- Категория
- Политика
- Дата публикации
Сменили тактику
В начале минувшей недели, когда ведущую к Кабмину улицу Грушевского уже перегородили баррикады из сгоревших машин, руководство страны продолжало делать вид, что ничего не происходит. То есть, конечно, власти требовали прекратить нарушение общественного порядка, а МВД напоминало об ответственности по ст. 294 УК (массовые беспорядки). Но в то же время президент и премьер-министр демонстративно занимались другими делами — обсуждением принятого бюджета и развитием инфраструктуры областей, а также составлением планов о доработке Госпрограммы активизации развития экономики на 2013-2014 годы.
Тем временем на улицах столицы становилось все неспокойнее. Автомобили активистов Автомайдана били и жгли люди в камуфляжной форме. Досталось и самим водителям. Неизвестные лица в штатском похищали участников протестов прямо из больниц, куда пострадавшие обращались за медицинской помощью. Появились первые серьезно раненые, а потом и убитые в районе активного противостояния. Позднее в интернете выложили видео издевательств силовиков над людьми, которых схватили на улице Грушевского. Впоследствии глава МВД Виталий Захарченко был вынужден извиняться за "недопустимые действия людей в милицейской форме".
Долго игнорировать реальность не вышло. 22 января вступили в силу скандальные законы, весь мир заговорил о первых погибших в уличных столкновениях, а переговоры лидеров оппозиции с Виктором Януковичем и участниками рабочей группы по урегулированию политического кризиса зашли в тупик.
Уход от реальности
Собственно, о том, что переговоры закончатся ничем, можно было догадаться. К примеру, премьер Николай Азаров считает, что политического кризиса, как такового, в стране нет. По его мнению, кризис, это "Когда не работает правительство, президент не может исполнять свои обязанности и законодательная власть не работает. В классическом понимании никакого кризиса у нас нет", — заявил Азаров в интервью изданию "Аргументы и факты — Украина". Поэтому власти не намерены всерьез воспринимать ультиматумы, которые предъявляет Евромайдан.
Напротив, похоже, они сами готовы ставить ультиматумы, требуя немедленно очистить улицы и административные здания, и только потом, возможно, рассмотреть вопросы амнистии участников акций, а также ряд других вопросов. Складывается впечатление, что требования отставки президента и правительства, роспуск "Беркута" были отнесены к разряду малозначительных. Примечательный факт: после встречи министр юстиции Елена Лукаш абсолютно серьезно заявила, что ни один из лидеров оппозиции не согласился признать экстремистами участников протестов на Грушевского. Кроме нее, участие в переговорах оппозиции с главой государства принимали секретарь Совета национальной безопасности и обороны Андрей Клюев и советник президента Украины Андрей Портнов. Присутствовавшие на встрече лидер фракции партии "УДАР" Виталий Кличко, лидер фракции "Батькивщина" Арсений Яценюк и лидер фракции "Свобода" Олег Тягнибок, по всей вероятности, не смогли предоставить убедительных аргументов своей правоты, несмотря на десятки тысяч стоявших на улице протестующих.
Первый раунд переговоров, как его окрестили в Администрации президента, закончился безрезультатно. Так же закончилась и вторая попытка — на следующий день. Президент тянул время, предпочитая встрече с оппозиционерами переговоры с руководством ExxonMobil о планируемом подписании договора по добыче углеводородов на Скифском участке Черноморского шельфа. Его позиция осталась неизменной, о чем Виктор Янукович заявил позднее. "Я буду сейчас проводить антикризисный штаб. Уже есть связь, мы будем продолжать диалог с лидерами оппозиции… Я буду делать все, чтобы остановить этот конфликт, чтобы остановить насилие… Если удастся по-хорошему, остановим по-хорошему, если не удастся — будем применять все законные методы", — заявил Янукович в пятницу в ходе встречи с главами церквей и религиозных организаций.
