- Категория
- Образование
- Дата публикации
Делегирование полномочий: польза или вред
Многие современные руководители часто пытаются расширить возможности сотрудников путем делегирования полномочий, разрешения на принятие решений, обмена информацией и учета вклада каждого. Но недавнее исследование Harvard Business Review (HBR) показало, что такой стиль руководства работает не со всеми видами деятельности и не со всеми типами сотрудников. Делегирующим руководителям нужно знать, в каких случаях расширение прав и полномочий будет наиболее эффективно.
HBR провели метаанализ всех доступных полевых исследований делегирующих руководителей — изучили результаты 105 исследований, в которые вошли данные о более чем 30 000 сотрудников из 30 стран. На основе анализа были сделаны следующие выводы:
- Делегирование полномочий гораздо эффективнее влияет на креативность и взаимопомощь в коллективе, чем обычная постановка задач руководителем.
- Руководители, которые делегируют полномочия гораздо больше доверяют подчиненным, чем остальные менеджеры.
- В восточных культурах делегирование полномочий оказывает сильное влияние на производительность, кроме того, такие руководители выглядят более привлекательно в глазах новичков.
У делегирующих лидеров работают более креативные и продуктивные сотрудники.
Такой тип руководства больше побуждает сотрудников генерировать новые идеи, думать о новых способах выполнения задач, помогать коллегам, брать на себя дополнительные задачи и быть готовым поддержать компанию сверх прямых функциональных обязанностей.
Этот эффект может быть обусловлен двумя психологическими процессами. Во-первых, сотрудники, наделенные полномочиями, чувствуют большую приверженность работе; видят смысл в том, что они делают; понимают, что они компетентны в своем деле и могут влиять на ситуацию. Во-вторых, сотрудники больше доверяют руководителю, который делегирует полномочия; прилагают больше усилий для достижения цели, понимая, что их не эксплуатируют, а работают вместе.
Делегирование не всегда повышает продуктивность рутинной работы.
Продуктивность рутинной работы, по результатам исследования, практически не отличается у всех типов руководителей. На повышение этого показателя больше влияет не расширение прав и полномочий, а хорошие отношения лидеров с сотрудниками и доверие руководителю. Таким образом, крайне важно, чтобы при попытке делегирования сотрудникам руководители не оказывали излишнего давления на команду и всегда четко ставили задачи. Ключ в этом вопросе состоит в ожиданиях сотрудников. Результаты исследований показывают, что если руководители делегируют больше или меньше, чем ожидают подчиненные, последние могут воспринимать это отрицательно.
Некоторые сотрудники активнее реагируют на расширение прав и возможностей.
- Результаты анализа показали, что делегирование полномочий повышает эффективность текущей работы больше в восточных странах, нежели в западных.
- Интересно, что расширение прав и возможностей влияет на повышение продуктивности работы новых сотрудников гораздо больше, чем тех, кто работает в компании долго.
В целом результаты анализа показали, что делегирование полномочий сотрудникам может мотивировать их и стимулировать креативность, но также это может создать дополнительные нагрузки и стресс, которые могут навредить выполнению текущих задач. Лидерам важно понимать, что делегирование полномочий оказывает положительный эффект только тогда, когда сотрудники доверяют руководителю и понимают его действия.