Чего ждать от приватизации с привлечением советника?

Когда же наконец сбудется заветная мечта, и энергокомпании будут раскуплены заветными "промышленными инвесторами", которых так ждут в Украине? Пока же наиболее вероятными участниками дальнейшей распродажи остаются сегодняшние хозяева приватизированных обл

Когда же наконец сбудется заветная мечта, и энергокомпании будут раскуплены заветными "промышленными инвесторами", которых так ждут в Украине? Пока же наиболее вероятными участниками дальнейшей распродажи остаются сегодняшние хозяева приватизированных облэнерго

ПРИВАТИЗАЦИЯ энергети­ки в Украине продолжает­ся с перерывами уже чет­вертый год. В 1998 году были проданы пакеты акций девяти из 27 распределительных энер­гокомпаний (облэнерго). Тогда облэнерго, как правило, поку­пались через оффшоры мест­ными группами бизнесменов. После этого, весь 1999 год, правительство пыталось "разо браться" с новыми собственни­ками, которые, управляя компа­ниями, преследовали доселе чуждые в энергетике капитали­стические интересы, заботи­лись только о собственной при­были, а в энергорынок предпо­читали платить чем угодно, но только не "живыми" деньгами.

В результате перераспреде­лений на вторичном рынке в семи энергокомпаниях государство потеряло контрольный пакет. Эти семь приватизированных облэ­нерго сегодня контролируются украинскими "группами интере­сов", или, как сейчас модно гово­рить, олигархическими кланами. Стратегия государства при продаже энергокомпаний вследствие полученного за по­следние два года опыта тоже претерпела изменения. Сего­дня Фонд госимущества вы­ставляет как можно большие пакеты акций, рассчитывая та­ким образом привлечь не толь­ко наши оффшоры, но и промы­шленных инвесторов. Под "промышленным инвестором" подразумеваются претенден­ты, имеющие опыт работы в энергетике или опыт управле­ния энергокомпаниями. В Фон­де госимущества надеются, что промышленные инвесторы в лице западных энергетических компаний будут участвовать в очередном украинском "прива­тизационном раунде".

Очередная волна

СОГЛАСНО Указу Президен­та, поступления от приватиза­ции до 2003 года должны соста­вить $3 млрд., причем $500 млн. от этой суммы должно посту­пить уже в этом году. В пересче­те на национальную валюту это примерно 2,5 млрд. грн. Фонд госимущества планирует полу­чить 600 млн. гривен от этой суммы, продав облэнерго. Судя по этим цифрам, на очередную крупномасштабную приватиза­цию энергетики государство возлагает большие надежды.

12 ЯНВАРЯ с.г. Фонд госимущества / объявил конкурс по отбору совет-X £ d никое для продажи энергокомпа­ний. Советник оказывает услуги по подго­товке и проведению конкурсной продажи пакетов акций компаний. Идея проведения такого конкурса в Фонде появилась, ко­нечно же, не без участия МВФ.

С помощью советников планируют продать 7 облэнерго, в том числе "Киевоб-лэнерго", "Ривнеоблэнерго", "Житоми-роблэнерго", "Севастопольгорэнерго", "Николаевоблэнерго", "Херсоноблэнерго" и "Кировоградоблэнерго".

Согласно условиям конкурса, претен­дентами на роль советника могли быть ис­ключительно инвестиционные банки и ком­пании, имеющие опыт продажи энергети­ческих объектов на сумму не менее $50 млн. на международных рынках, в том числе, в странах Восточной Европы и СНГ.

Претенденты, на момент конкурса, должны были иметь полностью уплаченный уставный фонд в размере не менее $1 млн.

В случае, если компания существует менее 2 лет, она должна иметь уставный фонд не менее $2 млн. и учредителя, который вла­деет не менее 35% акций компании и соот­ветствует требованиям конкурса.

Одного взгляда на требования к уча­стникам было достаточно, чтобы понять, какой именно советник нужен — автори­тетный западный банк. Если по уставно­му фонду украинские банки еще проходи­ли, то опытом продажи на международ­ных рынках, да еще на $50 млн., похвас­таться мог не каждый. Тем не менее, в конкурсе участвовали как западные банки — Commerzbank, Raiffeizenbank, Credit Swiss First Boston, так и отечественные уч­реждения — инвестиционная компания КИНТО, совместно с корпорацией "Эпик", банк "Форум", совместно с корпорацией "Сигма", и Первый инвестиционный банк. Во второй тур конкурса, из-за отсутствия опыта продажи облэнерго, не попал толь­ко Первый инвестиционный банк.

По результатам конкурса, которые ста­ли известны 20 апреля, первое место от­дано банку Credit Swisse First Boston, вто­рое занял консорциум "КИНТО". Однако официально избранным советник будет считаться только после подписания дого­вора на предоставление услуг.