Протестующих в центре Киева глава правительства называет террористами и преступниками, в то время как "вся страна на самом деле живет нормальной жизнью". А правоохранителей — чуть ли не напрасно обвиненными героями, у которых "на Грушевского вообще нет огнестрельного оружия". Видимо, исходя из этих соображений, он поручил министру МВД Виталию Захарченко обеспечить милиционеров надлежащей помощью и поддержкой из резервного фонда Кабмина. А в качестве бонуса правительство сняло ограничение на использование водометов при минусовых температурах и расширило возможности правоохранителей для "защиты безопасности граждан".
Радикальные перемены
Видимо, проникшись такой заботой о собственной безопасности, граждане в разных уголках страны 23 января вышли на массовые митинги с требованиями отставки президента Виктора Януковича и местных властей. Подали в отставку несколько судей, которые должны были рассматривать дела протестующих. В некоторых регионах обладминистрации были взяты штурмом, а губернаторов и их замов вынудили написать заявления об отставке. Как это случилось, например, со львовским губернатором Олегом Сало, впоследствии заявившим, что полномочий не слагал, поскольку заявление написано под давлением. В ответ милиция задержала десятки активистов и открыла уголовные дела — во Львове, Ивано-Франковске, Ровно, Черкассах, Житомире и Тернополе. К вечеру пятницы шесть облгосадминистраций в западных регионах были захвачены протестующими. В Виннице жители заблокировали движение в центре города. В Ужгороде и Днепропетровске блокировали обладминистрации, а в Черкассах милиция отбила штурм и арестовала активистов. В Сумах, Полтаве и Херсоне начались протесты. Четыре области на востоке страны, Одесская область и Крым выразили поддержку власти.
А в это время Николай Азаров на международном экономическом форуме в Давосе объяснял иностранной прессе, что украинские власти заинтересованы в мирном разрешении нынешнего кризиса (подробнее о форуме см. стр. 24). И о том, что в Киеве действуют боевики, которые хотят совершить государственный переворот, в связи с чем проведение досрочных выборов парламента и тем более президентских "абсолютно нереально". Тем не менее он не согласился с высказыванием главы российского МИДа Сергея Лаврова о том, что "ситуация выходит из-под контроля".
Однако именно этот факт беспокоит не только Россию. Глава Европарламента Мартин Шульц в интервью немецкому изданию Deutschlandfunk заявил, что в сложившейся ситуации Виктор Янукович должен распустить Верховную Раду и провести досрочные выборы. В свою очередь вице-президент США Джо Байден по телефону призвал Януковича к немедленной деэскалации конфликта. К этому времени США уже запретили въезд в страну украинским чиновникам, которые, по мнению Госдепартамента, виновны в разгоне мирных демонстраций. В соответствующем сообщении на сайте посольства США в Украине фамилии не указаны. Но проживающая в США журналистка Мирослава Гонгадзе на своей страничке в Facebook написала, что въезд закрыли народным депутатам от фракции Партии регионов Владимиру Олейнику и Елене Бондаренко. Кроме того, в конце прошлой недели в Киев прибыл член Еврокомиссии Штефан Фюле. А на этой неделе в Украину должна приехать верховный представитель ЕС по иностранным делам Кэтрин Эштон, чтобы "встретиться с президентом Януковичем, а также лидерами оппозиции".
Россия тоже не осталась в стороне, продолжая вести свою политическую игру. Член комитета Госдумы РФ по международным делам Ян Зелинский обратился к Сергею Лаврову с предложением объявить персонами нон-грата Олега Тягнибока и Арсения Яценюка. Кроме того, пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков осудил представителей других иностранных государств за вмешательство. В российских СМИ со ссылкой на источники, близкие к администрации президента РФ Владимира Путина, появилась информация о возможной приостановке выдачи кредитов Украине, если в стране появится угроза смены власти. Напомним, что Россия обещала Украине $15 млрд. в 2013-2014 годах. Первые $3 млрд. были получены в конце декабря, перечисление очередной суммы в $2 млрд. запланировано на конец января. Но одновременно Украине напомнили о долге в $2,7 млрд. за поставленный в 2013 году газ. Срок погашения — 25 января. В свое время под давлением подобных "аргументов" России руководство Украины отказалось от подписания Соглашения об ассоциации с ЕС, что и стало причиной возникновения Евромайдана. Его разгон "Беркутом" 30 ноября вызвала волну массовых протестов.
