Это новое delo.ua. Cайт работает в тестовом режиме

Готовить "гастарбайтеров"?

Причины, по которым Украина не готова к Болонскому процессу, и отрицательные последствия присоединения к нему

Причины, по которым Украина не готова к Болонскому процессу, и отрицательные последствия присоединения к нему

Во-первых, наша нынешняя система высшего образования и подавляющее большинство украинских вузов за редким исключением сегодня абсолютно неконкурентоспособны по сравнению с европейскими. Присоединение Украины к Болонскому соглашению подменяет собой задачи внутреннего реформирования нашей системы образования, а значит — мы вступаем в процесс, к которому совершенно не готовы.

Все это приведет к тому, что самые талантливые студенты и выпускники школ уедут в Европу и будут работать на благосостояние европейского бизнеса. Украине вместо выгоды останутся только расходы на содержание системы подготовки работников иностранных компаний.

Во-вторых, сама европейская система высшего образования и научных степеней, по мнению многих специалистов, в том числе и европейских, имеет массу недостатков и менее эффективна, чем та, которую принято называть "советской". Дело в том, что Болонская система ориентирована на элитарный сектор образования, от нее выиграют только самые продвинутые европейские университеты и самые платежеспособные абитуриенты. Качественного массового высшего образования она дать не сможет, а это значит, что такого важного конкурентного преимущества, которое давала "советская система", как высокий уровень образовательного потенциала населения, мы со временем лишимся.

В-третьих, есть существенная разница в традициях системы образования. Европейские университеты всегда были самоуправляемыми организациями, с автономными источниками финансирования, большими собственными бюджетами, независимой кадровой и научно-образовательной политикой. К тому же в европейских университетах столетиями концентрировалась не только педагогическая, но и исследовательская база.

У нас же университеты никогда не были автономными корпорациями и никогда не жили по законам рынка. Основной функцией отечественных вузов традиционно была педагогическая, а исследовательская база была очень слабой, за редчайшим исключением. Исследовательские центры у нас формировались на базе НАНУ и отраслевых институтов.

Сюда нужно добавить еще и разницу в философии образования: для нас характерна большая универсальность и фундаментальная направленность получаемых знаний, а для Европы — их практическая ориентация.

В-четвертых, если проанализировать суть Болонского процесса и его последствия, то становится понятной конечная цель. Европейские страны хотят оптимизировать расходы и экономический эффект от системы образования. Проще говоря: Европа не хочет оплачивать "лишние знания" будущих работников и желает ускорить сроки подготовки специалистов узкого профиля. Европейская экономика уже структурирована и требует большого числа молодых специалистов, которые будут знать "мало, но твердо".

Такая постановка вопроса, может быть, и логична для стабильных развитых обществ, но перед Украиной стоят совсем другие задачи. Нам нужны серьезные специалисты, которые могли бы быть не только наемными работниками, но и руководителями предприятий. Нам нужны люди, которые могут вывести из кризиса предприятия, отрасли и экономику в целом. Нам нужно всесторонне развитое и образованное население — как главное наше конкурентное преимущество, которого нет у большинства европейских стран.

В-пятых, до того, как среднедушевой ВВП Украины сравняется с европейским, до того, как завершатся структурные реформы в экономике и до того, как Украина получит внятную перспективу присоединения к ЕС, Болонский процесс для Украины не имеет прагматичного смысла. Сегодня Болонский процесс для Украины — это односторонняя уступка Европе и отказ от амбиций стать сильной, умной, конкурентоспособной нацией.

По большому счету, проблема Болонского процесса — это проблема экономической стратегии и политэкономической модели Украины. Если мы ориентируемся на доминирование иностранного капитала в экономике и статус ресурсного придатка постиндустриального мира — тогда, действительно, более логично в системе образования готовить "прислугу" и "гастарбайтеров". А если мы хотим стать научно-технической державой, постиндустриальным обществом и великой европейской нацией — систему образования нужно ориентировать совсем на другие приоритеты.