Вид на океан

Вадим Новинский продолжает коллекционировать судостроительные активы. Очередным приобретением стал Николаевский завод "Океан", следующим на очереди может оказаться Судостроительный завод им. 61 коммунара.


В Николаеве уже особо не удивляются, когда видят у проходной какого-либо судостроительного завода людей в камуфляже и масках. Частая смена руководства николаевских судостроительных предприятий — отличительный знак региона. Только за последнее десятилетие на одном Черноморском судостроительном заводе (ЧСЗ) подобное происходило неоднократно. Особенно активизировались подобные "маски-шоу" после того, как интерес к кораблестроению стали проявлять крупные бизнес-группы.

Очередным местом проведения "шоу" стал Николаевский судостроительный завод "Океан", где в течение одной недели после захвата 18 ноября полностью сменился менеджмент. Если в предыдущие годы приходилось "искать след" того, кто стоит за захватом, то в ситуации с "Океаном" с самого начала были известны противоборствующие стороны: Константин Жеваго и Вадим Новинский. Первый интересовался заводом достаточно давно, второй был "призван на спасение" предприятия акционерами. Итогом схватки, которую выиграл партнер Рината Ахметова, станет создание крупнейшего игрока в судостроительной отрасли Украины.

Бесхозный "Океан"

Об интересе к судостроительному заводу "Океан" на керченском "Заливе" не скрывали. Согласно официальной версии, николаевское предприятие интересовало "Залив" в качестве субподрядчика для размещения заказа от перспективного клиента. Заказ, который не вписывался в текущую производственную программу "Залива", позволил бы "Океану" заработать порядка $3 млн., сообщил председатель наблюдательного совета судостроительного завода "Залив" Николай Кузьменко. О том, что подобный интерес к предприятию проявляют и в "Смарт-холдинге", окончательно стало известно уже после смены руководства завода, когда на пост президента был назначен бывший генеральный директор принадлежащего Вадиму Новинскому Херсонского судостроительного завода (ХСЗ) Василий Федин, а также последующих назначений на ключевые посты "Океана" выходцев из ХСЗ. По мнению аналитиков, подобная тактика применялась и при вхождении в состав судостроительного субхолдинга Smart Maritime Group "Смарт-холдинга" и Черноморского судостроительного завода.

В "Смарт-холдинге" ситуацию с "Океаном" объясняют инициативой владельцев предприятия. "Совсем недавно акционеры Николаевского завода "Океан", желая остановить банкротство и возобновить работу своего предприятия, обратились к "Смарт-холдингу" с просьбой создать партнерство на базе "Океана". Менеджеры "Смарт-холдинга" будут осуществлять оперативное управление предприятием", — прокомментировал ситуацию Александр Юрков, руководитель направления судостроения "Смарт-холдинга".

Там за "Океаном"

Следует отметить, что "Смарт-холдинг" получил в оперативное управление довольно привлекательный актив. До начала проблем на предприятии завод выпускал пятую часть всей продукции отрасли, его чистый доход в 2009 году составлял почти 804 млн. грн. В докризисный период, по мнению Виктора Лисицкого, первого вице-президента ассоциации судостроителей Украины "Укрсудпром", "Океан" оценивался минимум в $400-500 млн. Известно, что один из предыдущих владельцев "Океана" — Damen Shipyard Group — за шесть лет построил 55 судов.

Цена за вхождение менеджмента "Смарт-холдинга" в "Океан" оказалась не такой уж большой — стоило всего лишь погасить 38,5 млн. грн. долга по зарплате. "В процессе управления представители "Смарт-групп" гарантируют нам в течение максимум двух недель погасить задолженность по заработной плате", — сообщил журналистам николаевский губернатор Николай Круглов. Для сравнения: пакет акций Черноморского судостроительного завода (ЧСЗ) обошелся значительно дороже — около 117 млн. грн. за практически разваленное предприятие, на восстановление которого потребуется не менее $89 млн. до 2013 года, что, по расчетам собственников, позволит заработать ЧСЗ не менее $1,4 млрд. за пять лет. Другой актив — Херсонский судостроительный завод — обошелся Вадиму Новинскому в 52,2 млн. грн. и уже через пять лет увеличил чистый доход на 215 млн. грн.

По мнению аналитиков, приход нового руководства на "Океан" пойдет на пользу предприятию, завершившему 2010 год с убытками в размере 37 млн. грн. "После прихода менеджмента Вадима Новинского на судостроительный завод "Океан" можно ожидать выхода компании на безубыточную деятельность по аналогии с двумя другими предприятиями, находящимися под контролем "Смарт-холдинга", — считает старший аналитик ИК Astrum Investment Management Игорь Билык. Приобретение контроля над "Океаном" позволит расширить линейку производимой продукции, что повысит конкурентоспособность компании и позволит иметь больше шансов на получение заказов, утверждают участники рынка. В пользу этого говорит и тот факт, что новое образование объединит в себе предприятия, выпускающие не менее 70% продукции судостроения Украины, и может стать заметным игроком на мировом рынке. "На наш взгляд, усиление кооперации между украинскими судостроительными предприятиями, в том числе в области маркетинга и технической экспертизы, а также восстановления репутации (выполнение взятых на себя обязательств), позволит усилить позиции украинских верфей на мировом рынке", — считает Александр Юрков.

О том, будут ли новые приобретения, в компании Smart Maritime Group не говорят, сетуя на то, что и на имеющиеся активы найти бы заказы. Сегодня в Украине остались два привлекательных судостроительных актива, которые могут заинтересовать Вадима Новинского — керченский "Залив" Константина Жеваго и государственный Судостроительный завод им. 61 коммунара, разговор о необходимости приватизации которого ведется много лет. Не так давно на пресс-конференции новоназначенный директор "Океана" Василий Федин заявил, что "если государство не может финансировать Судостроительный завод им. 61 коммунара и принять какие-то меры для улучшения ситуации на предприятии, то оптимальным выходом будет его приватизация". Это значит, что "Смарт-холдинг" будет лоббировать приватизацию завода.

Продолжение статьи читайте в печатной версии "Инвесгазеты"