100 млн. Кроме этого, у "Сигма-эдвайзор" был достаточный опыт работы с 6 из 7 выставленных на продажу энергокомпаний. Для организации замкнутого цикла в консорциум вошли аудиторская фирма UK-Украина и юридическая компания "Брэйн груп".
Таким образом, замкнутый консорциум, по нашему мнению, мог достаточно успешно выполнить задачи, стоящие перед приватизацией украинских энергокомпаний, и максимально используя знания особенностей украинского рынка, довести представленный на продажу материал до конкретных потенциальных инвесторов как на Западе, так и в Украине.
Достаточно уважая такую структуру как CSFB, мы считаем не совсем корректным говорить о том, в какой мере поставленные задачи сможет выполнить победитель конкурса по отбору советников. Тем не менее по опыту работы в Украине нам представляется проблематичным положительно говорить о том, что эта западная структура в состоянии эффективно провести комплекс работ по продаже облэнерго. Если победитель чувствует в себе силы сработать своим составом, то возникает еше одна проблема — это минимизировать затраты на подготовку документации и оценку компаний. Использование иностранных юридических и аудиторских фирм приводит к большим затратам, которые по условиям конкурса будут возмещаться из бюджета. Выражая мнение своего консорциума, я согласен с тем, что советником должен выступать иностранный партнер, однако считаю, что украинские структуры могли бы выполнить ту же работу дешевле и не менее качественно.