К культуре предвзятое отношение: может ли человек "с улицы" возглавить Госкино? 

Глава Госкино должен иметь четкое видение ситуации, знать технологию производства и распространения контента изнутри, чтобы руководить системой, независимо от смены политических сил или идеологий

Еще никогда не было столько разговоров вокруг конкурса на замещение главы Госкино (Государственного агентства Украины по вопросам кино). Длительное время он был в эпицентре скандала, о котором мы все помним.

В результате Кабмин объявил повторный конкурс, к которому были допущены 10 кандидатов. Среди них были те, кто подавался и в первый раз — это Сергей Зленко, Сергей Слепак и Станислав Куценко. Собственно, они, а также Ольга Безхмельницына и Марина Кудерчук дошли до последнего этапа. Национальное агентство по вопросам государственной службы после проведенных собеседований рекомендовало этих кандидатов к рассмотрению Кабинетом Министров (на данный момент дата собеседований официально не объявлена — Delo.ua).

Но и в этом случае конкурс на главу Госкино остается на слуху. Ситуация рассматривается со стороны компетенции претендентов на эту должность. Возникает резонный вопрос, который задают обычные люди: обязательно ли человеку быть вовлеченным профессионально в киноиндустрию, чтобы быть менеджером государственной структуры? Ведь мы хорошо знакомы с примерами того, когда человек, не имеющий опыта и знаний в определенной сфере, занимал должность управленца. Да, для украинцев, которые ходят в кино как потребители контента, выбирая фильм в качестве развлечения, не интересно детальное формирование бюджета, выделяемого на производство кино, пути его продвижения, представление на международной арене и так далее. 

Рассмотрим ситуацию с назначением "непрофильного" кандидата на примере. Я бы не села в самолет, произведенный на заводе, которым управляет, условно, повар. Ведь он вряд ли разбирается в технических особенностях строения и управления воздушных суден. Почему-то у нас есть разделение на важные и не столь важные отрасли.

В случае со сферой культуры многие люди уверены, что это не так сложно — можно научиться. Следуя этой логике и повар может научится управлять самолетами, но нет, предвзятое отношение только к культуре. Каждый считает, что способен нарисовать "Черный квадрат" Казимира Малевича, но поместить его в контекст и создать новое течение в искусстве может только Малевич.

Госкино — это не просто распределение государственного бюджета, проведение питчингов и выделение денег на производство. Это огромный механизм, который должен запускать человек, имеющий компетенции. В его обязанности входит не сидение на государственном стуле. Глава Госкино регулирует целую отрасль, лоббирует и сопровождает законодательные процессы, выполняет внутреннюю и внешнюю политику и участвует в ее формировании, совершенствует функционирование финансирования индустрии внутри страны, налаживает внешнюю коммуникацию как представить на международном рынке и так далее. Для этого человек должен понимать, как все это работает изнутри, иметь пул связей.

В случае прихода к власти в Госкино некомпетентного претендента, ему придется длительное время нарабатывать эти знакомства, изучать рынок с потребностями зрителя, его запросами, нуждами кинотеатров, проблемами дистрибьюции, пробелами в законодательной базе, особенностями фондов. На это уйдет немало времени и еще не факт, что человек поймет, как наладить все процессы. 

Безусловно, первые шаги к системному функционированию Госкино сделал предыдущий глава агентства Филипп Ильенко. Династия Ильенко прочно связана с кино вот уже 60 лет и очевидно, что внутренние механизмы индустрии им близко знакомы. За период управления Госкино Филиппом Ильенко было произведено 173 фильма и начало производство еще 194-х.

Кроме того выросло финансирование кино с 63 млн грн в год до 505 млн, проведение питчингов стало "прозрачным" — все данные находятся в свободном доступе. Был принят закон о поддержке кинематографии, который успел пережить президентское вето, несколько редакций, согласования и игнорирования, создание Совета по кинематографии, 28 украинских фильмов попали на кинофестивали класса "А", где также регулярно появляются украинские стенды и павильоны, подписали двусторонний договор о копродукции с Израилем, Меморандум о сотрудничестве между Бразильским национальным агентством по вопросам кино (ANCINE) и Госкино и соглашение о сотрудничестве в сфере кинематографа между Канадой и Украиной. 

Конечно, есть еще много над чем работать, но важно, что фундамент уже заложен. Осталось возвести здание и его строительством не может заниматься водитель троллейбуса или директор школы. Потому тот, кто возглавит Государственное агентство Украины по вопросам кино, должен быть осведомлен о кинематографе не поверхностно с любительской точки зрения. Ему нужно понимать как украинский контекст, так и его вписывание в мировой, знать тренды и уметь просчитывать их будущие изменения, чтобы вовремя направить политику агентства по нужному вектору. Этот человек обязан быть мобильным, ведь киноиндустрия меняется очень быстро.

Глава Госкино не сможет наблюдать за происходящим опосредственно, он обязательно будет напрямую вовлечен во все процессы, которые происходят в отрасли. Поэтому такой человек должен иметь четкое видение ситуации, знать технологию производства и распространения контента изнутри, чтобы руководить системой, независимо от обстоятельств, смены политических сил или идеологий.

Если же у главы Госкино нет нужных компетенций, киноиндустрия рискует остановиться в своем развитии и откатиться на годы назад. Тогда мы снова получим максимум пять релизов в год, а Украина выпадет из мирового контекста. И это только в лучшем случае.