Власть — уличкомам

На парламентских слушаниях обсуждалась концепция децентрализации госуправления — первая внятная разработка по вопросу административно-территориальной реформы

На парламентских слушаниях обсуждалась концепция децентрализации госуправления — первая внятная разработка по вопросу административно-территориальной реформы

В последнее время в определении "административно-территориальная реформа" стала отчетливо превалировать первая составляющая этого термина. А именно та часть, которая обходит острые углы деления территории и сосредотачивает внимание на общих вопросах самоорганизации населения.

Силы из орбиты Киевского городского головы Александра Омельченко — партия "Єдність" и Ассоциация городов Украины — представили на прошлой неделе на парламентских слушаниях практически единственную на сегодняшний день разработку в области реформы. Это Концепция децентрализации государственного управления и развития местного самоуправления. Согласно ей, суть административно-территориальной реформы выражается в децентрализации, демонополизации и деконцентрации государственной власти на местах. Власть формируется "снизу": от домовых и уличных комитетов через управы на район (округ) и городскую исполнительную власть.

Что для столицы хорошо…

Документ, можно сказать, революционный. Представляя его, авторы концепции вспоминают недавние противостояния жителей Русановки с застройщиками элитных домов и подчеркивают, что если реформа будет развиваться в этом ключе, то такие конфликты потеряют всякую основу. Предполагается, что за территориальными общинами будут установлены право собственности, перечень объектов исключительного права, а сама община получит статус новой административной единицы. В обеспечении финансовой базы удельный вес местных бюджетов в сводном бюджете Украины должен будет составлять не менее 50%, а количество общин, имеющих прямые отношения с Минфином, увеличивается до двух — двух с половиной тысяч.

Председатель столичной организации Всеукраинского объединения депутатов местных советов Валентин Дрозденко говорит, что районы городов среди перечня административно-территориальных единиц в принятом парламентом и одобренном Конституционным судом законопроекте 3207-1 изменений к Статье 133 Конституции Украины вообще не предусмотрены. По его словам, существование в городе районных администраций наряду с городской — нонсенс, излишнее дублирование функций городской власти и прикрытие для сомнительных финансовых манипуляций на местах.

Замечаний к омельченковской концепции нет даже со стороны известных оппонентов столичного мэра, таких как народный депутат Владимир Бондаренко, который на парламентских слушаниях высказывал совершенно те же мысли. Децентрализацию киевской власти, например, он тоже видит в том, чтобы в естественных образованиях наподобие Борщаговки или Академгородка создавать малые представительства государственной или городской власти.

…в национальных масштабах еще непонятно

Валентин Дрозденко заверяет, что кризис местной власти наступит сразу после вступления в силу конституционной реформы, а поэтому действовать нужно немедленно. Но если на столичном уровне идея реформы практически не вызывает вопросов, то на уровне национальном таковые имеются.

Один из вопросов, на который пока нет точного ответа, — сколько стоит реформа. По очень приблизительным оценкам, цена вопроса составляет от 15 до 20 млрд. грн. Первый заместитель министра финансов Анатолий Максюта считает, что основные законодательные акты должны быть разработаны и реализованы одновременно или в короткий промежуток времени, и это поможет сэкономить деньги. Он говорит, что средства для проведения реформы должны быть преду-смотрены в бюджетах всех уровней сразу, после того как будут приняты все необходимые законодательные акты для ее проведения.

Очевидны также противоречия между конституционной, административно-территориальной реформой и законом о выборах в местные органы самоуправления. По оценкам киевской организации Всеукраинского объединения депутатов местных советов, со вступлением в силу конституционной реформы в одной столице "безработными" останутся около 600 депутатов райсоветов.

А председатель Центризбиркома Ярослав Давыдович убежден, что существующий закон о выборах в местные органы самоуправления может привести к срыву выборов. Концептуально он во многих случаях не только не вписывается в те процедуры, которые будут осуществляться на выборах в парламент и проходить одновременно, но и предусматривает совсем другое регулирование.

Народный депутат Украины Лев Миримский считает проведение административно-территориальной реформы преждевременным. "На фоне высокого уровня политизации общества в канун парламентских выборов любое начинание власти, даже самое благое, будет восприниматься неоднозначно, — говорит он. — Я уже предвижу реакцию бизнеса на такую реформу, ведь очевидная переконфигурация, предполагающая в том числе ликвидацию административно-территориальных единиц, потребует колоссальных затрат по переоформлению разного рода разрешительной документации для предприятий".

Депутат считает, что административно-территориальная реформа должна сопровождаться бюджетной, налоговой и судебной реформами. Только тогда она обретет смысл и содержание. Миримский предлагает в качестве эксперимента в рамках АР Крым передать парламенту автономии полномочия по формированию налоговой системы на полуострове, исходя из его экономической специфики. Это, по его мнению, позволит оптимизировать деловой климат в регионе, с одной стороны, и наполнить бюджет, с другой.

Идея административно-территориальной реформы покамест не имеет общего видения в национальном масштабе, но дает обильный материал для построения различных концепций и проектов. Пока, судя по всему, наиболее подготовлена в этом смысле столица. Так что, скорее всего, реформа будет внедряться по принципу: "Делай, как я". То есть делай, как в Киеве.