НБУ курс:

USD

41,88

--0,05

EUR

43,51

--0,07

Наличный курс:

USD

42,31

42,23

EUR

44,40

44,15

Неспортивные расходы

Олимпиады и чемпионаты постепенно превращаются из прибыльного бизнеса в демонстрацию политической мощи

Седьмого февраля олимпийский огонь загорится над центральным стадионом в Сочи, ознаменовав открытие XXII зимних Олимпийских игр. До этого момента факел с огнем побывал в большинстве крупных российских городов, а в ноябре он даже поднимался на земную орбиту вместе с очередным экипажем МКС. Точную сумму расходов на эту эстафету огня в России не обнародуют, но по оценкам спортивных экспертов, она стоила не меньше 15 млрд. рублей ($430 млн.). Дополнительно 2 млн. рублей было потрачено на изготовление факелов, которые постоянно ломались.

Впрочем, затраты на эстафету могут оказаться лишь сотой частью общих расходов на подготовку города Сочи и всего Краснодарского края к соревнованиям. Российские власти пока не озвучивают суммы, но западные СМИ оценивают Олимпиаду в Сочи в среднем в $50 млрд. Для сравнения: затраты на прошлые зимние Олимпийские игры в 2010 году в Ванкувере составили $9 млрд., при этом премьер Канады Стивен Харпер постоянно подвергался критике из-за завышенных расходов. В России же решили не мелочиться — если цифра в $50 млрд. близка к истине, то это будет самое дорогое спортивное событие за всю мировую историю. Оценка затрат на сочинскую Олимпиаду отражает общую тенденцию в мире большого спорта — массовые соревнования и олимпиады становятся все дороже, а инвестиции в них возвращаются все реже. Последняя успешная Олимпиада с экономической точки зрения состоялась в Сиднее 13 лет назад: на ее проведение было потрачено $4 млрд., при этом она принесла Австралии $300 млн. чистого дохода. "Ни одна из олимпиад, которая была проведена после 2000 года, не окупилась, а некоторые принесли огромные убытки", — утверждает Кристофер Олд, профессор австралийского Griffith University.

Это привело к тому, что многие страны отказываются проводить у себя олимпиады. Слишком велики затраты на разовое привлечение туристов в страну или повышение имиджа спорта среди местного населения. Поэтому, по мнению Роберта Вамбери из американского Pace University, в последние годы спортивные соревнования становятся дорогой игрушкой для автократичных режимов или арабских шейхов. Проведение крупного спортивного мероприятия, за которым следит весь мир, дает лидерам этих стран возможность укрепить свой личный имидж. Экономика в таком случае отходит на второй план.

Монумент

Финальный матч, который определит олимпийских чемпионов по хоккею, состоится 23 февраля. Он может стать одним из самых радостных дней для Владимира Путина — если в этом матче будет играть сборная России, а ее центральный нападающий Евгений Малкин забросит решающую шайбу. Возможно, зрители даже увидят скупую мужскую слезу президента России, как это было в тот момент, когда он стал президентом в третий раз.

Впрочем, победа российской хоккейной команды не так важна по сравнению с тем, что Олимпиада в Сочи станет вершиной могущества и международного влияния России. В прошлом году Москва стала основной фигурой в решении сирийского кризиса и вернула Украину на свою геополитическую орбиту. Растущий имидж российского президента мог серьезно омрачить международный бойкот Олимпиады, о возможности которого заявляли чиновники США и ЕС. По мнению западных СМИ, именно это подтолкнуло Путина к решению об освобождении Михаила Ходорковского и Платона Лебедева.

Щедрость президента заметна и в финансовом вопросе. Еще в 2011 году все затраты на зимние Олимпийские игры в России были выведены из-под контроля министерства финансов и отданы в спецфонд президента, который государственные органы проверять не имеют права. Возможно, это случилось еще и потому, что расходы на подготовку Игр начали стремительно расти. По оценке BusinessWeek, каждое соревнование в Сочи будет стоить более $500 млн. Для сравнения: соревнования на Олимпиаде-2008в Пекине обходились в пять раз дешевле.


Колоссальные расходы на проведение Олимпиады не уберегли Россию от форс-мажоров: на 23 января из 150 олимпийских объектов 30 были не достроены. По мнению Ханны Холмс из канадского McMaster University, сочинские Игры не только пройдут на фоне недостроев, но и оставят после себя никому не нужные стадионы и лыжные трассы. Ведь продать их частному инвестору, как это сделали в Лондоне, вряд ли удастся: стоимость недвижимости в Краснодарском крае не растет такими же темпами.

