Готовить "гастарбайтеров"?

Причины, по которым Украина не готова к Болонскому процессу, и отрицательные последствия присоединения к нему
Адаптуйте бізнес-стратегію до сучасних викликів разом з управлінцями «Біосфера», Ajax, Bolt, Prom.ua, Uklon та ще понад 60 топових компаній
13 грудня на GET Business Festival отримайте перевірені стратегії залучення інвестицій для бізнесу, просування продукту онлайн та цифровізації бізнесу.
Забронювати участь

Причины, по которым Украина не готова к Болонскому процессу, и отрицательные последствия присоединения к нему

Во-первых, наша нынешняя система высшего образования и подавляющее большинство украинских вузов за редким исключением сегодня абсолютно неконкурентоспособны по сравнению с европейскими. Присоединение Украины к Болонскому соглашению подменяет собой задачи внутреннего реформирования нашей системы образования, а значит — мы вступаем в процесс, к которому совершенно не готовы.

Все это приведет к тому, что самые талантливые студенты и выпускники школ уедут в Европу и будут работать на благосостояние европейского бизнеса. Украине вместо выгоды останутся только расходы на содержание системы подготовки работников иностранных компаний.

Во-вторых, сама европейская система высшего образования и научных степеней, по мнению многих специалистов, в том числе и европейских, имеет массу недостатков и менее эффективна, чем та, которую принято называть "советской". Дело в том, что Болонская система ориентирована на элитарный сектор образования, от нее выиграют только самые продвинутые европейские университеты и самые платежеспособные абитуриенты. Качественного массового высшего образования она дать не сможет, а это значит, что такого важного конкурентного преимущества, которое давала "советская система", как высокий уровень образовательного потенциала населения, мы со временем лишимся.

В-третьих, есть существенная разница в традициях системы образования. Европейские университеты всегда были самоуправляемыми организациями, с автономными источниками финансирования, большими собственными бюджетами, независимой кадровой и научно-образовательной политикой. К тому же в европейских университетах столетиями концентрировалась не только педагогическая, но и исследовательская база.

У нас же университеты никогда не были автономными корпорациями и никогда не жили по законам рынка. Основной функцией отечественных вузов традиционно была педагогическая, а исследовательская база была очень слабой, за редчайшим исключением. Исследовательские центры у нас формировались на базе НАНУ и отраслевых институтов.

Сюда нужно добавить еще и разницу в философии образования: для нас характерна большая универсальность и фундаментальная направленность получаемых знаний, а для Европы — их практическая ориентация.

В-четвертых, если проанализировать суть Болонского процесса и его последствия, то становится понятной конечная цель. Европейские страны хотят оптимизировать расходы и экономический эффект от системы образования. Проще говоря: Европа не хочет оплачивать "лишние знания" будущих работников и желает ускорить сроки подготовки специалистов узкого профиля. Европейская экономика уже структурирована и требует большого числа молодых специалистов, которые будут знать "мало, но твердо".

Такая постановка вопроса, может быть, и логична для стабильных развитых обществ, но перед Украиной стоят совсем другие задачи. Нам нужны серьезные специалисты, которые могли бы быть не только наемными работниками, но и руководителями предприятий. Нам нужны люди, которые могут вывести из кризиса предприятия, отрасли и экономику в целом. Нам нужно всесторонне развитое и образованное население — как главное наше конкурентное преимущество, которого нет у большинства европейских стран.

В-пятых, до того, как среднедушевой ВВП Украины сравняется с европейским, до того, как завершатся структурные реформы в экономике и до того, как Украина получит внятную перспективу присоединения к ЕС, Болонский процесс для Украины не имеет прагматичного смысла. Сегодня Болонский процесс для Украины — это односторонняя уступка Европе и отказ от амбиций стать сильной, умной, конкурентоспособной нацией.

По большому счету, проблема Болонского процесса — это проблема экономической стратегии и политэкономической модели Украины. Если мы ориентируемся на доминирование иностранного капитала в экономике и статус ресурсного придатка постиндустриального мира — тогда, действительно, более логично в системе образования готовить "прислугу" и "гастарбайтеров". А если мы хотим стать научно-технической державой, постиндустриальным обществом и великой европейской нацией — систему образования нужно ориентировать совсем на другие приоритеты.