Выбрав CSFB, в Фонде "убили" сразу несколько зайцев. Этот банк, бесспорно, имеет авторитет на Западе, то есть ему доверяют западные промышленные инве­сторы, которых так ждут в Украине. В на­шей стране CSFB работает уже не первый год, так что с опытом работы с местными компаниями тоже все в порядке. Кроме этого, западный банк не будут так яро об­винять в предвзятости, а он, в свою оче­редь, не будет обязан отчитываться перед депутатами и прокуратурой.

Получается, что CSFB почти идеально подходит для обеспечения прозрачной, образцово-показательной распродажи, которую планирует провести ФГИ.

Согласно положению о порядке осуще­ствления конкурсного отбора, ФГИ начал переговоры с CSFB относительно текста договора. В случае, если на протяжении 20 рабочих дней Фонд и CFSB не придут к со­гласию, ФГИ может либо продлить срок пе­реговоров, либо начать переговоры с обла­дателем второго места — компанией "КИН-ТО", либо прибегнуть к третьему варианту

— признать конкурс несостоявшимся.

Не будем наперед гадать о том, на ка­ких именно условиях CSFB и ФГИ подпишут договор. Уже сегодня банк занял опреде­ленную стратегическую позицию, глава правления банка Александр Базаров на­деется, что банку, совместно с прави­тельством, удастся принять стабилиза­ционные меры в топливно-энергетичес­ком комплексе и таким образом увели­чить привлекательность компаний.

Получается, что банк приложит все си­лы, чтобы найти покупателей для энерго­компаний. Однако если на одну или не­сколько компаний покупатель все-таки не найдется, то случится это в силу объектив­ных обстоятельств, над которыми банк не властен, но, возможно, властно прави­тельство. Позиция абсолютно нормальная и, в случае чего, очень удобная.

ЕСЛИ ОБЛЭНЕРГО будут продавать только "промышленным инвесторам", то старые оффшорные схемы для приобретения очередной компании у украинских инвестиционных пулов больше не пройдут. Любой другой способ для наших олигархов чреват последствиями, ведь для этого придется легализировать капитал

Напомним, что Украина имеет единич­ный опыт продажи энергокомпании с учас тием советника. Так, в 1998 году ФГИ про­давал пакет акций ГАЭК "Донбассэнерго" с помощью тогдашнего советника — победи­теля конкурса банка "Австрия Кредитан-штальт". До продажи, собственно, и не до­шло, более полугода в ФГИ выясняли отно­шения с советником и дождались августов­ского кризиса... Похвастаться после такого сотрудничества действительно нечем.

В самой подборке компаний, выстав­ленных на продажу с советником, трудно не заметить одного интересного момента. Жемчужиной в этом наборе смотрится, ко­нечно же, "Киевоблэнерго" — одна из наи­более инвестиционно привлекательных энергокомпаний Украины. Еще к трем компаниям — "Ривнеоблэнерго", "Жито-мироблэнерго" и "Севастопольгорэнерго" — претензий не возникает. Тем не менее создается впечатление, что остальные три компании были добавлены как бы в на­грузку. В "Николаевоблэнерго" 40% акций находится под арбитражем. Согласно ре­шению арбитражного суда, Фонд госиму­щества должен закончить ранее объявлен­ный конкурс со старыми участниками.

В "Кировоградоблэнерго" 42% акций находится под контролем все того же ин­вестиционного пула "Court Holding", так что инвестор, купивший 26% в Кировогра­де—в случае, если не договорится с ос­тальными владельцами — никогда не смо­жет собрать кворум и провести собрание акционеров. Продать пакеты этих компа­ний промышленным инвесторам будет, мягко говоря, нелегко.

Все-таки, наиболее реальный спрос на выставленные на продажу облэнерго исходит от все тех же украинских офф­шорных групп. Ведь в энергетических компаниях эти группы привлекает не столько призрачная прибыль через нео­пределенное количество лет, сколько воз­можность приложиться к потокам "живых" денег в нашей "гипербартеризированной" экономике. Западные компании такого плюса в украинской энергетике не заме­чают, и поэтому их оценка привлекатель­ности этой стратегической отрасли не­сколько ниже. Ведь в Украине существует множество куда более рентабельных ва­риантов инвестирования, для которых, тем не менее, средств тоже не находится.

С большой уверенностью можно ска­зать, что на конкурсе по "Киевоблэнерго" мы увидим западных инвесторов. Хотя конкурс по этому предприятию уже объяв­лялся. Например, такая компания как AES его проигнорировала — возможно потому, что выставляемый тогда на продажу пакет был поменьше.

И очередной волнорез

ПО ИРОНИИ, в тот же день, когда стали известны результаты конкурса по отбору советников, Верховная Рада внесла изме­нения в Закон "О приватизации государст­венного имущества", которым запретила приватизацию объектов топливно-энерге­тического комплекса до принятия закона "Об особенностях приватизации имущест­ва предприятий ТЭК".