На проведение зимней Олимпиа-ды-2012 Лондон потратил $19 млрд. При этом большую часть денег на строительство спортивных объектов выделили частные инвесторы, которым правительство пообещало налоговые каникулы на пять лет. "После Лондона-2012 мы сразу начали продавать спортивные арены частным инвесторам, вернув таким образом более 30% затрат на Олимпиаду", — рассказала "Инвестгазете" Ханна Холмс. В итоге общие убытки от Лондона-2012 составили только $200 млн., при этом 60% британцев считали, что на спорт истрачено слишком много.

Гол в свои ворота

После появления первой информации о затратах в России экономисты Южной Кореи, которая должна проводить зимнюю Олимпиаду-2018, заговорили, что это было поспешное решение. А Австрия отозвала свою заявку на проведение таких же игр в 2022 году. Впрочем, дорого обходятся не только олимпиады. И понимают это не только экономисты.

Когда в 2006-м Бразилия подала заявку на право проводить чемпионат мира по футболу 2014 года, он должен был стать демонстрацией экономической мощи страны. "Подавая заявку на проведение чемпионата, Бразилия и не рассчитывала на окупаемость, понимая, что это будет самый дорогой чемпионат по футболу за всю историю", — пояснил "Инвестгазете"Эндрю Цимбалист, профессор Harvard University.

В 2012-м, когда Бразилия получила право проводить чемпионат, ввод-ные данные уже изменились. Если в 2006 году рост ВВП страны составлял 8,5%, то в 2012-м — всего 0,9%. Поэтому новость о проведении затратного состязания обрадовала не всех бразильцев — страна пережила самые массовые протесты за свою новейшую историю. Выступая на Всемирном экономическом форуме в Давосе в январе 2014-го, президент страны Дилма Русеф заявила, что Бразилия готова к чемпионату. Но не стала упоминать, что расходы на его подготовку уже достигли $3,9 млрд.


Конечно, по сравнению с олимпийскими затратами России это небольшая сумма. Но большинство бразильцев не хотят, чтобы страна тратила миллиарды на стадионы, возводимые рядом с трущобами. Поэтому Дилме Русеф будет очень сложно победить на выборах, которые пройдут сразу после чемпионата. "Расходы России и бунты в Бразилии показали, что спорт — это не только неприбыльно, но даже опасно для демократических лидеров", — отметил "Инвестгазете" Макс Натан из London School of Economic. По его мнению, если политика экономии в развитых странах будет проводиться и дальше, то вскоре за крупные спортивные чемпионаты будут бороться только государства третьего мира. Еще одним фактом, подтверждающим, что все меньше стран готовы тратить миллиарды на масштабные спортивные события, стал выбор места проведения чемпионата мира по футболу в 2022 году — Катар. В этой стране средняя температура летом, когда и должны проводиться матчи, достигает +40 по Цельсию, поэтому сразу после победы в жеребьевке Катар заявил, что соревнования необходимо перенести на зиму. Это вызвало скандал, но в FIFA нашли аргумент: Катар уже строит четыре стадиона для проведения игр чемпионата на сумму в $15 млрд., поэтому отказывать ему нет смысла. Возможно, такая позиция футбольных функционеров связана с тем, что ближневосточное королевство было единственным подавшим заявку на проведение мирового первенства.

Другой путь

Единственной страной, которая сейчас сохраняет оптимизм относительно проведения у себя Олимпиады, остается Япония. В сентябре 2013-го эта страна выиграла право проводить летние Игры в 2020 году. Премьер Синдзо Абе сразу заявил, что эти соревнования принесут более $28 млрд. новых инвестиций и создадут 150 тыс. рабочих мест. По мнению политика, подготовка к Олимпиаде должна совпасть с экономическим возрождением страны. Схожие аргументы звучали в Японии и перед Олимпиадой 1964 года в Токио, и тогда они подтвердились. Но даже при таком оптимистическом настрое профессор Harvard Business School Джон Макомбер считает, Что Олимпиада в Японии нарастит ее ВВП максимум на 0,1%. "Уже сейчас Токио необходимо начать строительство стадионов и инфраструктуры, чтобы завершить его к 2020 году. Но в условиях слабой экономики дополнительные расходы могут опять привести к рецессии", — заявил он "Инвестгазете".

Поэтому неудивительно, что сейчас в Японии все больше "за" звучит за то, чтобы провести Игры скромно, потратив на них не более $10 млрд. Это позволит Токио окупить все расходы. Если эта точка зрения станет преобладающей в правительстве, Олимпиада-2020 может стать переломным моментом возвращения к скромным спортивным мероприятиям. На которых, кроме всего, удастся заработать. Как на чемпионате мира по крикету, который принес Шри-Ланке в 2011 году $1,6 млрд. прибыли при расходах в $300 млн.