Возможные результаты
Все эти события не на шутку взволновали украинское руководство. Тем более что и в Партии регионов появились свои недовольные. В частности, Львовская областная организация заявила, что руководство партии должно уйти в отставку, а президент Украины — назначить внеочередные выборы в Верховную Раду. "Вместо обещанной стабильности и евроинтеграции страна поставлена на грань гражданской войны, хаоса и раскола. Поэтому в такой ситуации мы требуем немедленно созвать съезд партии", — сказано в заявлении.
В то же время Виктор Янукович провел кадровые перестановки, назначив главу СНБО Андрея Клюева руководителем своей администрации. Его первым замом стал Андрей Портнов, который поменялся должностями с Ириной Акимовой, назначенной советником президента. Ирина Акимова утверждена также представителем президента в Кабинете Министров Украины.
Кроме того, в пятницу в ВР был зарегистрирован законопроект регионала Владислава Атрошенко, отменяющий два самых одиозных из принятых 16 января законов №721-VІІ (вводящего уголовную ответственность за клевету и экстремизм и ужесточающего санкции за участие в массовых собраниях) и №725-VІІ (заочное уголовное производство). А президент заявил о необходимости продолжения переговоров с оппозицией, а также переформатировании правительства и внесении изменений в скандальные законы от 16 января. Два последних вопроса могут быть рассмотрены парламентом на внеочередной сессии, которую спикер ВР Владимир Рыбак согласился созвать 28 января в 10.00.
Впрочем, заявление президента часть экспертов уже расценили как "ловушку". Поскольку внесение изменений в законы, к законности процедуры принятия которых до сих пор остается масса вопросов, может быть расценено как попытка их легитимации. Кроме того, если переговоры с оппозицией не дадут результата, вполне вероятно, что провластные депутаты введут режим чрезвычайного положения в стране, несмотря на заверения гаранта Конституции, данные им президенту Еврокомиссии Жозе Мануэлу Баррозу. Возможны и другие варианты развития событий, которые, к сожалению, сейчас не может предусмотреть никто.
Обзор иностранных СМИ
Осуждение насилия пронеслось потоком по всей Европе. Карл Бильдт, министр иностранных дел Швеции, назвал ситуацию крайне серьезной. Ответ ЕС еще предстоит выяснить, сказал он, но "это не будет обычным делом". Жозе Мануэль Баррозу, президент Европейской комиссии, сказал, что был крайне обеспокоен смертями. Он добавил: "Я хотел бы подчеркнуть ответственность украинских властей принять сейчас меры по деэскалации этого кризиса и отдельную необходимость начать подлинный диалог с оппозицией и с гражданским обществом о путях преодоления этого глубокого кризиса".
Если вы увидите фото украинских протестующих с дуршлагами на голове, не смейтесь — этот феномен, кажущийся абсурдом, на самом деле является частью растущих в Украине беспорядков.
В пятницу правительство приняло ряд законов, призванных заставить протестующих замолчать. Кроме всего прочего, они содержат положения, позволяющие правительству запрещать гражданам различные виды высказываний в интернете. Как сообщал на прошлой неделе Вил Энглунг из The Washington Post, один из этих законов также запрещает людям носить каски на протестах — опасное предложение, учитывая сообщения о насилии, которые поступают из Киева. Некоторые участники протестов и репортеры ответили тем, что надели дуршлаги на головы.