Принятию поправок к закону предшест­вовала определенная борьба ФГИ с парла­ментским комитетом по экономике. Пред­метом дебатов стал все тот же термин "промышленный инвестор". Дело в том, что если облэнерго будут продавать только "промышленным инвесторам", то старые оффшорные схемы для приобретения оче­редной компании у украинских инвестици­онных пулов больше не пройдут. Любой другой способ для наших олигархов чреват последствиями, ведь для этого придется легализировать капитал. Вот и пришлось определенным силам в парламенте рабо­тать над дестабилизацией ситуации. Ведь даже если Президент эти поправки Верхов­ной Рады и не подпишет, весть о почти удавшемся запрете на приватизацию пред­приятий ТЭК быстро разлетится и отпугнет чувствительных к таким вещам западных инвесторов — нашим больше достанется...

Облэнерго, которые ФГИ планирует продать с помощью советников

Компания

Продажа, % УФ

Киевоблэнерго

50% + 1 акция

Ривнеоблэнерго

50% + 1 акция

Житомироблэнерго

50% + 1 акция

Севастопольгорэнерго

45%

Николаевоблэнерго

45%

Херсоноблэнерго

40%

Кировоградоблэнерго

26%

Некоторые финансовые показатели приватизируемых энергокомпаний

Компания

Валовый доход в 1999 году, тыс. гривен

Прибыль без вычета налогов в 1999 году, тыс. гривен

Киевоблэнерго

345 558

14 576

Ривнеоблэнерго

151 393

9 224

Житомироблэнерго

194 733

14 099

Севастопольгорэнерго

92 617

7 415

Николаевоблэнерго

276 784

-20 355

Херсоноблэнерго

292 986

-29 800

Поданным "ИНЭКО-Менеджмент"

Комментарии

Сергей ОКСАНИЧ, прези­дент инвестиционной ком­пании "Кинто":

— ЕСЛИ БЫ этот тендер по отбору советников прохо­дил на Западе, то в данной группе претендентов по всем своим показателям Credit Swiss First Boston дей­ствительно был бы сильней­шим. Сложно сказать, смо­жет ли этот банк сработать так же эффективно с уче­том особенностей Украины. Детальной информа­ции по итогам конкурса, то есть по каким критериям мы выиграли, а по каким проиграли — у нас нет. Жизнь состоит из побед и проигрышей, и мы смот­рим на это достаточно спокойно. Конечно, мы допу­скаем такой ход событий, когда CSFB не сможет до­стигнуть договоренности с Фондом госимущества — и тогда будут начаты переговоры с нашим консор­циумом. Приняв участие в тендере по отбору совет­ника, мы приобрели ценный опыт и будем участво­вать в будущих подобных тендерах.

Георгий БУТОВ, заместитель председателя правления АКБ -Форум":

— БАНК "Форум", выходя на тендер по отбору советника, предполагал создавать замкнутый дееспособный консорциум, который охватывал бы все этапы технической работы, связанной с продвиже­нием предполагаемых к продаже облэнерго на ры­нок, в том числе и на западный. Для этого в составе консорциума присутствовал сам банк, как лид-менеджер, и достаточно известная инвестиционная группа -Сигма-эдвайзор". Инвестиции в Украину через эту структуру с момента создания превысили $100 млн. Кроме этого, у "Сигма-эдвайзор" был до­статочный опыт работы с 6 из 7 выставленных на продажу энергокомпаний. Для организации замкну­того цикла в консорциум вошли аудиторская фирма UK-Украина и юридическая компания "Брэйн груп".

Таким образом, замкнутый консорциум, по на­шему мнению, мог достаточно успешно выполнить задачи, стоящие перед приватизацией украинских энергокомпаний, и максимально используя знания особенностей украинского рынка, довести пред­ставленный на продажу материал до конкретных по­тенциальных инвесторов как на Западе, так и в Ук­раине.

Достаточно уважая такую структуру как CSFB, мы считаем не совсем корректным говорить о том, в какой мере поставленные задачи сможет выполнить победитель конкурса по отбору советников. Тем не менее по опыту работы в Украине нам представля­ется проблематичным положительно говорить о том, что эта западная структура в состоянии эффек­тивно провести комплекс работ по продаже облэ­нерго. Если победитель чувствует в себе силы сра­ботать своим составом, то возникает еше одна про­блема — это минимизировать затраты на подготовку документации и оценку компаний. Использование иностранных юридических и аудиторских фирм при­водит к большим затратам, которые по условиям конкурса будут возмещаться из бюджета. Выражая мнение своего консорциума, я согласен с тем, что советником должен выступать иностранный парт­нер, однако считаю, что украинские структуры мог­ли бы выполнить ту же работу дешевле и не менее качественно.