Несмотря на суровость новых законов, кажется, что протестующих не разубедить — их лагерь уменьшился за последний месяц, сообщает Энглунг, но "не показывает признаков закрытия".
"Уважаемый абонент, вы зарегистрированы как участник массовых беспорядков" — это текстовое сообщение получили тысячи протестующих в Киеве, когда они проснулись во вторник утром.
Это звучит как выдержка из "1984" Джорджа Оруэлла. Предположительно, сообщение создано властями (хотя отправитель обозначен только как "111") и разослано людям в качестве публичного предупреждения гражданских неповиновений.
На самом деле совсем необязательно получатели сообщения участвовали в протестах. Они могли просто находиться вблизи центра столицы Украины. Как сообщает New York Times, украинское правительство использует телекоммуникационные технологии, чтобы точно определить местонахождение мобильных телефонов, которые используются неподалеку столкновений между полицейскими и протестующими рано во вторник.
Нынешнее усиление волны насилия в Украине превысило все допустимые пределы. Сейчас, похоже, ситуация выходит из-под контроля. Есть уже несколько погибших от огнестрельного оружия в Киеве. Глава внешнеполитического ведомства России Сергей Лавров озвучил ответ Кремля на последние события в Киеве. Министр считает неприличным поведение некоторых европейских политиков, которые без приглашения приехали в Киев для участия в антиправительственных акциях.
"Это просто неприлично, именно это, кстати, подогревает ситуацию", — сказал Лавров. После того как Россия перехватила инициативу у ЕС и склонила Украину не подписывать Соглашение об ассоциации с Евросоюзом, Москва остается политической и экономической покровительницей президента Виктора Януковича, который продемонстрировал абсолютную политическую близорукость в разрешении этого кризиса.
Такое положение дел расширяет возможность вмешательства российского правительства в дела Украины. Жесткие заявления Сергея Лаврова лишний раз подтверждают такую возможность.
Было бы чрезвычайно опасно предоставить Украину самой себе. Янукович и лидеры оппозиции — если их еще можно считать представителями интересов всех демонстрантов — осыпают друг друга обвинениями. Без вмешательства извне они вряд ли придут к компромиссу. Только совместные действия России и Евросоюза могут предотвратить эскалацию насилия и скатывание Украины в ситуацию, предвещающую гражданскую войну.
Это сложная задача, если учесть сложный баланс интересов, отсутствие четких целей в политике ЕС по отношению к Украине и, прежде всего, господствующее в Москве стремление не допустить преимуществ другой стороны во внешней политике.
Сирия — катастрофический пример того, к чему приводит вызванное разногласиями бездействие международного сообщества. При этом именно на примере Сирии стало ясно, что давление со стороны Запада — а Евросоюзу пора, наконец, пригрозить санкциями режиму Януковича — вместе с прагматическим подходом России способны привести к политическому решению.
Скатывание Украины на грань гражданской войны не отвечает интересам ни России, ни Запада. Евросоюз должен проявить здесь дипломатическую инициативу
в отношении Москвы.
Вместе с "умным" международным давлением и вмешательством массовое сопротивление в Украине может свести страну с дестабилизирующей и разрушительной дороги, прокладываемой Януковичем.
Главным приоритетом в вопросе восстановления стабильности в Украине и достижения консенсуса должно быть формирование нового парламентского большинства, которое выступит против тактик полицейского государства. Это парламентское большинство может служить как легитимный, конституционный источник власти. Западные дипломаты и оппозиционные лидеры должны осторожно добиваться этой цели.
В то же время лидеры ЕС и президент Обама должны прямо поговорить с Януковичем и предупредить его о печальных последствиях для него самого и для экономического будущего Украины в том случае, если президент Украины выберет путь репрессий.
Все еще существует шанс вернуть Украину на путь демократии и европейского будущего. Главное — сейчас не время терять надежду ни украинцам, ни Западу. Цель достижима вопреки и благодаря кровопролитиям на улицах Киева.